Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ORGANIZATION, MAINTENANCE AND HOLDING OF THE SPORTS FESTIVAL OF SCHOOLCHILDREN "FUN STARTS" IN THE CONDITIONS OF THE REQUIREMENTS OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD

Uvarova I.A. 1
1 Ishim Pedagogical Institute named after P.P. Ershov (branch) of Tyumen State University
This article reveals the organization, content and conduct of the sports festival of schoolchildren "Fun Starts" in the conditions of the requirements of the Federal State Educational Standard. Preparation for the holiday is the preparation of a script, the distribution of roles and duties between the participants, the selection of musical accompaniment, the design of the venue or hall, the preparation of sports uniforms, emblems, invitations, etc. On the day of the holiday, everything should be ready for its holding. Colorful, corresponding to the theme, the design of places for performances, games, competitions should cause children a joyful expectation of the holiday. The entire staff of the school institution takes an active part in this.
Organization
content
holding
sports festival

Методика организации любого праздника - сложный процесс, включающий этапы подготовки и подведения итогов. Подготовка к празднику – это составление сценария, распределение ролей и обязанностей между участниками, подбор музыкального сопровождения, оформление площадки или зала, подготовка спортивной формы, эмблем, приглашений и т.п.

    Длительность праздника определяется возрастом участвующих: 45-50 минут для детей 7-10 лет; 60-90 минут для детей 11-15 лет. Однако в любом случае праздник не должен длиться более 2 часов. Иначе наступает утомление, снижающее интерес к происходящему [7].

 В день праздника все должно быть готово к его проведению. Красочное, соответствующее тематике оформление мест для проведения выступлений, игр, соревнований должно вызывать у детей радостное ожидание праздника. В этом активное участие принимает весь коллектив школьного учреждения.

В назначенный для праздника день, с утра должна быть создана атмосфера ожидания всеобщего веселья. Каждый ребенок (или группа детей) вместе с инструктором, воспитателем или его помощником отвечает за конкретную часть подготовительной работы. Кто-то разносит пригласительные билеты, кто-то расставляет скамейки, развешивает праздничные гирлянды, шары, устанавливает табло. Профессионализм организаторов заключается в том, чтобы вовлечь в процесс подготовки праздника всех, не пресекать инициативу детей, а предоставить им возможность ощутить себя полноправными хозяевами мероприятия [3].

Праздник надо начать точно в назначенное время. Важно создать хорошую, спокойную обстановку, не допускать нарушения режима. С этой целью физкультурные праздники чаще всего проводятся во второй половине дня (в отрезок времени от 15.30 до 16.10). Особенно это важно для их организации в зимнее время (с учетом длительности светового дня).

 Структура праздника разнообразна и зависит от его вида. Условно ее можно разделить на три части.

Первая - вводная, может быть организована в форме парада участников с подъемом флага, зажиганием олимпийского факела. Вариантов существует много. В начале праздника исполняется общая песня, в которой ярко выражена идейная и спортивная направленность. Открытие завершается подъемом флага и парадом участников.

После торжественной части следует основная – показательные выступления, состоящие из разных композиций общеразвивающих упражнений, с различными предметами: флажками, цветами, мячами, обручами. Физкультурные номера чередуются с исполнением песен, танцевальных номеров, чтением стихотворений [5, с. 14].

Основная часть праздника, направленная на решение его главной задачи, наполняется соответствующим двигательным содержанием: играми, соревнованиями, эстафетами. Важно предусмотреть участие в них каждого ребенка. Если сценарий рассчитан на поочередное участие членов разных команд в играх, необходимо продумать, как обеспечить участие всех. Обычно на вопросы-призывы типа «Кто у нас самый смелый?» или «Кто хочет поиграть в эту игру?» откликаются одни и те же дети, а застенчивые и нерешительные остаются не замеченными. В этом случае можно сделать так. Каждый участник, входя в зал, получает билет (билеты могут быть разного цвета, формы и т.п.); в ходе праздника ведущий приглашает к участию в какой-либо игре только тех, у кого билет в форме красного кружка, к участию другой игры, у кого билет в форме зеленого кружка.

Раздавать билеты должен взрослый, хорошо знающий особенности детей. Так, если мальчику достался билет с изображением скакалки, а он не умеет и не любит это упражнение, то он будет чувствовать себя ущемленным в паре с девочкой или просто откажется от участия. Поэтому заранее нужно решить, кому какой билет вручить, чтобы избежать отрицательных эмоций.

Ход праздника необходимо поручить ведущему, обладающему личностными и профессиональными качествами педагога-организатора. Опыт подсказывает: на 80% успех праздника зависит от подготовки и способностей ведущего. Он должен быть артистичен, уметь управлять коллективом детей, знать и учитывать их особенности, менять при необходимости сценарий по ходу проведения мероприятия и регулировать физическую, психическую и эмоциональную нагрузку. Желательно, чтобы ведущий был спортивным и мог сам в случае необходимости выполнить то или иное упражнение [2].

Если праздник носит массовый характер, то у ведущего должно быть несколько помощников из числа воспитателей или школьников, которые помогут расставлять и убирать инвентарь, обеспечивать музыкальное сопровождение, вручать подарки. Облегчить задачу хода праздника можно, включив в сценарий двух ведущих, которые способны «подстраховать» друг друга, если возникнет непредвиденная ситуация. Важнейший итог праздника - радость от участия, победы, общения, совместной деятельности. Награждение должно проходить торжественно и весело [6, с. 163].

На празднике с ярко выраженной соревновательной направленностью важно своевременно оценивать выступление отдельных участников или команд. Для этого заранее выбирается жюри из трех-пяти человек и на видном месте размещается табло. Оно может быть традиционным или необычным (например, баскетбольные корзины, в которые забрасывают мячи - один за каждый бросок команды). В конце заработанные командой очки или мячи подсчитываются. Другим вариантом подведения итогов может быть выстраивание башни из строительного материала: чья башня выше, тот и победил и т.п.

Подводить итоги необходимо и по ходу, и в конце праздника. После каждой игры-эстафеты, соревнования ведущий может сам подвести итог и оценить физические и морально-волевые качества команд в целом и отдельных игроков. Представлять слово жюри разумнее после двух-трех конкурсов, чтобы не превращать праздник в сплошные выступления взрослых [1].

Хорошее впечатление от мероприятия создается при его правильном организационном завершении, подведении итогов, награждении участников. Следует заранее продумать формы поощрения детей за хорошее выполнение упражнений, первенство в эстафетах, находчивость и ловкость, проявленные в аттракционах и играх-забавах. Важно, чтобы на празднике не было побежденных, чтобы каждый ребенок почувствовал себя счастливым от участия в нем. Хорошо, если победителей награждают, принимая во внимание такие девизы, как «Выигрывают все – не проигрывает никто», «Главное не победа, а участие», «Побеждает дружба» [7, с. 49].

Награды, знаки внимания могут быть разными: памятные медали, вымпелы, значки, дипломы, грамоты, эмблемы. Наиболее целесообразны в воспитательном отношении коллективные награды (всей команде, группе). Они помогают сплочению детей, воспитанию у них чувства дружбы. Команда-победитель может быть поощрена тем, что первой проходит круг почета, ей доверяется спуск флага соревнований. На следующем спортивном празднике (при его открытии) эта команда поднимает флаг.

На празднике, где участвуют семейные команды, оценивается каждое соревнование, награждения могут быть произведены за победу, как в индивидуальных соревнованиях, так и за победу команды. Для массовых праздников можно сделать простые, но симпатичные сувениры. Самое главное, каждый ребенок должен быть награжден, независимо от места, которое он занял [1].

Мероприятие пройдет результативно, если соблюдать основные требования к нему:

Спортивные праздники вносятся в общий (годовой) план работы по физическому воспитанию школы, а его сценарий разрабатывается учителем.

Рекомендуемая форма плана:

1. Наименование мероприятий.

2. Сроки проведения.

3. Место проведения.

4. Участники.

5. Ответственный за проведение.

6. Отметка о выполнении.

Для подготовки и проведения праздника создается оргкомитет, который проводит предварительную работу. В его состав могут входить учителя, физорги классов, учащиеся, родители и др.При необходимости, участники праздника могут собираться на совещания, репетиции и т.п.

Большое значение при проведении спортивного праздника должно уделяться его техническому регламенту: расположение участников, зрителей, обеспечение необходимым вспомогательным материалом, обеспечение норм безопасности и др. [4, с. 29]

Как правило, в условиях школы к спортивному празднику трудно привлечь всех учащихся. В связи с этим спортивные праздники могут повторяться или организовываться для разных категорий учащихся.