Становление отечественных исследований в области личности спортсмена началась в 50-60 годах прошлого столетия, в основе которых лежала разработка теорий, концепций и структур личности, методологических подходов и психодиагностических методик. Наибольший вклад в разработке психолого-педагогических основ формирования личности спортсмена внесли П.А.Рудик, А. Ц. Пуни. Особое место в рамках нашего исследования отведем структуре личности. Изучение структуры личности в современной психологии основывается на пять исследовательских стратегий:
1) выделение целостных устойчивых типов личности или её подструктур;
2) поиск устойчивых измеряемых (прежде всего посредством личностных опросников) характеристик, обусловливающих относительное постоянство поведения во времени и в разных ситуациях, –черт личности, или диспозиций.
3) психодинамическая стратегия: выделение «глубинных» элементов личности, обусловливающих индивидуальную направленность поведения, субъективный характер отношения к миру;
4) интроспективная стратегия, основанная на феноменологическом описании Я, которое открывается при самоанализе интроспекции;
5) стратегия изучения механизмов субъектности, саморегуляции и самодетерминации. Её предметом служат выбираемые субъектом стратегии объяснения событий и регуляции собственных действий, в частности локус контроля, атрибуция успехов и неудач, стратегии совладения и другие установки [3].
Сегодня, отечественная наука определяет ряд подходов к определению понятия, содержания и типологических характеристик различных структур личности, среди которых особое место занимают структуры с позиций деятельного подхода, при котором признается изменение различных компонентов личности в онтогенезе.
В ряде исследований используется структура личности по К. К. Платонову, который, разделил все особенности и черты на четыре группы, образующие основные стороны личности:
1) социально-обусловленные особенности (направленность, моральные качества);
2) биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты, простейшие потребности);
3) опыт (объем и качество имеющихся знаний, навыков, умений и привычек);
4) индивидуальные особенности различных психических процессов [4].
Данная структура включает четыре подструктуры: биологически обусловленные особенности личности, такие, как темперамент, тип нервной деятельности, задатки; особенности психических процессов личности; уровень ее подготовленности (опыт); социально обусловленные качества личности — мировоззрение и направленность.
Теоретиками спорта структура личности спортсмена пока не разработана, но исследования отдельных личностных свойств ведутся весьма интенсивно. В обобщенном виде структуру личности составляют: способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки. Рассмотрим основные понятия: способности — индивидуальные устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности. Темперамент — качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства. Характер — качества, определяющие поступки человека в отношении других людей. Волевыекачества — специальные личностные свойства, влияющие на стремление человека к достижению поставленных целей. Эмоциии мотивация — переживания и побуждения к деятельности. Социальные установки— убеждения и отношения людей [2].
Среди первых исследователей, указавших на необходимость разработки структуры личности спортсмена, была Н. Б. Стамбулова. В таблице 2. Приведена типология личности по критерию отношения человека к делу.
Табл. 2. Типология личности по критерию отношения человека к делу по Н.Б.Стамбуловой
Типы личности |
Сочетание свойств |
Краткая характеристика типов |
Творец |
Инициативный, активный, ответственный |
Человек, способный выдвигать новые идеи, активно претворять их в жизнь, нести за них ответственность перед собой, другими людьми, обществом. |
Лентяй |
Безынициативный пассивный, безответственный |
Человек, который не обременяет себя как идеями, так и делами, при этом весьма доволен собой |
Авантюрист |
Инициативный, активный, но безответственный |
Человек с идеями и «практической хваткой", но не задумывающийся или игнорирующий последствия реализации своих идей для других людей, общества |
Рвач |
Безынициативный, безответственный, активный |
Человек, способный упрямо двигаться к своей цели, сметая все препятствия руководствуясь принципом: «После меня» |
Эксплуататор |
Инициативный, ответственный, но пассивный |
Человек, способный ставить цели, намечать пути их достижения и брать на себя ответственность, но использующий других людей для их реализации. |
Исполнитель |
Безынициативный, активный, ответственный. |
Человек, склонный без лишних рассуждений, добросовестно и ответственно реализовывать идеи других людей или поставленные ими. |
Прожектор |
Инициативный, пассивный, безответственный. |
Человек, живущий и мире грез и идей, настолько далеких от его реальной жизни, что он и не пытается их осуществить. |
Само-бичеватель |
Безынициативный,пассивный, ответственный. |
Человек с чувством долга, но не знающи, куда приложить свои силы, постоянно мучающийся проблемой: «Надо что-то делать. Но что?!» |
Все выше указанное, легло в основу разработки Серовой Л.К. модели личности спортсмена. Обобщенная модель представлена на рисунке 1.
Рис. 1 Обобщенная модель личности спортсмена по Серовой Л.К. [5].
Для рассмотрения вопроса нам необходимо определится с понятием спортивной деятельности. В рамках нашего исследования под спортивной деятельностью будем понимать специальный вид деятельности в определенном виде спорта. Спортивная деятельность приводит, с одной стороны, к формированию специфических качеств и структур, а с другой – к достижению спортивных результатов в данном виде спорта или в избранной спортивной дисциплине [1]. Предметом деятельности спортивной деятельности является спортсмен, который выступает в роли не только ее субъекта, направляя сознательную активность на самого себя, на совершенствование двигательных и физических возможностей, но и объекта, по отношению к противникам, товарищам по команде и др.
Общепринято, что современная спортивная деятельность разделена на три группы: спорт высших достижений, массовый спорт и профессиональный спорт. При этом, спортивная деятельность по своим основным параметрам во всех группах обладает характерными для нее особенностями и закономерностями, включающий соревновательный характер и направленность на достижение наилучшего результата. На уровень и динамику спортивного результата существенное влияние оказывают личностные особенности спортсмена, а также на процесс формирование спортивного мастерства воздействует динамика психического развития, которая проявляется в развитии психических качеств и появлении специфических свойств личности молодого спортсмена.
Успешность выполнения человеком какой-либо деятельности зависит не только от его способностей. Прежде всего и больше всего она зависит от наличия у него соответствующих знаний, умений, навыков, т. е. от того, какие выработаны у него системы временных связей. Отсюда ясно значение обучения для пригодности человека к занятию тем или иным делом. Успешность деятельности спортсменов зависит от множества факторов, наиболее значимые: полученные знания, накопленный опыт, качество подготовки, работу тренера. Но одно из важнейших мест занимают субъектно-личностные качества спортсменов.
Следовательно, в спорте, достижение успеха возможно лишь при правильном учёте индивидуальных особенностей личности спортсмена и при формировании на этой основе специфического технико-тактического стиля. Лишь зная индивидуальные особенности личности спортсмена, можно наиболее полно развить и эффективно использовать его возможности. Особо следует подчеркнуть, что личность обладает определенной целостностью, которая обеспечивается интегрирующей функцией эмоций, мотивов и воли. Эмоции и мотивы побуждают спортсмена к проявлению определенных черт характера, а воля (через волевые усилия) осуществляет реализацию деятельности с помощью этих черт характера [2]. Все это обуславливают деятельность спортсмена в процессе тренировки.
Таким образом, спортивная деятельность является ресурсом для воспитания личностных качеств, формирующих систему навыков, направленных на развитие индивидуальные особенностей, способностей и волевых качеств.