Введение. Одно из самых интересных и загадочных явлений природы – это детская одаренность. Интерес к нему в настоящее время очень высок, и это объясняется общественными потребностями. И, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. Ведь именно высоко одаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества. Проблема одарённости волновала многих европейских учёных и просветителей. Широко известны исследования Дж. Гилфорда, К. Тейлора, П.Торренса, Ф. Баррона в области психологии творческой одарённости. Среди советских и российских исследователей особое место занимают труды С.Л.Рубинштейна и Б.М. Теплова, в которых сделана попытка классифицировать сходные понятия «способность», «одарённость», «талант». Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми (Д.Б. Богоявленская) [1]. Для начинающего педагога актуальным является вопрос о перспективных формах и методах работы с одаренными школьниками. Поэтому целью нашей работы являлось выявление наиболее перспективных методов и форм работы с одаренными детьми.
Методы исследования. В работе использовались методы педагогического исследования: анализ и синтез научной литературы, обобщение, анализ социально-педагогического опыта по данной проблеме.
Результаты исследования. Нами были выделены в ходе анализа педагогического опыта работы наиболее перспективные формы и методы работы с одаренными детьми. Их реализация призвана создать благоприятную атмосферу на уроке и внеурочных занятиях, позволяет структурировать работу с восприимчивыми детьми.
Проанализировав опыт работы и решение проблем развития одаренных детей, нами были выделены следующие перспективные методы обучения: метод опережения, метод проекта. Именно эти методы в наибольшей мере способствуют активизации способностей учащихся, развитию личности, формированию навыков самостоятельного поиска решения возникающей проблемы.
1. Методы опережения.
Данный метод использовался директором школы №905 Н.Г.Беляевой г.Москва. Она решает проблему обучения одаренных детей, используя стратегию ускорения и, в частности, – метод опережения. При поступлении в школу дети проходят диагностическое обследование и по его результатам детей способных обучаться в более быстром темпе, чем их сверстники, в силу ряда особенностей отбирают в отдельную группу. Эти дети обучаются в специальных классах, ориентированных на более быстрый темп обучения.
В ходе дальнейшей исследовательской работы педагогами было определено то, что использование методов опережающего обучения, которые предполагают использование заданий, соответствующих их зоне ближайшего развития, способствующих более глубокому усвоению учебного материала. Такие методы не сдерживают развития когнитивных способностей, а напротив – создают для их совершенствования оптимальный темп работы. Из школы дети выходят на два года раньше сверстников. В традиционной схеме обучения они просто потеряли бы время из-за отсутствия темпа обучения, соответствующего выдающимся возможностям, что неизбежно привело бы к угасанию их высоких возможностей.
2. Проектный метод
Мы обратили внимание на то, что Осинцева, учитель начальных классов МБОУ «Камышенская СОШ», Петропавловского района в Алтайском крае, решает проблемы раскрытия и развития внутреннего потенциала, способностей каждого ребенка в процессе образования, создания условий для самостоятельного приобретения знаний, развития исследовательских умений, приобретения коммуникативных умений, работая в группах, развития системного мышления. С.М. Осинцева поддерживает стратегию исследовательской деятельности, используя проектный метод, так как именно проектно-исследовательская деятельность способствует активизации способностей учащихся, развитию личности, формированию навыков самостоятельного поиска решения возникающей проблемы.
Проектно-исследовательская деятельность детей на уроках организуется следующим образом: учителем создаются проблемные ситуации, которые активизируют познавательную деятельность в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, организуется формулирование гипотез и построения путей их доказательств. Метод проектов при работе с одарёнными детьми особенно эффективен во внеурочной деятельности. В рамках внеурочной деятельности С.М. Осинцева является руководителем кружка «Я – исследователь». Занимаясь проектной деятельностью, дети развивают самостоятельное мышление, умение добывать информацию, прогнозировать, принимать нестандартные ситуации, получают ценный опыт творческой, поисковой деятельности по решению новых проблем, возникающих перед ними. На основе полученной информации учащиеся выступают перед учениками своего класса или школы, пишут рефераты, заметки в школьную газету, рисуют, фотографируют, участвуют в конкурсах и олимпиадах [2].
Анализ педагогического опыта работы показал: должное внимание индивидуальности и дифференциации обучения на уроках и во внеурочное время уменьшает нагрузку в расписании и выделяет большее количество часов на кружковую и индивидуальную работу с одаренными детьми. В ходе анализа педагогической деятельности нами были выделены следующие наиболее перспективные формы работы с одаренными школьниками: олимпиады, индивидуальные занятия.
Рассмотрим каждую из них.
1. Олимпиады.
Мы выделили данную форму работы, опираясь на опыт учителя истории И.Б. Анисимовой, работающей в МБОУ «СОШ №7», расположенном в г.Колпашево Томской области. Используя стратегию углубления, учитель организует внутриклассную олимпиаду как конкурс решения исторических задач». Каждую неделю все желающие получают 5 исторических задач (заданий), которые решают дома. Подготовка к решению олимпиадных заданий проводится в группах и индивидуально. В конце четверти проводится зачетная работа, в которой предлагается пять из решенных ранее заданий и подсчитывается средний балл за прошедшие месяцы. Проводимый в течение года рейтинг учащихся создает атмосферу соревнования. Таким образом, дети учатся самостоятельно искать, систематизировать и излагать информацию, формулировать и решать исторические проблемы [3]. В результате олимпиады позволяют педагогу в условиях внеурочной деятельности активизировать творческие и познавательные способности учащихся, выявить талантливых, ориентированных на изучение истории детей, расширить их общий кругозор.
2. Индивидуальные занятия.
Индивидуальный подход выражается в возможности самостоятельного выбора заданий этими детьми на уроке и во внеурочной деятельности. Такой подход ориентирован на развитие личности ребенка, его познавательной активности и созидательных способностей. Индивидуальные занятия как форма работы с одаренными школьниками успешно используется учителем английского языка МБОУ СОШ № 49 г. Томска О.А. Бердичевой. С помощью разноуровневых заданий на индивидуальных занятиях учитель решает проблемы развития познавательной активности у одаренных детей, что соответствует стратегии индивидуализации и дифференциации [4].
Обсуждение. Выделенные перспективные формы и методы работы с одаренными детьми могут быть использованы педагогами, работающими с детьми школьного возраста, родители школьников в семейном образовании. Результаты и выводы исследования могут послужить основой для разработки программ развития одаренных детей.
Выводы. Проведенный анализ педагогического опыта работы с одаренными детьми позволил получить следующие выводы.
1. Работа с одарёнными детьми является комплексной и включает вопросы выявления одарённых детей. Проведение ранней диагностики помогает сформировать отдельные классы и работать в них по стратегии «ускорения». Ориентация при использовании метода должна быть на опережение уже достигнутого уровня способностей, положительную мотивацию.
2. Преподавание с помощью метода проектов, обеспечивающего высокий уровень сложности, позволяет ученикам все время подниматься до своего «потолка», тем самым поднимая планку все выше. Проблемно-исследовательская деятельность школьников на уроке и на внеурочных занятиях позволяет развивать познавательные и творческие способности учащихся.
3. Выбор той или иной формы обучения должен осуществляться с учетом возможностей конкретной школы, а также индивидуальных особенностей ребенка, которые и определяют выбор оптимальной для него стратегии развития. В приложениях к программам для индивидуальных занятий могут быть использованы наборы оригинальных заданий, которые развивают творческие способности, воображение, фантазию учащихся.