Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

THE CONCEPT OF HUMAN KNOWLEDGE IN THE SYSTEM OF MATERIALISTIC PHILOSOPHY OF IMMANUEL KANT

Odintsova V.P. 1
1 Samara state technical University
The great philosopher Immanuel Kant has left a priceless legacy in which his diverse interests have been remarkably well reflected - he has published a vast array of works from ethics, religion and law to brilliant physics, mathematics and geography. However, the main guiding principle of his activity was philosophy. He formulated the well-known principle: «Consider mankind both in person and in person, and in person of others not only as a means but also as a goal», putting forward the idea of «eternal peace», having in its basis the economic disadvantage and legal prohibition of war. The principles formulated by the philosopher are still the standard of moral dignity and are actively discussed throughout the world. In his writings, Kant redefines the entire new European tradition, rejecting both rationalism and empiricism. The search for alternative doctrines of knowledge led the philosopher to unexpected discoveries. The concepts of transcendental ideas, phenomenal and unadulterated levels of existence - all of these arouse genuine interest both from experienced thinkers and young people entering the world of fundamental philosophy.
cognition
phenomenon
noumenon
transcendental ideas
laws of interpretation

Введение

Согласно анализу опубликованных показателей объективной системы оценки публикационной активности, данные российских и зарубежных баз цитирования соотносятся неравномерно. Значительное количество написанных работ имеют невысокие показатели упоминаний в рамках проекта Российского индекса научного цитирования [8]. В это число, конечно же, входят и работы научного характера, написанные студентами российских высших учебных заведений.

К еще недостаточно освещённым сферам научных исследований относятся и принципиально повлиявшие на развитие мировой философии идеи великого мыслителя Иммануила Канта. К примеру, понятие трансцендентализма выходит за пределы «кантоведения», и потому желательно, чтобы он был упомянут и влиял на результаты, продукты исследований и других областей науки.

Данная статья раскрывает блестящие открытия И. Канта в контексте изучения познания, опыта и взаимосвязей явлений и законов интерпретации.

Биографические предпосылки

Иммануил Кант – великий немецкий философ, идеи и концепции которого изменили взгляд на понимание идеального объективизма и субъективизма. Именно его работы помогли человечеству переосмыслить познание мира отдельным субъектом.

Будущий философ родился в 1724 году в семье шорника. С раннего детства он проявлял себя как смышлёный и способный ребёнок, и уже в восьмилетнем возрасте известный немецкий богослов Франц Шульц порекомендовал его в престижную гимназию христианской направленности – в ней дети обучались религиозным ценностям и готовились к высоким церковным должностям. Здесь сформировались нравственные взгляды юного Канта – в дальнейшем все свои идеи он будет строить в согласии с теологическими догмами о существовании Бога, а библейские истины будут взяты за основу многих его принципов, в том числе и «идеале государственного устройства».

Иммануил Кант полюбил латынь и проводил своё свободное время за чтением классических авторов. Не оставил без внимания и творчество древних авторов: Луция Сенека, Лукреция, Горация. Изучал древнегреческую философию и литературу.

Обучение в гимназии не только сильно повлияло на его интеллектуальное развитие, но и заставило будущего великого учёного анализировать человеческое восприятие и познание мира через призму эмоционального и духовного состояния отдельного индивидуума. Спустя годы Кант отзывался о процессе обучения в гимназии весьма негативно, приравнивая своё образование к рабству. Он говорил, что постоянный вынужденный контроль душевного состояния учеников – «наблюдение за собой» - буквально сводит с ума. Кроме того, юношу возмущали жестокие телесные наказания. В будущем уже зрелый Кант назвал эту доктрину воспитания «рабским мышлением». Эти жизненные обстоятельства обосновывают идеи свободы воли и самоопределения в его трудах. Он рассматривал свободу как независимость воли от принуждения [1].

Понятие трансцендентализма

В основе учения Канта лежит трансцендентальная философия, заключающаяся в систематизации структуры опыта, имеющей дело с видами вероятного знания о предметах, создающая конструкцию соображений априорного синтеза, споспешествующая расширению знания.

Потребность в поиске априорных сведений И. Кант особенно усматривал в точных науках, таких как физика, поскольку, выступая подобием методологической базы разумного знания, данные отображают специфику внешних и закономерных вариантов построения академического познания.

Выделение мыслей и категорий представляет собой предмет трансцендентальной логики Канта, в рамках которой человек выводит критерии объективного использования разума.

На этой почве полагается опытное знание, образующее науку – естествознание. Здесь же ориентируются составляющие навыков, исследующих чистые формы воззрения и рассудка. Поскольку чувства базируются на наружных эмоциях, они предполагают собственный источник – «вещь в себе» [1], абсолютным знанием которой не обладает никто из живущих человеческих существ. Мы имеем возможность лишь предполагать, является ли она причиной для чего-либо, какая материя лежит в её основе и содержит ли она многое в своём составе.

Таким образом, любые познавательные формы подразумевают использование только в мире явлений, к оставлению отблеска опыта в человеческой памяти, и не имеют шансов распространяться на трансцендентное – наружные истоки.

Обращаясь к вопросам метафизики о внешних источниках, не поддающихся познанию, человек, по Канту, использует единственные целесообразные и действительные методы взаимодействия об информации – суждения.

Философ выделял следующие виды суждений:

1) аналитические и синтетические. Последние подразумевают, что истинность их не находится в зависимости от логической конфигурации, а определяется лишь настоящим содержанием, соотношение которого для данного явления либо принимается, как постулат, либо определяется опытным методом, как в случае эмпирического познания. Противоположностью синтетическому знанию ставится аналитическое, для определения истинности которого необходимо представить его к бинарному виду «Альфа есть Альфа», то есть концентрация её заключается в логической форме явления в противовес его содержанию.

2) выводные и предпосылочные. Выводные знания, связанные непосредственно с формальной логикой, представляют собой суждения, смоделированные лишь теоретически и приобретённые без обращения к настоящим физическим процессам, без воззвания к проведённым ранее экспериментам.

3) интуитивные и дискурсивные. Дискурсивное знание представляется первичным и необходимым условием развития интуиции в сфере сознания, оно эмпирически дополняет свершившийся эмоционально-мыслительный процесс, называющийся, в свою очередь, интуитивным знанием.

4) априорные и апостериорные. Апостериорные суждения исходят из эмпирического восприятия, и потому, будучи основано на предшествующих событиях, имеет маловероятный характер, допускающий, что вскоре произойдёт явление, идущее вразрез с прежними убеждениями. Априорное знание же организует и упорядочивает разрозненные отрывки приобретённых знаний, чаще всего полученных чувственно. В эти формы знания на сегодняшний момент классифицируют связные и систематизированные научные достижения.

В своём труде «Критика чистого разума» И. Кант писал: «Хотя всё наше познание иначинается сопыта, вместе сопытом, отсюда неследует, что оно целиком происходит изопыта» [1]. В своих исследованиях философ допускал, что опыт, конечно, играет неотъемлемую роль в процессе познания, однако, предоставляя возможность произносить суждения только сравнительно общие и нужные, он в то же время не позволяет постичь абсолютную истину.

Кант описывал особый тип не зависящих от опыта идей, которые выходят за пределы возможного интеллектуального познания: мир, душа и Бог. При этом признание трансцендентных идей не обязательно значит, что соответствующие вещи существуют на самом деле. Так, существование идеи Бога не доказывает, что Он существует, однако и отсутствие Бога из этого утверждения вывести нельзя. Таким образом, рациональное знание о трансцендентных вещам не представляется возможным. Противоположное трансцендентному Кант называл имманентным (лат. «пребывающий внутри»), то есть тем, что находится внутри самой вещи и является неотъемлемой её частью, а также связывает её свойства и признаки.

Кант писал: «Я называю трансцендентальным всякое познание, занимающееся не столько предметами, сколько видами нашего познания предметов, поскольку это познание должно быть возможным a priori» [3]. Под трансцендентальным философ предполагает то, что делает нас возможными испытывать на себе определённые явления, составляющие опыт- к примеру, пространство и время. Так как трансцендентальный уровень познания стоит интерпретировать, как наивысший из всех доступных, становится очевидной невозможность существования «чистого» разума – мышление человека всегда было и будет подвержено субъективным изменениям. Кант считал, что порядок можно и необходимо установить только с помощью трансцендентальных форм рассудка – количества, отношения, качества и модальности [7].

Теория познания

И. Кант определил, что основополагающим аспектом для решения главных философских проблем, таких, как бытие, человеческая душа, мораль и религия, нужно изучить возможности и рамки человеческого познания. Потому свои работы философ посвятил вопросам: «что я могу знать?», «что я должен делать?» и «на что я смею надеяться?». Вместо догматического метода познания, он брал за основу способ критического философствования, который предполагал исследование приёмов разума, как такового, а также изучения, насколько широки его границы. Кант утверждал, что сами существующие вещи и то, какими их воспринимает человек, следует рассматривать отдельно друг от друга, подобно различным явлениям. Мы познаём всё, что нас окружает не таким, каким оно является на самом деле, а лишь через призму того, каким мир представляется лично нам. Таким образом, человеческому знанию подвластно только содержание уже имеющегося опыта [3].

Иными словами, отвергая чувственность, Кант говорил о том, что окончательного и объективного знания об окружающем мире мы получить не в состоянии. Получается, что основная трудность состоит в том, что вещь существует сама по себе, вне зависимости от нашего эмпирического восприятия. Кант также ввёл термин «вещь в себе», указывающий на ограниченность человеческого познания в физическом мире.

Феномены и ноумены

Кант полагал, что независимо от людей и обстоятельств вещи по умолчанию являются ноуменами (греч. «постигаю»). Они остаются непознанными и неизменными, так как в процессе познания человеком мы уже обращаемся к феноменам (от греч. «явление») [2]. Таким образом, мы никогда не узнаем, каким на самом деле является ноуменальный мир, ведь кроме чувственного восприятия на результате познания накладывает отпечаток предшествующее знание, а также уже приобретённые и закрепившиеся в сознании установки.

Основная идея Канта состоит в том, что человек одновременно существует в двух мирах. С одной стороны нас окружает мир явлений, где всё уже определено характером самой личности, и действует сам человек согласно своим склонностям, симпатиям и эмоциям. Однако кроме эмпирического «измерения», существует и другой, мир «вещей в себе», где события и изменения не подвластны ни человеческим импульсам, ни случайным обстоятельствам. Получается, что наша жизнь полна сфер, в которых научные методы исследования не имеют силы и смысла [4].

Все наши представления сознание на самом деле приписывает к различным явлениям, и подобно тому, как проявление сущности чего-либо суть не что иное, как представления, то сознание приводит их к определённому объекту чувственного созерцания.

Выводом всей трансцендентальной эстетики И. Канта стало осознание предпосылки слияния к мира феноменов и мира ноуменов, построений умозаключений чистого разума. По убеждению философа, рассудок чётко определяет рубеж сферы эмоциональности и познанию с ее помощью объектов так, чтобы она была ориентирована на метод появления вещей в себе.

Основная идея заключается в том, что процессы восприятия мира явлений находятся в прямой зависимости от личности каждого отдельного субъекта, от его индивидуальной природы. Главная цель людей, о которой на фоне бесконечного влечения удовлетворить вещественные потребности они в основной своей массе забыли, - создать такое представление всего, что нас окружает, чтобы ноуменальный и феноменальный мир, синтезированные в одно целое, выступили объективной и понятной для каждого, упорядоченно выстроенной субстанцией. Именно на человечестве лежит ответственность за структуру и общее представление ноуменальных конструкций человеческого сознания, имеющих влияние и оставляющее как на всей нашей планете, так и даже за её пределами.

Заключение

Итак, мы рассмотрели в своё время перевернувшую мир философии концепцию познания Иммануила Канта, который раз и навсегда утвердил: сознание человека – это не простой набор мыслей и связей, это духовная конструкция, состоящая из материалов эмпирического восприятия, а также уже имеющихся логических установок. Мы получаем знания в результате сложно устроенного и многоэтапного процесса познания, имеющего определённые границы. И именно в процесс их определения внёс свой неоценимый вклад И. Кант. После долгих исследований философ пришёл к выводу, что собственными действиями человек всегда демонстрирует образец поступков для других [6], однако ввиду неоднородного восприятия и индивидуальных внутренних конфликтов совершенного и одинаково нравственного общества достичь нам никогда не удастся: вне человечества есть независимый от времени и пространства мир «вещей в самих себе», о которых нам неизвестно ничего, и мы не сможем убедительно делать выводы о столь недоступных и непознанных явлениях. В этом состоит основная проблема концепции человеческого познания окружающего мира в учении этого великого философа.