Развитие физических качеств является одним из основных направлений процесса физического воспитания школьников. В значительной степени такой подход способствует формированию умений и навыков, необходимых для совершенствования двигательной активности. Нередко в старших классах занятия по физической культуре проводят два преподавателя. В этом случае появилась возможность проводить занятия по интересам: девушки – занимаются аэробикой, юноши – атлетической гимнастикой [1, c. 213].
В последние годы в школах появилась возможность приобретения спортивного и физкультурного инвентаря, общих и специальных тренажерных устройств, для разнообразия учебных условий на уроках физкультуры и направленного развития физических качеств занимающихся. В связи с этим, применение тренажёрных устройств на занятиях по физической культуре следует рассматривать, как компонент, выполняющий функцию инициатора физической активности [4, С. 152 – 163].
Объект исследования.Учебно-воспитательный процесс по физической культуре в 9 классе.
В качестве предмета исследования выступают методические особенности развития физической подготовленности учащихся 9 классов с применением тренажерных устройств на уроках физической культуры.
Для диагностики силовых способностей учащихся 9 класса, будут проведены контрольные испытания, состоящие из 3 тестов (Таблица 1):
– подтягивание на перекладине из виса(м) лежа(д) (кол-во раз). Подтягивания выполняются для юношей и девушек по-разному –подтягивание на высокой перекладине из виса для юношей и – подтягивание на низкой перекладине из виса лежа. Подтягивание для юношей на высокой перекладине выполняется из исходного положения: вис хватом сверху, кисти рук на ширине плеч, руки, туловище и ноги выпрямлены, ноги не касаются пола, ступни вместе. Из виса на прямых руках хватом сверху необходимо подтянуться, чтобы подбородок оказался выше перекладины, опуститься в вис до выпрямления рук, зафиксировать это положение в течение 1 с.
Девушки сдают модификацию этого упражнения – подтягивание на низкой перекладине из виса лежа. Подтягивание на низкой перекладине выполняется из исходного положения: вис лежа лицом вверх хватом сверху, руки на ширине плеч, голова, туловище и ноги составляют прямую линию, пятки могут упираться в опору высотой до 4 см. Из исходного положения участник подтягивается до пересечения подбородком грифа перекладины, затем опускается в вис и, зафиксировав на 1 секунду исходное положение, продолжает выполнение испытания. В протокол заносится количество правильно выполненных подтягиваний.
Прыжок в длину с места, толчком двумя ногами (см). Испытуемый встаёт около линии перед разметкой, выполняет раскачивание со слегка согнутыми ногами и взмахами рук. Выполняет толчок с двумя ногами вперёд. Во внимание берётся результат касания опоры пяткой, расположенной ближе к линии отталкивания. Испытуемый дает по три попытки, лучшая заносится в протокол.
– подъем туловища из положения, лежа на спине за 1 минуту (кол-во раз/мин). Выполняется из положения, лежа на спине, ноги согнуты в коленях, стопы зафиксированы. Требуется поднять туловище и наклониться к коленям, затем вернуться в исходное положение и продолжать выполнять данные действия на протяжении установленного времени.
Таблица 1
ТЕСТЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ
Контрольные упражнения |
Оценка |
|||||
5 |
4 |
3 |
5 |
4 |
3 |
|
Юноши |
Девушки |
|||||
Подтягивание перекладине из виса(м) лежа(д), кол-во раз |
10 |
4 |
2 |
18 |
9 |
5 |
Прыжок в длину с места, см |
200 |
175 |
145 |
175 |
150 |
130 |
Подъем туловища из положения, лежа на спине (кол-во раз/мин) |
47 |
30 |
20 |
40 |
25 |
20 |
Чтобы достичь лучших результатов, необходимо целенаправленно развивать силовые способности учащихся. Необходимость разностороннего развития силовых способностей в сочетании с приобретением двигательных умений и навыков, которые осваивают учащиеся за время обучения в школе, является одной из основных задач [3, c. 178].
Исходя из этого, наряду с применением общепринятых упражнений мы старались усовершенствовать комплексы упражнений, которые в педагогической практике применяются на уроках физической культуры (таблица 2).
Таблица 2
ПЕРВЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ
№ /п |
Наименование упражнения |
Кол-во повторений |
Темп выполнения |
Пути усложнения задания или графическое изображение |
. |
Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине прямым узким хватом. |
15 раз(2 подхода) |
Низкий |
Использование набивного мяча в качестве дополнительной массы |
2. |
Скручивание с использованием гимнастической скамейки. |
15 раз (2 подхода) |
Низкий |
Касания баскетбольного мяча за головой в исходном положении |
3. |
Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине прямым узким хватом. |
10 раз (2 подхода) |
Низкий |
Использование набивного мяча в качестве дополнительной массы |
4. |
«Подъемпрямыхногна 180 градусов», с использованием шведской стенки. |
10 раз (2 подхода) |
Средний |
Фиксация положения прямых ног в течение 5 секунд |
5. |
Подтягивания на высокой перекладине из положения виса. |
15 раз (2 подхода) |
Низкий |
С фиксацией верхнего положения на перекладине в течение 5 секунд |
6. |
Выпрыгивания из полного приседа вверх. |
15 раз ( 2 подхода) |
Средний |
Использование набивного мяча в качестве дополнительной массы |
7. |
Отжимание из положения упор на гимнастической скамейке. |
15 раз (2 подхода) |
Средний |
После каждого отжимания, выполняется полуприсед |
8. |
Скручивание с использованием гимнастической скамейки. |
15 раз (2 подхода) |
Средний |
Использование набивного мяча в качестве дополнительной массы |
9. |
Поднимание и опускание ног в висе |
10 раз (2 подхода) |
Средний |
Фиксация положения прямых ног в течение 5 секунд |
0 |
Подтягивание в положении «угол» |
10 раз (2 подхода) |
Низкий |
|
1 |
Передвижение на брусьях в упоре на руках. |
15 раз (2 подхода) |
Средний |
|
1 |
Сгибание и разгибание рук в упоре. |
10 раз (2 подхода) |
Средний |
|
1 |
Поднимание и опускание ног в упоре. |
15 раз (2 подхода) |
Средний |
|
1 |
Круговые махи левой (правой) ногой над спинкой стула |
15 раз (2 подхода) |
Средний |
|
1 |
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа |
10 раз (2 подхода) |
Средний |
|
1 |
Поднимание туловища до прогиба в пояснице |
15 раз (2 подхода) |
Низкий |
|
1 |
Приседание на одной ноге на стуле |
10 раз (2 подхода) |
Средний |
|
1 |
Прыжки вверх толчком обеих ног |
15 раз (2 подхода) |
Низкий |
|
1 |
Прыжки на левой(правой) |
15 раз (2 подхода) |
Средний |
Набивной мяч над головой |
2 |
Прыжки на двух ногах |
15 раз (2 подхода) |
Высокий |
Броски баскетбольного мяча вертикально вверх |
Мы будем придерживаться концепции, что преподаватель по физической культуре не только передает знания и опыт ученикам, но и способствует правильному формированию и развитию подготовленности учащихся. Урок физической культуры строится на связях процесса обучения и формах его организации. Старший школьник, его организм, более устойчив к различным заболеваниям. Повышение работоспособности организма, достигается путем занятий физической культурой, использование тренажёрных средств, что способствует развитию различных мышечных групп, а это не что иное, как силовые способности занимающихся. Приведённые данные создают возможности к обоснованию методики формирования силовой подготовленности старших школьников.