Введение
Согласно анализу опубликованных показателей объективной системы оценки публикационной активности, данные российских и зарубежных баз цитирования соотносятся неравномерно. Значительное количество написанных работ имеют невысокие показатели упоминаний в рамках проекта Российского индекса научного цитирования [8]. В это число, конечно же, входят и работы научного характера, написанные студентами российских высших учебных заведений.
К еще недостаточно освещённым сферам научных исследований относятся и принципиально повлиявшие на развитие мировой философии идеи великого мыслителя Иммануила Канта. К примеру, понятие трансцендентализма выходит за пределы «кантоведения», и потому желательно, чтобы он был упомянут и влиял на результаты, продукты исследований и других областей науки.
Данная статья раскрывает блестящие открытия И. Канта в контексте изучения познания, опыта и взаимосвязей явлений и законов интерпретации.
Биографические предпосылки
Иммануил Кант – великий немецкий философ, идеи и концепции которого изменили взгляд на понимание идеального объективизма и субъективизма. Именно его работы помогли человечеству переосмыслить познание мира отдельным субъектом.
Будущий философ родился в 1724 году в семье шорника. С раннего детства он проявлял себя как смышлёный и способный ребёнок, и уже в восьмилетнем возрасте известный немецкий богослов Франц Шульц порекомендовал его в престижную гимназию христианской направленности – в ней дети обучались религиозным ценностям и готовились к высоким церковным должностям. Здесь сформировались нравственные взгляды юного Канта – в дальнейшем все свои идеи он будет строить в согласии с теологическими догмами о существовании Бога, а библейские истины будут взяты за основу многих его принципов, в том числе и «идеале государственного устройства».
Иммануил Кант полюбил латынь и проводил своё свободное время за чтением классических авторов. Не оставил без внимания и творчество древних авторов: Луция Сенека, Лукреция, Горация. Изучал древнегреческую философию и литературу.
Обучение в гимназии не только сильно повлияло на его интеллектуальное развитие, но и заставило будущего великого учёного анализировать человеческое восприятие и познание мира через призму эмоционального и духовного состояния отдельного индивидуума. Спустя годы Кант отзывался о процессе обучения в гимназии весьма негативно, приравнивая своё образование к рабству. Он говорил, что постоянный вынужденный контроль душевного состояния учеников – «наблюдение за собой» - буквально сводит с ума. Кроме того, юношу возмущали жестокие телесные наказания. В будущем уже зрелый Кант назвал эту доктрину воспитания «рабским мышлением». Эти жизненные обстоятельства обосновывают идеи свободы воли и самоопределения в его трудах. Он рассматривал свободу как независимость воли от принуждения [1].
Понятие трансцендентализма
В основе учения Канта лежит трансцендентальная философия, заключающаяся в систематизации структуры опыта, имеющей дело с видами вероятного знания о предметах, создающая конструкцию соображений априорного синтеза, споспешествующая расширению знания.
Потребность в поиске априорных сведений И. Кант особенно усматривал в точных науках, таких как физика, поскольку, выступая подобием методологической базы разумного знания, данные отображают специфику внешних и закономерных вариантов построения академического познания.
Выделение мыслей и категорий представляет собой предмет трансцендентальной логики Канта, в рамках которой человек выводит критерии объективного использования разума.
На этой почве полагается опытное знание, образующее науку – естествознание. Здесь же ориентируются составляющие навыков, исследующих чистые формы воззрения и рассудка. Поскольку чувства базируются на наружных эмоциях, они предполагают собственный источник – «вещь в себе» [1], абсолютным знанием которой не обладает никто из живущих человеческих существ. Мы имеем возможность лишь предполагать, является ли она причиной для чего-либо, какая материя лежит в её основе и содержит ли она многое в своём составе.
Таким образом, любые познавательные формы подразумевают использование только в мире явлений, к оставлению отблеска опыта в человеческой памяти, и не имеют шансов распространяться на трансцендентное – наружные истоки.
Обращаясь к вопросам метафизики о внешних источниках, не поддающихся познанию, человек, по Канту, использует единственные целесообразные и действительные методы взаимодействия об информации – суждения.
Философ выделял следующие виды суждений:
1) аналитические и синтетические. Последние подразумевают, что истинность их не находится в зависимости от логической конфигурации, а определяется лишь настоящим содержанием, соотношение которого для данного явления либо принимается, как постулат, либо определяется опытным методом, как в случае эмпирического познания. Противоположностью синтетическому знанию ставится аналитическое, для определения истинности которого необходимо представить его к бинарному виду «Альфа есть Альфа», то есть концентрация её заключается в логической форме явления в противовес его содержанию.
2) выводные и предпосылочные. Выводные знания, связанные непосредственно с формальной логикой, представляют собой суждения, смоделированные лишь теоретически и приобретённые без обращения к настоящим физическим процессам, без воззвания к проведённым ранее экспериментам.
3) интуитивные и дискурсивные. Дискурсивное знание представляется первичным и необходимым условием развития интуиции в сфере сознания, оно эмпирически дополняет свершившийся эмоционально-мыслительный процесс, называющийся, в свою очередь, интуитивным знанием.
4) априорные и апостериорные. Апостериорные суждения исходят из эмпирического восприятия, и потому, будучи основано на предшествующих событиях, имеет маловероятный характер, допускающий, что вскоре произойдёт явление, идущее вразрез с прежними убеждениями. Априорное знание же организует и упорядочивает разрозненные отрывки приобретённых знаний, чаще всего полученных чувственно. В эти формы знания на сегодняшний момент классифицируют связные и систематизированные научные достижения.
В своём труде «Критика чистого разума» И. Кант писал: «Хотя всё наше познание иначинается сопыта, вместе сопытом, отсюда неследует, что оно целиком происходит изопыта» [1]. В своих исследованиях философ допускал, что опыт, конечно, играет неотъемлемую роль в процессе познания, однако, предоставляя возможность произносить суждения только сравнительно общие и нужные, он в то же время не позволяет постичь абсолютную истину.
Кант описывал особый тип не зависящих от опыта идей, которые выходят за пределы возможного интеллектуального познания: мир, душа и Бог. При этом признание трансцендентных идей не обязательно значит, что соответствующие вещи существуют на самом деле. Так, существование идеи Бога не доказывает, что Он существует, однако и отсутствие Бога из этого утверждения вывести нельзя. Таким образом, рациональное знание о трансцендентных вещам не представляется возможным. Противоположное трансцендентному Кант называл имманентным (лат. «пребывающий внутри»), то есть тем, что находится внутри самой вещи и является неотъемлемой её частью, а также связывает её свойства и признаки.
Кант писал: «Я называю трансцендентальным всякое познание, занимающееся не столько предметами, сколько видами нашего познания предметов, поскольку это познание должно быть возможным a priori» [3]. Под трансцендентальным философ предполагает то, что делает нас возможными испытывать на себе определённые явления, составляющие опыт- к примеру, пространство и время. Так как трансцендентальный уровень познания стоит интерпретировать, как наивысший из всех доступных, становится очевидной невозможность существования «чистого» разума – мышление человека всегда было и будет подвержено субъективным изменениям. Кант считал, что порядок можно и необходимо установить только с помощью трансцендентальных форм рассудка – количества, отношения, качества и модальности [7].
Теория познания
И. Кант определил, что основополагающим аспектом для решения главных философских проблем, таких, как бытие, человеческая душа, мораль и религия, нужно изучить возможности и рамки человеческого познания. Потому свои работы философ посвятил вопросам: «что я могу знать?», «что я должен делать?» и «на что я смею надеяться?». Вместо догматического метода познания, он брал за основу способ критического философствования, который предполагал исследование приёмов разума, как такового, а также изучения, насколько широки его границы. Кант утверждал, что сами существующие вещи и то, какими их воспринимает человек, следует рассматривать отдельно друг от друга, подобно различным явлениям. Мы познаём всё, что нас окружает не таким, каким оно является на самом деле, а лишь через призму того, каким мир представляется лично нам. Таким образом, человеческому знанию подвластно только содержание уже имеющегося опыта [3].
Иными словами, отвергая чувственность, Кант говорил о том, что окончательного и объективного знания об окружающем мире мы получить не в состоянии. Получается, что основная трудность состоит в том, что вещь существует сама по себе, вне зависимости от нашего эмпирического восприятия. Кант также ввёл термин «вещь в себе», указывающий на ограниченность человеческого познания в физическом мире.
Феномены и ноумены
Кант полагал, что независимо от людей и обстоятельств вещи по умолчанию являются ноуменами (греч. «постигаю»). Они остаются непознанными и неизменными, так как в процессе познания человеком мы уже обращаемся к феноменам (от греч. «явление») [2]. Таким образом, мы никогда не узнаем, каким на самом деле является ноуменальный мир, ведь кроме чувственного восприятия на результате познания накладывает отпечаток предшествующее знание, а также уже приобретённые и закрепившиеся в сознании установки.
Основная идея Канта состоит в том, что человек одновременно существует в двух мирах. С одной стороны нас окружает мир явлений, где всё уже определено характером самой личности, и действует сам человек согласно своим склонностям, симпатиям и эмоциям. Однако кроме эмпирического «измерения», существует и другой, мир «вещей в себе», где события и изменения не подвластны ни человеческим импульсам, ни случайным обстоятельствам. Получается, что наша жизнь полна сфер, в которых научные методы исследования не имеют силы и смысла [4].
Все наши представления сознание на самом деле приписывает к различным явлениям, и подобно тому, как проявление сущности чего-либо суть не что иное, как представления, то сознание приводит их к определённому объекту чувственного созерцания.
Выводом всей трансцендентальной эстетики И. Канта стало осознание предпосылки слияния к мира феноменов и мира ноуменов, построений умозаключений чистого разума. По убеждению философа, рассудок чётко определяет рубеж сферы эмоциональности и познанию с ее помощью объектов так, чтобы она была ориентирована на метод появления вещей в себе.
Основная идея заключается в том, что процессы восприятия мира явлений находятся в прямой зависимости от личности каждого отдельного субъекта, от его индивидуальной природы. Главная цель людей, о которой на фоне бесконечного влечения удовлетворить вещественные потребности они в основной своей массе забыли, - создать такое представление всего, что нас окружает, чтобы ноуменальный и феноменальный мир, синтезированные в одно целое, выступили объективной и понятной для каждого, упорядоченно выстроенной субстанцией. Именно на человечестве лежит ответственность за структуру и общее представление ноуменальных конструкций человеческого сознания, имеющих влияние и оставляющее как на всей нашей планете, так и даже за её пределами.
Заключение
Итак, мы рассмотрели в своё время перевернувшую мир философии концепцию познания Иммануила Канта, который раз и навсегда утвердил: сознание человека – это не простой набор мыслей и связей, это духовная конструкция, состоящая из материалов эмпирического восприятия, а также уже имеющихся логических установок. Мы получаем знания в результате сложно устроенного и многоэтапного процесса познания, имеющего определённые границы. И именно в процесс их определения внёс свой неоценимый вклад И. Кант. После долгих исследований философ пришёл к выводу, что собственными действиями человек всегда демонстрирует образец поступков для других [6], однако ввиду неоднородного восприятия и индивидуальных внутренних конфликтов совершенного и одинаково нравственного общества достичь нам никогда не удастся: вне человечества есть независимый от времени и пространства мир «вещей в самих себе», о которых нам неизвестно ничего, и мы не сможем убедительно делать выводы о столь недоступных и непознанных явлениях. В этом состоит основная проблема концепции человеческого познания окружающего мира в учении этого великого философа.