Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ACTIVITIES OF THE DALSTROY HOUSE OF BOOKS DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR

1
1 Northeastern State University
north-east
dalstroy
librarianship
mastering

Введение (Introduction). С началом Великой Отечественной войны в Дальстрое была введена строжайшая экономия всего социально-экономического потенциала, ощутимо сократились поставки материально-технических и трудовых ресурсов [14, с.223]. Такое положение внесло существенные изменения в библиотечное дело Колымы. В годы Великой Отечественной войны важное значение в работе колымских библиотек приобрело военно-патриотическое воспитание населения, консолидацию сил общества в борьбе с агрессором, осуществление деятельности, направленной на помощь фронту, мобилизации ресурсной базы региона. Трудности военного времени библиотеки переживали крайне сложно: заметное сокращение финансирования и нехватка кадров сказывались на их работе.

Цель исследования – реконструировать процесс становления книжного дела на территории Северо-Востока России в 1941- 1945 гг. и оценить достигнутые результаты.

Методы (Methods). В основе исследования лежат принцип историзма и объективного изучения документов, строго научной оценки исторических событий и фактов. В соответствии с этими принципами исследование велось общенаучными, историческими методами описательного, историко-генетического, историко-сравнительного и статистического анализа.

Результаты исследования и их обсуждение (Results). Массовая политическая и культурно-просветительская работа партийных, профсоюзных и комсомольских организаций среди населения Колымы обеспечивалась созданной ГУ СДС сетью культурно-просветительных учреждений во всех промышленных районах Колымы, Яны, Чукотки и в национальных районах. Библиотеки среди них занимали центральное место. Здесь можно было взять книги, послушать лекции, узнать новости с фронта и даже посмотреть кино.

Количество библиотек в 1941 г. составляло 125 против 70 в 1937 г. и 2 в 1934 г. причем библиотечный фонд только в профсоюзной системе (без ОНО и хозяйственных органов) превышал 580 тясяч рублей [3, Д. 14. Л. 55].

Осенью 1941 г. вступило в строй здание Дома культуры им. Горького, куда переехала Магаданская ЦГБ и труппа, созданного к тому времени музыкально-драматического театра. МЦГБ разместилась в одном из его помещений, в дальнейшем более двадцати лет эти учреждения располагались «под одной крышей» [8]. Детская городская библиотека заработала с ноября 1940 г. в специально построенном Доме пионеров [2].

Особенно тяжелое положение сложилось в тот период с комплектованием фондов: большинство книжных коллекторов были закрыты, централизованное комплектование нарушалось. Пополнять литературу можно было только обеспечив ее выпуск на месте

К особо ценным экземплярам относятся книги, изданные в период Великой Отечественной войны издательством «Советская Колыма», которое было вновь организовано в структуре Дальстроя в 1941 г [11].

Деятельность издательства «Советской Колымы», как и многих других по стране, была направлена на издание литературы, политического и патриотического характера. С его организацией выпуск непериодической литературы и брошюр, приобретает значительный удельный вес, увеличившись почти в два раза к 1941 г [1, Д. 829. Л. 24].

Согласно постановлению Государственного комитета обороны (ГКО) от сентября 1941 г. «О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР» [9]. и приказу Наркомпроса РСФСР от 27 октября 1941 г. «О работе массовых библиотек в военное время», деятельность библиотек включала в себя распространение военной литературы, «укрепление связи фронта и тыла», всемерное использование книжных фондов для выполнения задач военного времени [10].

Издательство выпускало практические пособия и руководства для воинов и населения, обзоры военных действий по материалам центральной печати, брошюры на общественно-политические и оборонные темы. Среди книг можно назвать «Что сулит Гитлер славянским народам», «Все силы народа на разгром врага», «Готов к санитарной обороне СССР», «Обзор военных действий в районе Сталинграда», «Противовоздушная оборона жилого дома», «Пособие командиру и бойцу стрелкового отделения», «Пособие для пожарных звеньев и групп самозащиты» и другие [12].

В 1942 г. в структуре издательства «Советская Колыма» произошли изменения: издательству были переданы книжный коллектор, книжный магазин, склад бланков и форм и кинобаза [3, Д. 4289. Л. 172]. Работа издательства в некоторой мере восполнила крайний недостаток политической и художественной литературы, общий тираж, которой составил более 240 тыс. экземпляров [1, Д.26. Л.14-15].

В условиях полного прекращения с 1942 г. завоза на Колыму из центра СССР печатной продукции, пополнение фондов МЦГБ можно проследить по «Списку выпущенной литературы» за 1941-1945 гг., где приводится ее полный перечень: за 1941–1942 гг. не было издано ни одной детской книги, основное количество опубликованной продукции составила литература ведомственного характера – 140 названий, с общим количеством – 167 п. л. Для сравнения, количество художественных произведений и политической литературы было выпущено 22 и 65 названий соответственно. При этом общий тираж политической литературы почти двукратно превосходил все вместе взятые наименования выпускаемой печатной продукции – 270 тыс. экземпляров против 165 тыс., ее объемы динамично росли. Всего в 1943 г. издано 127 названий печатной продукции, общим тиражом 411 тыс. экземпляров, в два раза больше к показателям 1942 г [1, Д.26. Л.14-15].

В 1943 г. издательство увеличило выпуск художественной литературы более чем в два раза – 48 названий, среди опубликованных такие произведения, как «Дмитрий Донской» С.П. Бородина, «Зоя» М. И. Алигер, «Василий Теркин» А.Т. Твардовского и многие другие. В том же году изданы две книги для детей: «Чей нос лучше?» В.В. Бианки и сборник «Нас много» [1, Д.8. Л.7].

В рассматриваемый период складывались новые формы работы массовых библиотек, многие из которых до сих пор применяются в библиотечной практике: беседы, выставочная работа, презентации новых книг, читательские конференции, вечера книги. Коллективом Магаданской центральной городской библиотекой в составе 10 человек (заведующие библиотекой, читальным залом, абонементом, классификатор, библиограф и пять библиотекарей) [7]. в 1943–1944 гг. руководила Х.И. Пронина [8].

В годы войны актуальной для колымских библиотек стала пропаганда исторической книги в целях формирования патриотизма и героизма, активизации в советском человеке чувства непримиримой ненависти к врагу. В этих целях широко практиковались публикации в местных газетах тематических библиографических списков под рубрикой «Новые книги и брошюры» [12]., пропагандировали литературу в помощь овладению военными знаниями, продвижению информации в общество, в том числе о героическом прошлом Отечества. Так в феврале 1941 г «Советская Колыма» опубликовала заметку «О книге «Дмитрий Донской». По этому поводу газета 7 февраля 1943 г. сообщала, что «… в издательстве «Советская Колыма» вышел роман С. Бородина «Дмитрий Донской». Центральная городская библиотека организует обсуждение романа на читательской конференции» [13]. Активная массовая работа по пропаганде книги и чтения привела к расширению читательской аудитории. На конференции присутствовали 152 человека, выступало 16 читателей. В заключение конференции работником библиотеки был сделан обзор общественно-политической литературы.

В читальном зале и на абонементе МЦГБ были подготовлены книжные выставки, пропагандирующие общественное-политическую и художественную литературу, относящуюся к истории первой русской революции 1905-1907 гг. На абонементе был оформлен бюллетень с отзывами читателей о прочитанных книгах, проводились беседы с читателями. В период подготовки и проведения читательской конференции резко увеличилась выдача, так за февраль месяц абонемент выдал 89 экземпляров литературы, рекомендованной с выставок [1, Д.3. Л.13].

Одной из важнейших функций библиотеки является удовлетворение информационных потребностей пользователей. Библиотечные работники выделяли из многочисленного фонда те издания, которые касались истории и техники военного искусства, противовоздушной, противохимической, санитарной обороны. Все данные об этом были занесены в специальную картотеку, а указанная в ней литература была закреплена за читальным залом. Кроме того, сотрудники МЦГБ создали картотеку новых статей из газет и журналов, формировали ее по определенной тематике. Такая информация регулярно размещалась в каталожной картотеке или размещалась на стендах в читальном зале, например: «Антифашистская художественная литература», «Советская женщина в борьбе с германским фашизмом», «Герои Отечественной войны» и «Советская интеллигенция в Великой Отечественной войне» [7].

В Объяснительной записке к отчету по основной деятельности издательства «Советская Колыма» за 1944 г. отмечалось, что условия работы в отчетном году, будучи нормальными, способствовали перевыполнению плана, что в свою очередь характеризует широкое развертывание работы по выпуску массово-политической, художественной, детской, специальной литературы и календарей [3, Д. 4289. Л.172]. В 1944 г. были выпущены книги, брошюры и плакаты в количестве: 61 название массово-политической и художественной литературы, 71 название ведомственной литературы и 10 названий плакатов. В том числе: массово-политическая литература – приказы и доклады И.В. Сталина, «Могущество Советской страны» М.И. Калинина, «Политика и военная стратегия» Л.М. Готовского, художественная литература «Стихи» К.М. Симонова, «Хождение по мукам» А.Н. Толстого, «Золотая звезда» Л.В. Никулина и другие. Были выпущены юбилейные издания избранных произведений А.П. Чехова и А. А. Крылова.

В 1945 г. в отчетных документах издательства отмечалось, что помимо политической и специальной, была выпущена художественная и детская литература, в том числе такие произведения, как «Брусиловский прорыв» С.Н. Сергеева–Ценского, «Порт–Артур» А.Н. Степанова, «Иван Грозный» В.И. Костылева, «Емельян Пугачев» В.Я. Шишкова и другие [6, с.9]. Сравнивая показатели 1944 и 1945 гг. мы видим, что объемы изданной художественной литературы были значительно снижены (35 и 17 названий соответственно) [6, с.9].

Однако, несмотря на чрезвычайные характеристики деятельности ГУ СДС в 1941-1945 гг. по основным показателям основного производства Дальстрой сделал мощный рывок в своем развитии. В это же время развитию социальной сферы условия военного времени не способствовали. Жесткое администрирование и мобилизация всех ресурсов на горнопромышленном освоении привели к сокращению капитальных вложений в развитие социальной инфраструктуры Дальстроя [5, с.138-139]. При этом численность объектов библиотечной сети ГУ СДС в период 1941-1945 гг. ежегодно увеличивалась, что подтверждается сведениями табл. 1 [3, Д.3. Л.64]. Среди факторов, способствующих их динамичному росту следует назвать необходимость проведения библиотеками широкомасштабной идеологической работы с населением.

Таблица 1

Динамика численности объектов библиотечной инфраструктуры Дальстроя в 1941-1945 гг

 

1941

1942

1943

1944

1945

библиотеки

125

130

190

228

232

В целом, как видно из данных табл. 1, за рассматриваемый период наблюдается положительная динамика роста библиотечной сети Дальстроя. Все это позволяет говорить об интересе пользователей к услугам колымских библиотек, стабильно высоких показателях посещаемости массовых культурно-просветительских мероприятий.

Выводы (Conclusion). В течение (1941–1945 гг.) в деятельности МЦГБ и приисковых библиотек ГУ СДС типичным явлением стала политико-просветительская работа, отличительными чертами которой являлись: направленность на широкие слои населения, универсальный фонд общеобразовательного характера, бесплатность и общедоступность. Библиотечные ресурсы Дальстроя превратились в часть государственной идеологической системы и строили свою работу в соответствии с партийными установками руководства страны, активной массовой работе по пропаганде патриотизма. В то же время спецификой работы библиотек в военные годы явилось удовлетворение информационных потребностей специалистов [4, с.167].