Введение. Аэропорты как часть транспортной системы, в свою очередь, также представляют собой сложную систему, в которой одним из важнейших звеньев в организации перевозок с точки зрения обслуживания пассажиров и посетителей служит аэровокзальный комплекс, являющийся основным связующим звеном между наземными видами транспорта и воздушными судами. Зачастую именно аэровокзальный комплекс, предназначенный для комплексного оказания услуг пассажирам воздушного транспорта до и после полета, а также для провожающих и встречающих граждан, служит своеобразной визитной карточкой аэропорта. От внешнего и внутреннего оформления помещений и степени удобства пользования ими, оснащенности современным оборудованием, уровня организации технологического процесса в различных зонах и помещениях зависит в конечном итоге комфортность пребывания пассажиров и посетителей в аэровокзальном комплексе.
Как отмечает автор [1], в настоящее время одним из эффективных решений современного инновационного развития инфраструктуры является цифровизация аэропортов и, в частности, аэровокзальных комплексов. Одним из направлений цифровой трансформации аэропортов является тенденция по превращению терминалов из логистическо-торговых в крупные экономические центры – так называемые aerotropolis, или аэропорты-города, со всей необходимой инфраструктурой. Также сегодня можно говорить об изменении бизнес-модели работы многих международных аэропортов, которые переходят от предоставления минимального набора услуг, включающего в себя обеспечение безопасной перевозки пассажиров и грузов, к комплексному клиентоориентированному обслуживанию.
Спектр предоставляемых аэропортами услуг постоянно расширяется, и сегодня в него входят: бесплатный wi-fi, скидочные купоны на покупки в торговой зоне аэропорта, установка информационных табло/стоек, систем кондиционирования, точек для заряда мобильных устройств, внедрение систем биометрии для увеличения скорости прохождения пограничного контроля и т. д. Такая смена бизнес-модели, предусматривающая повышение уровня сервисного обслуживания пассажиров в аэровокзальном комплексе, очевидно, должна привести и к изменению части требований к организации инфраструктуры аэровокзального комплекса.
Анализ литературы, посвященной проектированию и развитию инфраструктуры аэровокзальных комплексов [2-5], показал, что в основном авторы рассматривают архитектурно-планировочные решения зданий аэровокзальных комплексов и требования к их проектированию. Вопросы повышения качества обслуживания пассажиров и посетителей аэропортов в аспекте совершенствования инфраструктуры аэровокзальных комплексов не рассматриваются.
Анализ основных положений законодательных актов и нормативно-правовых документов, устанавливающих требования к инфраструктуре аэровокзального комплекса в контексте обслуживания пассажиров и посетителей аэропорта [6-7], показал, что имеющийся на сегодняшний день достаточно большой объем информации также в основном посвящен вопросам проектирования без рассмотрения аспектов обслуживания пассажиров. Кроме того, ряд документов устарел и не отражает требования современного общества в условиях бурного развития цифровых технологий.
Вместе с тем, в зарубежных аэропортах вопросам организации инфраструктуры аэровокзалов в соответствии с современными требованиями в условиях цифровизации уделяется огромное внимание. В результате отечественные аэровокзальные комплексы значительно проигрывают в плане внешнего и внутреннего оформления и комфорта обслуживания в помещениях аэровокзала.
Отсутствие систематизации и структурирования требований к современной инфраструктуре аэровокзальных комплексов не позволяет выработать четкие показатели для объективной оценки качества обслуживания пассажиров в аэровокзальных комплексах, тем самым затрудняя функционирование системы менеджмента качества.
Актуальность данной работы обусловлена необходимостью систематизации и актуализации требований к инфраструктуре современных аэровокзальных комплексов в аспекте повышения уровня сервисного обслуживания пассажиров и посетителей аэропорта, обеспечения их безопасного и комфортного пребывания.
Цель исследования заключается в том, чтобы проанализировать требования к инфраструктуре аэровокзального комплекса в контексте обслуживания пассажиров и посетителей аэропорта.
Материал и методы исследования. Методологией исследования явился структурно-функциональный подход, целесообразность использования которого в данной работе обусловлена рассмотрением инфраструктуры аэровокзального комплекса как системы, состоящей из структурных элементов, функционально связанных друг с другом, выполняющих определенные функции по отношению к аэровокзальному комплексу как целому и обеспечивающих тем самым его функционирование как сложной целостной системы.
Аэровокзалы относятся к транспортному типу общественных зданий и сооружений. Состав аэровокзального комплекса, его пропускная способность во многом зависят от класса, величины аэропорта и его назначения, годовых объемов перевозок [6].
В современной учебной и научной литературе представлено множество классификационных систем аэровокзальных комплексов. Количество, набор, иерархия выделяемых видов аэровокзалов весьма разнообразны в зависимости от классификационных признаков: виду воздушной перевозки, пропускной способности, уровню обслуживания, взаимному расположению аэровокзала и перрона, характеру обслуживания пассажиров (рисунок 1).
Дальнейшая детализация инфраструктуры аэровокзального комплекса с использованием структурно-функционального подхода позволила выделить следующие важные и взаимосвязанные элементы [6]: привокзальную площадь; аэровокзал; авиаперрон; перрон; вспомогательные сооружения (рисунок 2).
Рисунок 1 – Классификация аэровокзалов
Главным местом, как для авиакомпаний, так и для администрации аэропорта является пассажирский аэровокзал. В аэровокзале аэропорта в массовом порядке производятся следующие операции: регистрация билетов и оформление багажа; специальный досмотр; обработка багажа; комплектование пассажирской загрузки рейса; расчёт центровки самолётов; выдача багажа; выдача справок; организация малых форм торговли и т.д.
Рисунок 2 – Инфраструктура аэровокзального комплекса
Результаты исследования и их обсуждение.
Библиографический анализ специальной литературы [4] в области проектирования пассажирских аэровокзалов позволил выявить основные критерии:
1. Легкая ориентация пассажиров и посетителей при входе в аэровокзал и при перемещении в самом здании аэровокзала;
2. Возможно более короткие пешеходные пути от автостоянок до здания аэровокзала и, что более важно, от сооружений по обслуживанию пассажиров и багажа к самолету и от самолета;
3. Минимальные изменения в уровнях нахождения пассажиров внутри здания аэровокзала;
4. Обеспечение невозможности пересечения потоков пассажиров, следующих по различным направлениям;
5. Наиболее короткая дистанция перевозки пассажиров и/или багажа между аэровокзалами и зонами стоянки самолетов, когда проход пешком не представляется возможным;
6. Совместимость всех сооружений с характеристиками всех существующих самолетов и заложенная возможность приема самолетов перспективных модификаций в наиболее возможной мере;
7. Проект должен носить модульный характер с тем, чтобы имелась возможность стыковки с будущим развитием каждой подсистемы, или позволять его эволюцию в части установленных правил и изменений характера пассажиропотоков;
8. Физическое разделение потоков прибывающих и убывающих пассажиров, прошедших досмотр.
Результаты проведенного анализа нормативных документов, представленных в таблице 1, позволили систематизировать требования к инфраструктуре аэровокзального комплекса с точки зрения обслуживания пассажиров.
Таблица 1 – Нормативные требования к инфраструктуре аэровокзального комплекса [7]
Элементы инфраструктуры |
Нормативные требования |
Документ |
Фронт посадки и высадки из городского транспорта (тротуар) |
Зона посадки/высадки пассажиров должна быть рассчитана на количество парковочных мест, определяемое заданием на проектирование |
СП 478.1325800.2019 СП 42.13330 СП 42.13330.2016 |
Ширину тротуара вдоль здания аэровокзала со стороны привокзальной площади следует принимать с учетом конфигурации здания, элементов благоустройства, размещения багажных тележек, возможности параллельного движения пассажиров с багажом в двух направлениях и МГН, зоны посадки/высадки пассажиров с учетом объездов опор навесов, конструкций наружного освещения |
||
Подъездная дорога со стороны города |
Протяженность зоны подъезда транспорта со стороны города к зданию аэровокзала должна приниматься по расчету в зависимости от вида транспорта и составлять не менее 25, 80 и 120 м для малых, средних и больших аэровокзалов соответственно |
СП 478.1325800.2019 СП 42.13330 |
Паркинг |
Количество парковочных мест на стоянках автомобилей следует предусматривать по заданию на проектирование |
СП 478.1325800.2019 СП 42.13330 |
Зоны общего пользования |
В зоне общего пользования следует выделять зону распределения, предназначенную для информирования пассажиров всех категорий, провожающих, встречающих, а также для продажи авиабилетов |
СП 478.1325800.2019 СП 44.13330 |
Продолжение таблицы 1 |
||
Элементы инфраструктуры |
Нормативные требования |
Документ |
Операционные зоны (регистрации) |
Должны иметь непосредственную связь с другими помещениями (зонами) основного функционального назначения и дополнительного обслуживания назначения |
СП 478.1325800.2019 СП 59.13330 |
Должны быть доступными для маломобильных групп населения. Для доплаты за сверхнормативный багаж должны быть предусмотрены кассовая стойка, расположенная в ряд со стойками регистрации, или терминал, расположенный в зоне регистрации, а также другие платежные устройства |
||
Зоны приема, выдачи и хранения багажа |
Непосредственная связь с помещением (зоной) обработки багажа и помещениями (зонами) ожидания для прилетевших пассажиров и встречающих |
СП 478.1325800.2019 |
Залы ожидания |
Непосредственная связь с операционными помещениями (зонами) и помещениями(зонами) дополнительного обслуживания пассажиров. Зал ожидания вылета допускается разделять на части, размещаемые на разных уровнях. В зданиях аэровокзалов должны быть предусмотрены специальные помещения (зоны) для трансферных пассажиров, находящихся в аэровокзале длительное время в ожидании вылета при перерыве в перевозке по вине перевозчика, а также в случае задержки рейса или отмены рейса. |
СП 478.1325800.2019 |
Помещения (зоны) специального контроля |
При объединении аэровокзала международных линий с аэровокзалом внутренних линий их контролируемые зоны должны быть изолированы друг от друга |
СП 478.1325800.2019 Решение комиссии таможенного союза от 22 июня 2011 г. № 688 |
В контролируемой зоне следует принимать удельную площадь на пассажира из расчета не менее 1,7 м2 и предусматривать не менее 70% мест для сидения от расчетного числа пассажиров контролируемой зоны, включая места предприятий общественного питания |
||
Продолжение таблицы 1 |
||
Элементы инфраструктуры |
Нормативные требования |
Документ |
|
При проектировании зданий аэровокзалов международных воздушных линий необходимо отделить контролируемую зону после прохождения контрольных процедур (паспортного и таможенного контроля) строительными конструкциями с учетом требований служб, контролирующих пересечение границы, в соответствии с их техническими заданиями |
|
При необходимости размещения в здании аэровокзала пунктов пропуска через границу Российской Федерации следует руководствоваться требованиями |
||
Помещения санитарно-карантинного пункта аэровокзала международных воздушных линий могут располагаться вне здания аэровокзала (в одном из зданий на служебно-технической территории аэропорта) |
||
Предприятия общественного питания |
Связь с помещениями или зонами ожидания и производственными помещениями пищеблока |
СП 478.1325800.2019 ГОСТ Р 51773. |
Предприятия торговли |
Предприятия торговли следует располагать в зонах здания аэровокзального комплекса, где предусмотрено обслуживание пассажиров с учетом их маршрутов |
СП 478.1325800.2019 СП 118.13330 ГОСТ Р 51303 |
Комната матери и ребенка |
Удобный доступ с любого этажа (в зависимости от геометрии здания), в тихой зоне, рядом с игровой комнатой для детей при зоне ожидания |
СП 478.1325800.2019 |
Медпункт |
Медицинский пункт аэровокзала может быть сблокирован с медицинским пунктом для персонала и блоком контроля членов экипажей ВС, водителей перронного транспорта |
СП 478.1325800.2019 |
Ширину дверей в медпунктах следует принимать не менее 1,2 м; ширину коридоров, по которым транспортируются больные, и проходов в приемной — не менее 2 м |
||
Продолжение таблицы 1 |
||
Элементы инфраструктуры |
Нормативные требования |
Документ |
Мастерская бытового обслуживания |
Состав и площади бытовых помещений для пассажиров и посетителей следует принимать по заданию на проектирование |
СП 478.1325800.2019 СП 44.13330 |
Полиция |
При наличии в аэропорту нескольких отдельно стоящих зданий аэровокзалов (терминалов) медицинский пункт аэровокзала следует проектировать в полном объеме в одном из терминалов |
СП 478.1325800.2019 |
Уборные |
Уборные необходимо располагать в зале до паспортно-визового контроля по прилету на международных рейсах и в зоне получения багажа на внутренних рейсах |
СП 59.13330 СП 478.1325800.2019 |
Все санитарные приборы должны быть напольными или подвесными в антивандальном исполнении. В уборных следует предусматривать места для ручной клади; габариты и оборудование универсальных кабин (с учетом доступности МГН) |
||
В больших и крупных аэровокзалах в составе одного из женских санузлов следует предусмотреть комнату для личной гигиены женщин |
||
В больших и крупных аэровокзалах кроме уборных следует предусматривать индивидуальные изолированные душевые кабины размерами не менее 100 х 200 см. Количество душевых кабин принимают по заданию на проектирование |
Выводы. Проанализировав перечисленные выше документы, можно сделать вывод о том, что, при обслуживании пассажиров и посетителей в аэровокзале преимущественно стремятся обеспечить безопасность, не учитывая требования развития современного общества в направлении всеобщей цифровизации. В связи с этим в дальнейшем необходимо актуализировать требования к инфраструктуре аэровокзальных комплексов с учетом тренда цифровизации, например, рассмотреть возможность введения требований по размещению в здании аэровокзала зон или специальной мебели для подзарядки гаджетов, для работы на ноутбуках и т.д.
Проведенная систематизация требований к инфраструктуре аэровокзальных комплексов позволит в дальнейшем разработать показатели для оценки уровня обслуживания пассажиров и посетителей аэропорта.