Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF PERSONAL QUALITIES OF STUDENTS WITH HIGH AND LOW ACADEMIC PERFORMANCE

Oschepkova S.Y. 1 1
1 Perm State University named after E.A.Wagner
Modern higher education prepares a person for life in society, work in the professional sphere, awakens interest in cultural activities and self-education. Also, do not forget that with the help of education, a person develops comprehensively. The main goal of higher education is to create conditions for the development of certain abilities in a student that contribute to his professional development. The following questions have always been relevant for teachers of higher educational institutions: "How do personal qualities affect the effectiveness of a student's activity?", as well as "How does personal qualities depend on the effectiveness in professional activity?". Undoubtedly, many teachers note that performance in professional activities does not always affect academic performance. Therefore, the question arises: "What personal qualities help, or on the contrary hinder, the student's self-realization in professional activity and life in general, and how are these personal qualities related to academic performance?". The purpose of this study was to identify, compare and analyze the similarities and differences in the personal qualities of students of the 4th, 5th and 6th courses of the medical faculty of the Wagner State Medical University, who have a high and low level of academic performance. The article also presents the results of diagnostics of the student's personality, which allow us to find ways to solve problems that stand in the way of mastering the profession.
personal qualities
student's personality
academic performance
academic performance level
student's portrait

Введение

Современное высшее образование подготавливает человека к жизни в обществе, труду в профессиональной сфере, пробуждает интерес к культурной деятельности и самообразованию. Также не стоит забывать, что с помощью образования человек всесторонне развивается. Следовательно, главная цель высшего образования заключается в создании условия для развития определенных способностей у студента, которые способствуют его профессиональному становлению [1, 3].

Таким образом, диагностика личностных качеств студента и проблем, возникающих на пути к профессиональному становлению, необходима для обеспечения наилучшего качества высшего образования. Возникает необходимость создания системы для мониторинга изменений, происходящих в личностных качествах у студентов, которые важны для освоения профессии [2, 4]. Это предоставит возможность создать в высших учебных заведениях (ВУЗ) систему условий, эффективно обеспечивающих реализацию возможностей студентов в профессиональной деятельности.

Цель: выявить, сравнить и проанализировать сходства и различия в личностных качествах студентов, имеющих высокий и низкий уровень академической успеваемости.

Материал и методы

Было проведено анкетирование 90 студентов лечебного факультета «Пермского государственного медицинского университета имени академика Е.А, Вагнера», из которых 30 человек обучались на 4 курсе, 30 — на 5 курсе и 30 — на 6 курсе.

Основной критерий отбора студентов — академическая успеваемость. Для этого был проведен ретроспективный анализ документации, отражающей сведения о результатах сданных сессий и школьной успеваемости. С помощью анкетирования были получены сведения о возрасте, месте жительства, количестве пропусков занятий, заинтересованности в учебном процессе, проявлениях инициативы.

Группа студентов с высокой академической успеваемостью включала 45 человек. Данная группа характеризовалась следующими критериями: преобладанием отметок «отлично» по результатам сданных экзаменов; отсутствием отметок «удовлетворительно» по результатам сданных экзаменов; большинство — претенденты на получение диплома с отличием; лучшие студенты по характеристикам преподавательского состава; проявляют инициативу и принимают активное участие на семинарских занятиях; имеют высокую учебную активность (пропуски лекций и семинаров исключительно по уважительным причинам); имели высокий уровень школьной успеваемости.

Группа студентов с низкой академической успеваемостью включала 45 человек. Данная группа характеризовалась следующими критериями: преобладанием отметок «удовлетворительно» по результатам сданных экзаменов; наличием задолженностей по результатам каждой прошедшей сессии; средний балл зачетной книжки по результатам сданных экзаменов 3,2 и меньше; самые слабые студенты по характеристикам преподавательского состава; имеют низкую учебную активность (множество пропусков лекций и семинаров без уважительных причин); имели низкий уровень школьной успеваемости; попадали в ситуации, когда возникал вопрос об отчислении их из ВУЗа.

Интересно, что разделив студентов по академической успеваемости, было отмечено, что первую группу составляли в основном девушки (82,2% - 37 студент), а во второй — юноши (68,9% - 31 студент).

Результаты и их обсуждение

Нами было отмечено, что 91,1% студентов (41 человек) при составлении предложений использовали позитивную информацию о себе. К примеру: «В конечном счете я всегда добиваюсь поставленной цели» или «За последние 5 лет я развила несколько положительных качеств своей личности». Это указывает на потребность личности презентовать свои положительные качества. Интересно, что студенты второй группы с низкой академической успеваемостью при составлении предложение наоборот презентовали некоторое отрицательное мнение о себе. Например: «Меня не за что любить» или «Когда-нибудь я умру».

При анализе результатов теста «Эгоцентрических ассоциаций» Т. Шустровой было выявлено, что академическая успеваемость зависит от стремления студентов действовать в направлении собственных целей. Это связано с тем, что процесс обучения в ВУЗе четко ориентирован на личные достижения, а не на командную работу. Так, у 35,6% (16) неуспевающих студентов обнаружена ориентация на окружающих, а это, в свою очередь, усложняет анализ собственного поведения и препятствует достижению поставленных целей.

Изучение самооценки и уровня притязания студентов обеих групп показала отсутствие существенных различий в самооценке. Однако, стоит отметить, что количество студентов, которое обладает адекватной самооценкой достаточно низкое: 28,9% (13) студентов в группе с высокой академической успеваемостью и 31,1% (14) — с низкой.

У студентов второй группы при исследовании уровня притязаний были получены следующие данные: 31,1% (14) студентов имеют низкий уровень притязаний, а 57,8% (26) - нереально низкий уровень, что связано с переживаниями на фоне постоянных неудач в учебной деятельности. В отличие от студентов второй группы, успешные студенты по результатам исследования имели высокий уровень притязания в 64,4% случаях.

По данным теста Кеттелла среди студентов первой группы 93,3% (42) студентов имеют высокие оценки по фактору В (низкий интеллект-высокий интеллект). Это свидетельствует о наличии развитого абстрактного мышления и хорошей обучаемости студентов с высокой академической успеваемостью. Среди студентов второй группы такими качествами обладают 64,4% (29) студентов, что значительно меньше в сравнении с первой группой. Более высокий уровень абстрактного мышления и способности к обучению в группе «успешных» студентов объясняется тем, что процесс образования в ВУЗе требует от учащихся повышенного уровня эрудиции, следовательно, результаты являются вполне обоснованными. Однако, большинство студентов второй группы также способны справляться с задачами на абстрактное мышление, и это не приводит к высоким результатам в учебной деятельности. Анализируя данные по фактору М (практичность-мечтательность), было установлено, что среди студентов с высоким уровнем академической успеваемости 86,7% (39) обладают богатым воображением. Среди же студентов с низкой академической успеваемость такие личностные особенности встречаются хоть и у большинства 51,1% (23), но все же преобладание является незначительным. Изучив фактор Q1 (консерватизм-радикализм), выявлено преимущество в группе неуспевающих студентов — 57,8% (26). Этот фактор свидетельствует о стремлении к свободомыслию, новым идеям и радикализму у второй группы студентов. Среди студентов-«отличников» преобладают 62,2% (28) консерваторы. Сравнивая данные по фактору О (спокойствие-тревожность), стало известно, что большинству 93,3% (42) студентов первой группы свойственна высокая нормативность поведения личности. Данные студенты чаще всего соблюдают общепринятые моральные нормы, а также обладают целеустремленностью и профессиональной заинтересованностью. Противоположная ситуация отмечена при исследовании второй группы студентов. В группе «не успешных» студентов большинство 64,4% (29) склонны к импульсивным поступкам и непостоянству, что приводит к неудачам на пути достижения целей. Также при изучении таких личностных качеств, как тревожность и спокойствие, выяснилось, что тревожные студенты чаще встречались среди «отличников» (86,7%). Скорее всего такая особенность связана с серьезным напряжением студентов из-за высоких ожиданий собственного окружения в отношении их успехов. Интересно отметить, что по фактору I (жесткость-чувствительность) в обеих группах преобладали студенты, которым свойственна высокая впечатлительность, эмоциональность (51,1% и 57,8% соответственно). Проводя анализ результатов личностных особенностей студентов по фактору Q2 (конформизм-нонконформизм), стало известно, что подавляющее большинство (93,3%) студентов с высокой академической успеваемостью зависимы от мнений и одобрения окружающих. Студенты второй группы напротив чаще (в 57,8% случаях) ориентированы на собственное мнение. Были установлены следующие различия по фактору L (доверчивость-подозрительность): многие (68,9%) студенты-«отличники» имеют такие личностные качества, как покладистость, терпимость. В противоположность им, студенты (51,1%) с низкой академической успеваемостью характеризуются подозрительностью, осторожностью. Выявляя склонность к подчиненности по фактору Е (конформность-доминантность), было замечено, что таким качеством чаще (60,0% против 42,2%) обладают успешные студенты.

Чтобы преподавателям ВУЗов было проще разделять работу, направленную на профессиональное становление и личностное развитие студентов с разными уровнями академической успеваемости были разработаны следующие принципы: студентам, имеющим низкую академическую успеваемость, нужно повышать интерес к изучению собственной личности и индивидуальным достижениями; студентам, имеющим высокую академическую успеваемость, нужно повышать интерес к коллективной работе; преподавателям необходимо поощрять как конечные результаты учебной работы студентов обеих групп, так и стремление «повысить планку» решаемых задач; у всех студентов необходимо стараться формировать отношение к неудаче как к этапу профессионального роста.

Выводы

Таким образом, студентам с низкой академической успеваемостью труднее дается формирование профессиональной компетентности в связи с тем, что преподаватели лишены привычных способов оказания влияния на данных студентов. Тем не менее, именно это «защищает» студентов от травмирующего влияния высшего образования. Студенты с высокой академической успеваемостью, склонные к абстрактному мышлению, тревожности и чувствительности, наоборот, чаще занимают подчиненную позицию. В свою очередь, это приводит к повышенной чувствительности данной группы студентов к образованию в ВУЗе.

Полученные результаты позволили сделать выводы и предложить рекомендации для работы преподавателей со студентами, имеющими различные уровни академической успеваемостью. Данное исследование показало необходимость не только изучать, понимать, но и использовать результаты диагностики личности студентов в определении направлений и специфики их подготовки к профессиональной деятельности.