Введение. Интернет является неотъемлемой частью функционирования современного социума, являясь не только источником информации, но и средством коммуникации индивидов. Виртуальное общение – это разновидность коммуникации, которая имеет опосредствованный компьютером характер и реализуется с помощью телекоммуникационных систем. Виртуальное коммуникация подразумевает отсутствие непосредственного собеседника, но представленное от его имени в виде определенных знаков и символов, номера и даже изображения коммуникативных элементов.
Компьютерная коммуникация имеет ряд особенностей в сравнении с реальным общением. Специфика состоит в расширении возможностей и границ коммуникации, поскольку собеседники могут находиться в любой точке планеты, к тому же акторы в процессе коммуникации находятся в привычном жизненном пространстве и среде, пользуясь различными приемами передачи информации.
Одной из положительных составляющих подобной коммуникации является фактор комфортности, а также возможности установления быстрого контакта с людьми независимо от их географического местонахождения, возможности установления разных видов коммуникации. К негативным факторам, несомненно, относят аспект формирования у человека психологической компьютерной зависимости, некоторой трансформации навыков реального общения, социального взаимодействия, социальной компетентности индивидов, выражающемся в умении устанавливать контакты на эмоциональном уровне и чувствовать собеседника[1]. Вхождение виртуальной коммуникации в современный социум оказывает влияние и на специфику жизнедеятельности молодого человека- продолжительные сеансы подобной коммуникации ограничивают возможности реальных контактов с близкими людьми, развитию личности в целом, способствуют развитию определённых заболеваний.
Цель исследования. Изучить специфику виртуальной коммуникации молодёжи (на примере г. Тобольска).
Материал и методы исследования. На основании анализа вторичных данных, а также изучения материалов исследований по представленной проблематике, можно сделать выводы, что виртуализация коммуникации в настоящий момент оказывает значительное влияние на становление личности молодых людей, формирует определённую культурную среду и навыки. Так, исследования, проведенные Николасом Карра показали, что Интернет-общение ограничивает умственные возможности пользователей; Е. Морозов в своих работах обращает внимание, что виртуальный мир развивает в личностной структуре молодых людей безразличие ко всему реальному; российские исследователи В.А. Михайлов, С.В. Михайлов считают, что в виртуальной среде теряется значение собственного «я», социально значимой выступает «выдуманная» индивидуальность, которая проявляется посредством самопрезентации[5]. Как отмечают многие исследователи, с подобным явлением связана следующая отличительная черта виртуального общения - креативность. Пользователь способен самостоятельно создавать, моделировать виртуальную реальность. По сравнению с традиционными средствами массовой информации, такими как телевидение, радио, пресса, где пользователь является пассивным субъектом, который лишь воспринимает информацию, в сети Интернет пользователь является активным субъектом, способным создавать собственную картину мира[1].
С целью выявления аспекта значимости виртуальной и реальной коммуникации в жизнедеятельности молодых людей, авторами было проведено социологическое исследование студенческой молодёжи г. Тобольска в возрасте от 16 до 23 лет. На основании полученных данных было определено, что все респонденты являются активными пользователями социальных сетей, проводят достаточно времени в виртуальной коммуникации, нежели в реальной. Авторам исследования удалось установить, что студенческая молодежь предпочитает виртуальные коммуникации реальным, поскольку предоставляется больше возможности свободы самовыражения.
Исследование состояло из 2 этапов, более глубокое изучение показателей виртуальной коммуникации, а также интернет-зависимости позволил выявить именно второй этап, куда попали респонденты, отобранные по косвенным показателям зависимости (количество времени пребывания в сети, фактор признания, возможность анонимности в процессе коммуникации и др.).
Результаты исследования. На первом этапе исследования определилась группа - 25 респондентов из 90, зависимых от интернет сообществ, предпочитающих именно виртуальную коммуникацию - реальной.
Второй этап исследования позволил установить приоритеты и предпочтения в виртуальной коммуникации. В целом исследование показало, что 76% респондентов используют информационные порталы, 48% мессенджеры для общения. Интернет-магазины, новостные сайты, стриминговое общение оказались не совсем популярны среди студенческой молодёжи.
Респонденты в возрасте 16-23 лет (64%)- проводят слишком много времени в интернете - более 6 часов, но несмотря на это только 40% предпочитают виртуальное общение реальному, большинство респондентов используют интернет как источник информации и знаний.
Результаты проведённого исследования позволяют сделать вывод, что зависимость от социальных сетей - это реальность современного социума, которую осознают как проблему и сами молодые люди. На основании полученных данных- 28% респондентов проводят много времени в игровых и стриминговых сообществах, иногда в ущерб реальному общению и учёбе; 40% опрошенных респондентов чувствуют себя увереннее в условиях виртуальной коммуникации, нежели в реальной, 16% из них строили коммуникации в воображаемой форме, отличной от реальности.
Заключение. Условия виртуальной коммуникации позволяют участникам выстаивать воображаемую форму и выдуманный образ. Виртуальное общение привлекает молодых людей и свободой в действиях. Более популярны для респондентов 16-20 лет являются Интернет-общение и знакомства; для респондентов 21-23 лет коммуникации по интересам, профессии и с друзьями. В большинстве современная молодёжь способна определять позитивные и негативные последствия регистрации в социальных сетях. Однако фактор превалирования виртуальной коммуникации увеличивается в молодёжной среде, по различным причинам, по - сравнению с реальной коммуникацией. В современных трансформационных условиях процесса коммуникации в целом, необходимо выработать профилактические меры, направленные на выработку способов адекватного восприятия аспектов виртуальной и реальной коммуникации, способствующих продуктивной жизнедеятельности и развитию молодых людей.