Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

FEATURES OF EMOTIONAL DEVELOPMENT OF ELDER PRESCHOOL CHILDREN

Pavlova A.B. 1
1 North-Eastern Federal University Pedagogical Institute
The Federal State Educational Standard for Preschool Education (FSES DO) focuses on protecting and strengthening the emotional well-being of children, the development of aesthetic feelings, emotional and moral responsiveness, goodwill, understanding and empathy for the feelings of others. The relevance of the topic is due to the fact that emotional development is a complex multi-stage process, and the solution of the indicated problem is associated with the position of the leading role of emotions in the life of preschoolers, the formation of a system of value-semantic relations with the world, the idea of the unity of the emotional and intellectual within the emotions themselves. Hence, the content and quality of sensory experience, the nature of the emotional response, the general profile of the emotional sphere as a whole is the main, most important indicator of the emotional development of preschool children.
preschool age
emotional development
responsiveness
play

Эмоции - это опыт человека с его отношением к тому, что он знает или делает, к другим людям и к себе, вызванный феноменом социальной жизни, который подавляет опыт отношений, имевших место в то время и носящих ситуативный характер оценка людей из особой ситуации, которая связана с удовлетворением потребностей человека в настоящее время [1, стр. 104]. Эмоции - это особый класс психических процессов и состояний, которые связаны с инстинктами, потребностями и мотивами и в форме непосредственного переживания (удовольствия, радости, страха и т. д.) Отражают важность явлений и ситуаций, влияющих на человека, для своей жизни реализовать [2, с. 127]. Эмоции как процесс - это деятельность по оценке информации о внешнем и внутреннем мире для мозга [3, c. 304]. Положительные эмоции стимулируют человека к активной познавательной деятельности и усиливают механизмы мотивации [4, стр. 6]. Поэтому очень важно для мотивации ребенка к обучению опираться на положительные эмоции.

Специально подобранные психологические игры играют важную роль в эмоциональном развитии дошкольников старшего возраста. Деятельность педагога по руководству игрой в дошкольном возрасте характеризовали Л.Н. Барсукова, М.А. Васильева, Л.Н. Венгер, Я.Л. Коломенский, И.Ю. Кулагина, М.А. Михайленко и др. [5, c. 54].

В условиях игры дети сосредоточиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях, когда им предлагают просто запомнить. Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) выделяется для ребёнка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от него сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжетов. Играя, дети всегда выполняют задачу освоения действий именно с этим предметом, следуя определённым правилам [6, c. 195].

Исследование было проведено на базе МБДОУ ЦРР «Детский сад №5 «Ньургуhун» Сунтарского улуса. В исследовании приняли участие 6 детей старшего дошкольного возраста

Рассмотрим анализ рисунков детей по методике «Рисунок воспитателя» (автор Р.Р. Калинина)

Таблица 1.

Результаты констатирующего исследования детей старшего дошкольного возраста

Шифр

Анализ

Рисунки детей

001

Рисунок с использованием и светлых цветов радости (желтый), черный и коричневый – напряжение (чувства напряжения). Способ выражения нейтрального отношения. Погода на рисунке выражает общее преобладающее настроение – радостное (чувства радости).

002

Рисунок оптимистичный, солнечная погода, впечатление радостное.Использовано много ярких цветов. Погода на рисунке выражает общее преобладающее настроение у ребенка (чувства радости).

003

Рисунок достаточно яркий, преобладает красный тон – активность, как положительная (чувства радости).

004

Рисунок солнечный, впечатление радости.Использовано очень много ярких цветов, которое выражает общее преобладающее настроение радости у ребенка (чувства радости).

005

Рисунок яркий, солнечная погода, использовано много ярких цветов. У ребенка преобладает впечатление – радостное.

006

Рисунок с большим количеством штриховки, свидетельствует о состоянии возбуждения у дошкольника, связанного либо с самой диагностикой, либо с особенностями темперамента.

Результаты исследования детей по методике «Цветовой тест» представлен в диаграмме 1:

Диаграмма 1.

Результаты констатирующего исследования детей старшего дошкольного возраста) по методике «Цветовой тест» (автор М. Люшер);

По результатам методики «Цветовой тест» у большинства детей среднее – 4 (66,8%), т.е. удовлетворительное самочувствие и эмоциональное состояние (001, 002, 003, 005), 1 (16,6%) – благоприятное самочувствие и эмоциональное состояние (004), а также у 1 (16,6%) дошкольника наблюдается неудовлетворительное самочувствие и эмоциональное состояние (006). Результаты исследования детей по методике «Выбери нужное лицо» (автор Р. Тэммл).представлены в диаграмме 2:

Диаграмма 2.

Результаты констатирующего исследования детей старшего дошкольного возраста по методике «Выбери нужное лицо»

По результатам методики «Выбери нужное лицо» большинство детей затруднялись в выборе карточек, которая соответствует герою рассказа, низкий уровень проявления чувств и эмоционального благополучия наблюдается у 1 (16,6%) дошкольника (006). Средние уровень уровней проявления чувств и эмоционального благополучия – 3 (50,2%) детей. Высокий уровень проявления чувств и эмоционального благополучия у 2 (33,2%) дошкольников (004, 005), один дошкольник смог не только верно определить эмоции всех героев, но и объяснить, почему герой находится именно в таком эмоциональном состоянии (004).

Этапы проведения исследования эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста включали:

· Первый этап – анализ психолого–педагогической, методической литературы по теме исследования, подбор методов.

· Второй этап – диагностика показателей эмоционального развития у детей старшего дошкольного возраста.

· Третий этап – разработка и внедрение игрового проекта «Мир эмоций» по эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста.

Данный игровой проект по эмоциональному развитию включает три блока – направления, как дидактические игры, организованная образовательная деятельность и психогимнастические игровые упражнения.

Таким образом, отобраны игры, игровые упражнения, направленные на развитие творческого воображения, эмпатии, а также упражнения, направленные на посильное овладение своими эмоциями и чувствами, на развитие эмоциональной произвольности, на расширение и углубление эмоционального опыта.