Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

CIVIL SOCIETY INSTITUTIONS IN THE DEVELOPMENT OF THE REGION

Sidorenko E.N. 1 Nalgieva E.K. 1
1 Don State Technical University
The article examines the relationship between the socio-economic development of the territory and the state of the non-profit sector. The necessity of the development of the latter is substantiated as one of the conditions for the economic growth of the region. It is noted that the systemic interaction between the regional government and the non-profit sector improves the position of the region in the eyes of federal bodies, increases the loyalty and confidence of the population in measures of socio-economic policy, expands the resource potential of the public sector. All this forms a favorable image of the territory, attracting investors, which qualitatively changes the appearance of the region. Based on the results of an expert survey of the independent rating "Region-NCO", measures are proposed to improve the institutional environment of civil society in the Republic of Ingushetia
civil society
non-profit organizations
support institutions
local and regional authorities
regional development.

Введение

Результативность взаимодействия региональных и местных органов власти с гражданским обществом во многом определяет успешность социально-экономической политики, обеспечивая развитие территорий. Именно на этих уровнях формируются предпосылки для устойчивого роста страны.

Если в регионе складывается система активного взаимодействия власти и социально ориентированных организаций (СО НКО,) это повышает позиции органов региональной и муниципальной власти в «глазах» федеральных органов, с одной стороны, так как соответствует тренду на демократизацию, и ведёт к росту лояльности со стороны населения, с другой. Если чиновник принимает вынужденное, но непопулярное решение, то поддерживающие его СО НКО и их благополучатели, могут поддержать необходимость такого решения, разъясняя необходимость этих мер [1].

Позитивный настрой СО НКО, действующих в регионе, их добровольное сотрудничество с властью, улучшают имидж региона. А это обуславливает интерес к данной территории, эффективное лоббирование её интересов, изменение инвестиционного климата, получение дополнительных ресурсов для развития региональной экономики и т.д.

Следовательно, для представителей власти важно формировать благоприятную социально-психологическом среду, где у населения складывается впечатление о конструктивной и активной жизни региона. Отдельно взятая СО НКО, публично решая свои проблемы, способствует созданию образа, объекта, который встраивается в общую систему регионального развития.

Поэтому целесообразно рассмотреть современное состояние некоммерческого сектора в регионах, выявить проблемы, предложить меры по изменению ситуации.

Цель исследования

Выяснить, как совершенствование институтов поддержки гражданского общества влияет на социально-экономическое положение Республики Ингушетия.

Материал и методы исследования

В ходе исследования применялись методы обобщения, абстрактно-логический, статистико-экономический, сравнительный анализ. Информационную базу составили нормативно-правовые документы РФ и Республики Ингушетия, официальные статистические данные Федеральной службы государственной статистики РФ, материалы официальных сайтов Правительства РФ и РИ.

Результаты исследования и их обсуждение

Общественная палата РФ в 2020 г. провела независимое исследование по развитию НКО в регионах, результатом которого стала публикация Регионального рейтинга третьего сектора «Регион-НКО». Этот рейтинг ставит задачу ранжирования активности институтов гражданского общества в регионе, т.е. дополняет и расширяет известный рейтинг Минэкономразвития [2].

На основании этого независимого рейтинга Республика Ингушетия прочно занимает последние позиции. Интересно, что это совпадает с региональным ранжированием республики по социально-экономическим показателям.

По данным Росстата по ВРП и ВРП на душу населения Ингушетия - в числе отстающих даже в Северо-Кавказском федеральном округе (Таблица 1)

Таблица 1 Валовый региональный продукт ( млн.руб)

Валовый региональный продукт

2016

2017

2018

СКФО (млн.руб)

1779373,6 1

6 1828865,2

1941857,0

РИ (млн.руб)

52201,6

52708,4

55457,1

ВРП на душу населения в СКФО (руб.)

182558,2

186626,0

197240,7

ВРП на душу населения в РИ (руб.)

109523,4

108843,3

112553,4

Источник: [3, с. 260].

По среднедушевым доходам регион уже несколько лет прочно занимает 84 место по России. В рамках Северо-Кавказского федерального округа среднедушевые доходы составляют почти 70% от среднерегиональных. (Таблица 2)

Таблица 2 Среднедушевые денежные доходы населения (в месяц; рублей)

 

2017

2018

2019

СКФО

23018

23253

24386

РИ

15801

16163

16614

в СКФО

 

 

 

ВРП на душу населения в РИ

 

 

 

Источник: [3, с. 147].

При этом за последние годы наблюдается естественный прирост населения, что является положительным показателем, но, накладываясь на сложную социально-экономическую ситуацию, не сокращает безработицу. Число безработных за 2016-2018 г.г. колебалось в пределах 26,4 -26,5 тыс. человек, что составляло почти 16%, один из самых высоких показателей в стране.

В рейтинге социально-экономического положения регионов за 2020 г., составленному Экспертами РИА, среди беднейших областей республика находится на втором месте, доля её жителей, находящихся за чертой бедности составляет 30,5% населения, хуже положение только в республике Тыва, где за чертой бедности - 34,6%. Связано это с высокой безработицей, с низкой инвестиционной привлекательностью, региональной специализацией и прочими другими факторами. [4].

Итак, можно сделать вывод о взаимосвязи между социально-экономическим положением и социальной активностью. Качество некоммерческого сектора значительно зависит от социально-экономического и политического развития. Но существует и обратная связь. СО НКО помогают решать социальные проблемы, предоставляя определённые услуги, помогая населению в определении путей разрешения собственных проблем, образовывая и просвещая жителей региона, ориентируя их на активную деятельность. Поэтому важно развивать некоммерческий сектор именно на таких территориях.

В рейтинге «Регион-НКО» была составлена рейтинговая модель, включающая 8 факторов, влияющих на состояние некоммерческого сектора в регионе, каждому фактору присваивались определённые веса. Рейтинг позволил оценить, как взаимодействуют население и некоммерческий сектор в регионе, какие проблемы граждан решают НКО, насколько власть вовлечена в развитие НКО, как некоммерческие организации влияют на принимаемые решения региональных и местных органов власти, как взаимодействуют с бизнесом, какова степень развития социального предпринимательства в регионе и т.п.

Ингушетия по многим показателям заняла нижние ступени, но всё же состояние некоммерческого сектора в республике нельзя назвать неудовлетворительным. По показателю «активность деятельности СО НКО» - Ингушетия на втором месте. Это свидетельствует о позитивных предпосылках. Так, регион демонстрирует динамичный рост НКО. В настоящее время там действуют более 420-ти общественных, некоммерческих организаций. К наиболее значимым и эффективно работающим общественным объединениям региона следует отнести: региональный штаб Общероссийского народного фронта, Общественную палату республики, региональные отделения общероссийских общественных организаций, благотворительных региональных организации и т.д.

В республике около 2,5 тысяч добровольцев, зарегистрированных на официальном сайте (dobro.ru), которые активно участвуют в волонтерских проектах и акциях. Набирает активность университетское волонтерское движение. [5].

Среднее значение показателя «Социальная значимость деятельности НКО» и «Развитие институциональных площадок поддержки НКО» также показывает определённый уровень развития институтов гражданского общества.

Чтобы отладить систему взаимоотношений между СО НКО и властью в республике, необходимо совершенствовать институты поддержки всех субъектов некоммерческого сектора, пропагандируя идеи служения обществу, расширяя доступ для предоставления социальных услуг и т.д. Для этого необходимо поддерживать институты развития и ресурсные центры, популяризировать деятельность НКО посредством социальной рекламы, осуществлять методическую поддержку действующих НКО, организовывать гражданские форумы.

Необходимо внедрение общественного стандарта корпоративной социальной ответственности. Нужен поиск дополнительных мер государственной поддержке социальных проектов. Поскольку в 2018-2019 г.г. региональное правительство и органы местного самоуправления не получили от центра субсидии на эти цели, необходимо стимулировать спонсорство, благотворительность, целевые капитала НКО, фонды местных сообществ на данной территории в качестве дополнительных источников для социального развития территории.

Следует отметить, что правительство республики приняло постановление от 27 апреля 2021 г. № 49 «Положение о порядке предоставления грантов социально ориентированным некоммерческим организациям на развитие гражданского общества», где законодательно определены средства, которые в конкурсном порядке могут получить СО НКО из регионального бюджета для реализации проектов по направлениям (социальное обслуживание, социальная защита, охрана здоровья, пропаганда здорового образа жизни, поддержка семьи и детства, молодёжные проекты, наука, образование, просвещение, культура, историческая память, защита прав человека, охрана окружающей среды, межнациональное согласие, развитие институтов гражданского общества). Этот шаг призван изменить ситуацию, сделать политику по отношению к СО НКО более независимой от центра и системной.

СО НКО Ингушетии получили низкий балл по показателю «онлайн-доступности информации о поддержке СО НКО в регионах», это свидетельствует о неравномерности развития цифровизации и различное качество покрытия территории Интернетом. Эта проблема уже решается в рамках государственной программы «Цифровое общество» и регионального проекта «Цифровая образовательная среда». Применение скоростного Интернета позволит задействовать для формирования позитивного информационного поля с применением новых медиа каналов (социальные сети и т.п.). Эти средства коммуникации обладают большими возможностями для получения обратной связи с аудиторией. Необходима государственная  поддержка интернет-сайтов, форумов, специализированных сетей и площадок по развитию гражданских инициатив, развитие дистанционного обучения, видео- и интернет-конференций с социальными активистами.

Здесь рекомендуется - обеспечить методическое сопровождение всех НКО по работе со СМИ и социальными сетями, создать механизм продвижения позитивного контента СО НКО в средствах массовой информации. Важно задействовать социальную рекламу, пропагандирующую образцы конструктивной социальной активности, позитивного коллективного действия, гражданской культуры. Шире использовать немедийные каналы коммуникаций: встречи, собрания, конференции, пресс-конференции, фестивали, презентации, ярмарки, дни открытых дверей и пр.

Выводы или заключение

Существует взаимосвязь между социально-экономическим положением региона и его социальной активностью. В рейтинге РИА за 2020 г. социально-экономического положения регионов Ингушетия среди беднейших областей находится на втором месте. Связано это с высокой безработицей, с низкой инвестиционной привлекательностью, региональной специализацией и прочими другими факторами.

Положение некоммерческого сектора значительно зависит от социально-экономического и политического развития. Но существует и обратная связь. СО НКО помогают решать социальные проблемы, предоставляя определённые услуги, помогая населению в определении путей разрешения собственных проблем, образовывая и просвещая жителей региона, ориентируя их на активную деятельность. Поэтому важно развивать некоммерческий сектор именно на таких территориях.

Несмотря на то, что Ингушетия по многим показателям «Регион-НКО» заняла нижние ступени, но всё же состояние некоммерческого сектора в республике нельзя назвать неудовлетворительным. По показателю «активность деятельности СО НКО» - Ингушетия на втором месте. Это свидетельствует о позитивных предпосылках. Так, регион демонстрирует динамичный рост НКО. Но, чтобы отладить систему взаимоотношений между СО НКО и властью в республике, необходимо поддерживать институты развития и ресурсные центры, популяризировать деятельность НКО посредством социальной рекламы, осуществлять методическую поддержку действующих НКО, организовывать гражданские форумы. Необходимо внедрение общественного стандарта корпоративной социальной ответственности. Нужен поиск дополнительных мер государственной поддержке социальных проектов. Важно обеспечить методическое сопровождение всех НКО по работе со СМИ и социальными сетями, создать механизм продвижения позитивного контента СО НКО в средствах массовой информации.

Таким образом, перед руководством республики Ингушетия стоит ряд серьёзных задач по выстраиванию недостающих звеньев институциональной структуры гражданского общества, по разработке действенных мер финансовой, информационной, консультационной поддержки СО НКО. Важно укреплять доверие к власти, развивая диалог с гражданами, общественными организациями, бизнесом и т.д.