Введение
На сегодняшний день адаптация как механизм психики является важной темой многих исследований, в частности связанных с вопросами обучения. Поскольку от успешности процесса адаптации в учебном заведении зависит дальнейшие карьера, социализация и становление человека как полноценного члена общества данная тема актуальна в современном мире, как никогда. Адаптация в широком смысле слова объединяет сразу два аспекта: биологический и социальный. Биологический фактор адаптации заключается во включении биологического существа к устойчивым и изменяющимся средовым и организменным условиям [1, с.5]. Если же говорить о социальном аспекте адаптации, то он направлен на использование потенциала социальной среды, в том числе и использование коммуникативных связей. Таким образом, адаптация – это перестройка психики индивида под воздействием различных объективных факторов окружающей среды, а также способность человека приспосабливаться к требованиям этой самой среды исключая ощущения внутреннего дискомфорта без конфликта со средой[3,с.14].
Цель исследования:
выявить схожие адаптационные сложности первоклассников и первокурсников
Материал и методы исследования:
теоретическое изучение и анализ литературы по теме, ее сравнительный анализ, аналогия, обобщение, синтез
Результаты исследования и их обсуждение:
Основные положения теории адаптации, сформулированные в трудах П.К. Анохина, И.М. Павлова, Г. Селье, И.М. Сеченова и др., позволяют раскрыть сущность процесса адаптации как единство взаимодействующих сторон – человека и среды с присущими ему противоречивыми моментами. В основе этого лежит активность социальной среды, с одной стороны, и активность личности, с другой. При рассмотрении проблем адаптации человека принято выделять три функциональных уровня: физиологический, психологический и социальный [1, с.6].
На физиологическом уровне адаптация означает поддержание человеческого организма и его параметров в пределах, обеспечивающим нормальную жизнедеятельность при изменении внешних факторов. Данная функция также именуется гомеостазом, то есть рассматривается как поддержание внутреннего постоянства. В результате процессов гомеостаза организм человека находится в равновесии со средовыми факторами.
На данном уровне адаптации и школьники, и студенты имеют схожие трудности. Им необходимо привыкнуть к работе в новом режим. Первоклассники испытывают «физиологическую бурю» в первые 2-3 недели адаптации. Это самое тяжелое время для ребенка. Часто в результате новых воздействий на организм школьника возникает значительное напряжение фактически всех систем, в результате чего часто дети заболевают к концу первого месяца обучения. Далее наступает этап неустойчивого приспособления, в ходе которого организм первоклассника находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия. Завершающим этапом становится период относительно устойчивого приспособления [4, с.1]. Детский организм уже с гораздо меньшим напряжением реагирует на различные внешние нагрузки. В целом адаптация первоклассника занимает от двух до шести месяцев, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.
Адаптацию первокурсника условно можно разделить на два периода. Период нестабильной адаптации соответствует начальному этапу обучения, в период которого студент находится в поиске пути приспособления к изменившимся условиям обучения: новая организация учебного процесса, появление ответственности в более широких смыслах, самообучение, переезд в другой город для обучения в ВУЗе и другое. Период стабильной адаптации наступает ближе к началу третьего года обучения. В рамках этого периода студент имеет готовые алгоритмы для бытовой и учебной деятельности, организуя свое время и ресурсы грамотно, без излишнего ущерба для своего организма.
На психологическом уровне адаптации обеспечивается нормальная работа всех психических структур при воздействии внешних психологических факторов. Психологическая адаптация школьника включает в себя личностно-мотивационную, волевую и учебно-познавательную сферу сторону психики. Для первоклассника это его настрой, готовность к получению знаний, мотивация к обучению, соответствие психических процессов возрасту, адекватная самооценка. Таким образом для успешной адаптации ребенку необходимо принять новую систему требований, связанных с выполнением учебной деятельности.
Для первокурсника психологическая адаптация связана с мотивационным, эмоционально-волевым и интеллектуальным развитием личности. При таком виде адаптации у студента происходит перестройка мотивов поведения, формирование умений, навыков, привычек, особенности темперамента, сенситивности и учебных способностей. При этом необходимо учитывать пол, возраст и особенности телосложения. Успешность психологической адаптации студента заключается с гармоничным развитием личности, ее принятием окружающей обстановки и правил.
Социальная адаптация обеспечивает приспособление к уже сложившейся социальной среде. Социальная адаптация ребенка к школе заключается в умении взаимодействовать с педагогом, одноклассниками, умение подчиняться новым для него школьным правилам. Успешность его адаптации во многом зависит от родителей и педагогов, от их умения создать благоприятные условия для развития его коммуникативных навыков, обучения выстраивать социальные связи [2, с. 20]. Ребенок должен научиться не только социальным навыкам, таким как общение, взаимодействие в группе и так далее, но и адекватно воспринимать новые правила, подчиняться им не в ущерб самому себе.
Для студента социальная адаптация заключается в принятии личностью ценностей и норм других людей, новой социальной среды. Происходит формирование формальных и неформальных связей, форм социального взаимодействия и предметной деятельности. Успешность заключается в формировании таких форм поведения, которые бы не противоречили нормам и правилам новой социальной группы, а также удовлетворяли бы самого студента.
Процесс адаптации к новому учебному учреждению, будь то школа или ВУЗ, это многоплановый процесс, включающий в себя биологический, психологический и социальный аспекты. Эти аспекты не существуют в разрыве друг от друга, а работают комплексно. Без приспособления к новому режиму учебной деятельности невозможно выстроить нормальную работу психических процессов – ребенок или подросток будет элементарно уставать, а значит не сможет, например, концентрировать внимание на учебной деятельности. Не существует четкого разделения на три уровня адаптации, такое разделение скорее условно, поскольку в человеке взаимосвязано и физиологическое, и психологическое, и социальное. В случае противоположного адаптации процесса возникает дезадаптация. В этом случае человек теряет способность к приспособлению к состоянию среды. Именно поэтому важно создать для ребенка и подростка условия для скорейшей адаптации. В ином случае могут возникнуть стереотипы познавательной деятельности студентов, которые сформировались еще в процессе обучения в школе.
В ходе школьного обучения основная деятельность по усвоению навыков и знаний сводится к осуществлению педагогом различных методов, облегчающим познавательную деятельность. В качестве домашней работы школьнику остается только заучивание материала. Данный стереотип опасен для первокурсника тем, что при обучении в ВУЗе у него отсутствует владение мыслительными операциями по овладению материалом. Поскольку процесс обучения студента опирается на репродуктивное мышление и требует принятия эффективных решений в сложных ситуациях и при этом успешно адаптироваться к ним и новой деятельности, то возникает необходимость преодоления данного стереотипа с первого курса обучения.
Следующий стереотип связан с закреплением и повторением материала. Структура школьного урока предполагает разъяснение нового материала в единстве с повторением прошлого. В ВУЗе по большей части такое единство отсутствует. При этом студенту предъявляется материал на лекционных занятиях, когда как практические, частично повторяющие информацию разделяются большим промежутком времени [8, с. 3].
В ВУЗе отсутствует система постоянного контроля над эффективностью усвоения знаний. Контроль же в школе осуществляется фактически на каждом уроке. Конечно, при такой системе первокурсник получает свободу действий, однако не всегда контролирует сам себя. Происходит перестройка стереотипов отношений к преподавателю, которые формировались длительное время в средней школе [5, с.211].
Важную роль в успешности обучения студента играет эффективная и грамотная самоорганизация. Учебные занятия в ВУЗе обладают в большинстве своем применительно к деятельности усвоения знаний ориентирующий, учредительный характер. Лекции выступают при этом, задающим вектор творческой самостоятельной деятельности. Студенту необходимо организовать конспект таким образом, чтобы при воспроизведении по нему информация обновлялась, а не становилась чем-то новым и непонятным. При этом студенту необходимо самостоятельно приобретать знаний различными путями, будь то работа с дополнительной литературой, учебниками, научными источниками, конференции и прочее [7, с.4]. В процессе же школьного обучения литература сводится к небольшому объему первоисточников, которые в дальнейшем прорабатываются с учителем. Это означает, что первокурсник просто не обладает необходимым навыком самообразования в должном виде.
Выводы :
Исходя из выше сказанного можно перечислить те факторы, к которым необходимо адаптироваться школьникам и студентам:
Фактор |
Первоклассник |
Первокурсник |
Место обучения |
Чаще возле дома, однако часто ребенка отдают в ту или иную школу (по факторам престижа, уклона наличию определенных преподавателей), которая находится далеко. Ребенку придется вставать раньше. В дальнейшем научиться самостоятельно добираться и возвращаться |
Чаще ВУЗ находится в другом городе, что обязывает студента или к постоянным выездам на несколько часов раньше, или к постоянному проживанию в другом городе |
Место проживания |
Чаще с родителями, однако иногда детей оставляют на неделе у родственников, чтобы было удобнее добираться до определенной школы |
Чаще в другом городе, отдельно от родителей: общежитие, съемная квартира, у родственников |
Финансы |
Чаще ребенку все закупают родители, однако бывают случаи, когда первоклассник самостоятельно должен сходить в столовую или купить новую тетрадь |
Первокурсник полностью контролирует свои финансы. Живет в пределах материальной помощи родителей и ВУЗа или ищет работу. Учится грамотно распределять деньги на длительный период |
Расписание и длительность занятий |
Ребенку необходимо научиться контролировать себя и спокойно высиживать школьные уроки с самого утра. Часто школьник свободен уже к обеду. Расписание стабильное на всю четверть/год |
Расписание бывает не стабильным, учеба может начинать как с утра, так и с обеда или позднее. Время одной пары возрастает вдвое. Часто возникают «окна», в которые студенту необходимо себя занять, а также замотивировать на продолжение учебы |
Степень свободы |
Обычно первоклассника собирают, отводят и приводят из школы родители/родственники. Если у них отсутствует такая возможность, то ребенку необходимо все это делать самостоятельно |
Студент, начавший обучение в ВУЗе, проходит так называемое «испытание свободой». Родители не могут контролировать его полностью, и студент фактически может делать то что хочет |
Ответственность |
Первоклассник не несет фактически никакой ответственности, за него это делают родители. Ему необходимо только записывать домашнее задание, напоминать родителю о нем и т.п. |
Студент несет ответственность за все свои решения. Необходимо отвечать за поступки и слова |
Социальная сфера |
Ребенок оказывается в новом коллективе, в котором ему помогает адаптироваться педагог (с которым тоже нужно наладить контакт) |
Студент оказывается в новом коллективе уже сформированных личностей со своими убеждениями и понятиями. Необходимо также наладить коммуникацию со всеми преподавателями, которые ведут занятия |
Гиподинамия |
Ребенок (особенно с СДВГ) испытывает колоссальную потребность в физической активности. Ему очень трудно сидеть на занятиях и внимательно слушать учителя |
В период обучения в ВУЗе студент (при отсутствии дополнительной физической активности) страдает от низких мышечных нагрузок. Одна-две пары в университете не могут полностью закрыть потребность в активности молодого и крепкого организма |
Стресогенный фактор |
Ребенок оказывается в совершенно новой для него среде. Появляется большое количество правил и обязанностей, гиподинамия. Занятость в школе днем, а также дома, при выполнении домашней работы |
Студенты систематически находятся под влиянием различных эмоциональных переживаний, связанных с реализацией своих планов, установлением контактов, успешности в обучении |
Необходимо адекватно понимать условия, к которым необходимо приспособиться и исходя из них принимать перечень действий, направленный на скорейшую успешную адаптацию. Если в школьный период первокласснику помогают родители и педагог, то студенту, то студенту гораздо сложнее. Ему необходимо моментально выйти из детской позиции, принимать ответственность и перебарывать стереотипы обучения в школе. Однако нельзя сказать о том, что адаптация первоклассника проще. Ему помогают, однако учебная среда для него становится совершенно новой, в то время как для студента учеба – уже привычная деятельность.