Введение. В соответствии с законом «Об образовании» здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики.
По данным ВОЗ состояние здоровья школьников начало резко ухудшаться. Такое заявление было сделано участниками круглого стола, прошедшего в государственной думе 19 июля 2019 года [1]. На 15% выросло количество выявленных хронических заболеваний.
Цель исследования. Основными задачами в статье является анализ состояния здоровья школьников по сравнению с прошедшими годами, объяснить причины этой разницы и разработать рекомендации для улучшения.
Материал и методы исследования. Метод исследования включал анализ подходящих источников информации.
Результаты исследования и их обсуждение. Настоящей неприятностью для общества в целом и учащихся школ в частности становится гиподинамия. Это касается не только слабости мышц рук и ног - недостаток движения влияет на работу миокарда, причем очень негативно.
Из-за дефицита двигательной активности в мире ежегодно происходит около 1 млн. смертей. Движения требуются ребенку ежечасно, но в связи с особенностями учебного процесса по времени они распределяются неравномерно. Школьники попадают в особую группу риска, в связи с происходящими у них в организме бурными психофизическими перестройками.
Первый зампред думского комитета по образованию и науке Геннадий Онищенко, на заседании участников круглого стола, говоря о здоровье подрастающего поколения, назвал ряд факторов, которые влияют на здоровье школьников и несут в себе реальную угрозу здоровью нации в будущем [1].
Во-первых, это слишком большие, часто чрезмерные учебные нагрузки детей, которые начинаются буквально с первых лет обучения детей в школе.
Во-вторых, не редкостью стало распространение среди старшеклассников вредных привычек, которые не могут не сказываться на здоровье. В частности, было названо курение, которому, согласно исследованиям, подвержена треть учащихся одиннадцатых классов Российских школ. Причем, это касается не только юношей, но и девушек.
Еще одним немаловажным фактором Онищенко назвал плохое школьное питание. Но самой главной болью отечественных образовательных учреждений, он считает отсутствие в школах штатного медицинского персонала. Такая ситуация, по мнению Онищенко, может привести к самым печальным последствиям, включая даже смертность учащихся.
Все эти факторы в совокупности привели к тому, что у учеников Российских школ показатели здоровья ухудшаются с каждым годом и тенденции на снижение данного процесса в ближайшем будущем, к сожалению, ожидать не приходится.
Только за последние три года выросло в 1,5 раза число хронических заболеваний среди школьников. Такие данные были приведены заместителем директора Национального исследовательского медицинского центра здоровья детей Анной Седовой. Она же указала еще одну причину болезненности детей – санитарное состояние самих школ [2].
Были высказаны опасения по поводу внедрения в подавляющем большинстве школ цифровой образовательной среды. Данное нововведение начало внедряться без проведения предварительных исследований и санитарных экспертиз, не были исследованы потенциальные риски такого внедрения [3, с. 15].
Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей при Минздраве России в течение десяти лет проводил исследования в 4-х московских школах, которые показали, что состояние здоровья детей в период обучения в школе (с 1 по 11 класс) стабильно ухудшается.
Дети, которые были признаны здоровыми при поступлении в первый класс (а их было всего чуть более четырех процентов), к концу обучения показывали ухудшение показателей по здоровью.
Мальчики чаще всего страдают от язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, ожирения, плоскостопия, бронхиальной астмы и гипертонии. Среди девочек больше распространены нарушения в области массы тела – дефицит веса, головные боли, неврозы, близорукость [4].
Важно вызвать в каждом ребенке желание заниматься физкультурой и спортом. Только в том случае, если ученики будут заниматься физическими упражнениями с желанием и проявлять инициативу в самостоятельных занятиях, в посещениях внеурочных мероприятий, кружков или секций, выполнять процедуры для закалки организма, можно достичь гармоничного физического развития, правильного отношения детей к поддержке и укреплению своего здоровья.
Растет тенденция к дисгармоничному физическому развитию учащихся и снижению их работоспособности. Увеличилось количество случаев нарушения осанки, проблем с опорно–двигательным аппаратом, нередки болезни сердечно - сосудистой системы [5, С. 38].
Существует прямая связь уровня физической активности, физического воспитания среди современных школьников и состоянием их здоровья. Образовательные программы с каждым годом усложняются, что сокращает возможность двигательной активности, так как ребенок вынужден практически все свое время проводить за учебными занятиями.
Кроме того, ни для кого не секрет, что даже в свободное время дети очень мало двигаются. Большинство из них подвижным занятиям и свежему воздуху предпочитают компьютерные игры. Все эти факторы в совокупности приводят к возникновению неблагоприятных социально-биологических последствий.
В такой ситуации задача школы использовать весь свой потенциал для улучшения здоровья детей и формирования у них мировоззрения, основанного на бережном отношении к своему здоровью, осознании важности занятий спортом и ведения здорового образа жизни.
Для многих детей школьные уроки физкультуры являются единственным местом их двигательной активности, поэтому на учебное заведение в этом вопросе ложится основная нагрузка.
Таким образом, задача образовательного процесса не только поддержание физической формы детей, но и увеличение их физической активности, которая складывается из нескольких компонентов. Активность является нормальной, если примерно соответствует следующему распорядку:
- утренняя гимнастика;
- ходьба (несколько километров в день);
- подвижные занятия во время учебных перерывов и периодические паузы в течение дня, заполняемые двигательной активностью;
- периодическая двигательная деятельность различной направленности.
В норме, физическая деятельность должна составлять не менее пятой части бодрствования ребенка в течение суток. Ее направленность определяется возрастными особенностями детей.
Занятия физической деятельностью только на уроках в школе не могут дать полноценной двигательной нагрузки, поэтому необходимы также проведение дополнительных внеурочных занятий или тренировки детей в спортивных секциях 8-12 ч. в неделю.
Поступление в школу является стрессовым фактором для ребенка, так как его физическая активность снижается наполовину, вследствие того, что урочная деятельность, в основном предполагает статическое положение. Это приводит к возникновению противоречия: двигательная активность необходима для успешной умственной деятельности, так как стимулирует работоспособность, а необходимость в процессе обучения долгое время пребывать в неподвижном состоянии, напротив, снижает снабжение мозга кислородом, а следственно снижает способность к интеллектуальной деятельности.
Развивающаяся гиподинамия приводит к сердечно-сосудистым заболеваниям, сахарному диабету, проблем с эндокринной системой, ожирению и другим, не менее неприятным заболеваниям.
Во взрослом состоянии для юношей это чревато сложностями в адаптации к срочной армейской службе, девочки, в дальнейшем могут испытывать осложнения при родах.
Заключение. Исходя из всего вышесказанного, как в школе, так и в домашнх условиях необходимо соблюдать строгий баланс двигательной активности для детей школьного возраста. С одной стороны нельзя допускать переутомления детей от физических нагрузок, с другой - всячески предотвращать появление гиподинамии.