Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

SPECIFICITY OF VIRTUAL COMMUNICATIONS OF MODERN YOUTH (ON THE EXAMPLE OF TOBOLSK POPULATION)

Kuklin A.E. 1 Novikova A.A. 1
1 Tyumenskij industrial'nyj universitet (filial v g. Tobol'ske)
Social networks have become an integral part of the today's youth life. The need for information space is perceived by us as one of the basic human needs. Without doubt, the main function of virtual communication is communicative, however, the specificity of communication in cyberspace differs from the real one: the process of human perception by man is absent or changes. Thus, it is noted that modern technologies and social networks create the illusion of communication, isolate people from thee real life and contribute to the diminution of the individual's social competences and the interactions modification in general. The authors of the presented study examined some aspects related to the peculiarities of modern youth's virtual communication, established positive and negative factors that influence their productive life.
the youth's pecificity of virtual communication
Social network

Введение. Интернет является неотъемлемой частью функционирования современного социума, являясь не только источником информации, но и средством коммуникации индивидов. Виртуальное общение – это разновидность коммуникации, которая имеет опосредствованный компьютером характер и реализуется с помощью телекоммуникационных систем. Виртуальное коммуникация подразумевает отсутствие непосредственного собеседника, но представленное от его имени в виде определенных знаков и символов, номера и даже изображения коммуникативных элементов.

Компьютерная коммуникация имеет ряд особенностей в сравнении с реальным общением. Специфика состоит в расширении возможностей и границ коммуникации, поскольку собеседники могут находиться в любой точке планеты, к тому же акторы в процессе коммуникации находятся в привычном жизненном пространстве и среде, пользуясь различными приемами передачи информации.

Одной из положительных составляющих подобной коммуникации является фактор комфортности, а также возможности установления быстрого контакта с людьми независимо от их географического местонахождения, возможности установления разных видов коммуникации. К негативным факторам, несомненно, относят аспект формирования у человека психологической компьютерной зависимости, некоторой трансформации навыков реального общения, социального взаимодействия, социальной компетентности индивидов, выражающемся в умении устанавливать контакты на эмоциональном уровне и чувствовать собеседника[1]. Вхождение виртуальной коммуникации в современный социум оказывает влияние и на специфику жизнедеятельности молодого человека- продолжительные сеансы подобной коммуникации ограничивают возможности реальных контактов с близкими людьми, развитию личности в целом, способствуют развитию определённых заболеваний.

Цель исследования. Изучить специфику виртуальной коммуникации молодёжи (на примере г. Тобольска).

Материал и методы исследования. На основании анализа вторичных данных, а также изучения материалов исследований по представленной проблематике, можно сделать выводы, что виртуализация коммуникации в настоящий момент оказывает значительное влияние на становление личности молодых людей, формирует определённую культурную среду и навыки. Так, исследования, проведенные Николасом Карра показали, что Интернет-общение ограничивает умственные возможности пользователей; Е. Морозов в своих работах обращает внимание, что виртуальный мир развивает в личностной структуре молодых людей безразличие ко всему реальному; российские исследователи В.А. Михайлов, С.В. Михайлов считают, что в виртуальной среде теряется значение собственного «я», социально значимой выступает «выдуманная» индивидуальность, которая проявляется посредством самопрезентации[5]. Как отмечают многие исследователи, с подобным явлением связана следующая отличительная черта виртуального общения - креативность. Пользователь способен самостоятельно создавать, моделировать виртуальную реальность. По сравнению с традиционными средствами массовой информации, такими как телевидение, радио, пресса, где пользователь является пассивным субъектом, который лишь воспринимает информацию, в сети Интернет пользователь является активным субъектом, способным создавать собственную картину мира[1].

С целью выявления аспекта значимости виртуальной и реальной коммуникации в жизнедеятельности молодых людей, авторами было проведено социологическое исследование студенческой молодёжи г. Тобольска в возрасте от 16 до 23 лет. На основании полученных данных было определено, что все респонденты являются активными пользователями социальных сетей, проводят достаточно времени в виртуальной коммуникации, нежели в реальной. Авторам исследования удалось установить, что студенческая молодежь предпочитает виртуальные коммуникации реальным, поскольку предоставляется больше возможности свободы самовыражения.

Исследование состояло из 2 этапов, более глубокое изучение показателей виртуальной коммуникации, а также интернет-зависимости позволил выявить именно второй этап, куда попали респонденты, отобранные по косвенным показателям зависимости (количество времени пребывания в сети, фактор признания, возможность анонимности в процессе коммуникации и др.).

Результаты исследования. На первом этапе исследования определилась группа - 25 респондентов из 90, зависимых от интернет сообществ, предпочитающих именно виртуальную коммуникацию - реальной.

Второй этап исследования позволил установить приоритеты и предпочтения в   виртуальной коммуникации. В целом исследование показало, что 76% респондентов используют информационные порталы, 48% мессенджеры для общения. Интернет-магазины, новостные сайты, стриминговое общение оказались не совсем популярны среди студенческой молодёжи.

Респонденты в возрасте 16-23 лет (64%)- проводят слишком много времени в интернете - более 6 часов, но несмотря на это только 40% предпочитают виртуальное общение реальному, большинство респондентов используют интернет как источник информации и знаний.

Результаты проведённого исследования позволяют сделать вывод, что зависимость от социальных сетей - это реальность современного социума, которую осознают как проблему и сами молодые люди. На основании полученных данных- 28% респондентов проводят много времени в игровых и стриминговых сообществах, иногда в ущерб реальному общению и учёбе; 40% опрошенных респондентов чувствуют себя увереннее в условиях виртуальной коммуникации, нежели в реальной, 16% из них строили коммуникации в воображаемой форме, отличной от реальности.

Заключение. Условия виртуальной коммуникации позволяют участникам выстаивать воображаемую форму и выдуманный образ. Виртуальное общение привлекает молодых людей и свободой в действиях. Более популярны для респондентов 16-20 лет являются Интернет-общение и знакомства; для респондентов 21-23 лет коммуникации по интересам, профессии и с друзьями. В большинстве современная молодёжь способна определять позитивные и негативные последствия регистрации в социальных сетях. Однако фактор превалирования виртуальной коммуникации увеличивается в молодёжной среде, по различным причинам, по - сравнению с реальной коммуникацией. В современных трансформационных условиях процесса коммуникации в целом, необходимо выработать профилактические меры, направленные на выработку способов адекватного восприятия аспектов виртуальной и реальной коммуникации, способствующих продуктивной жизнедеятельности и развитию молодых людей.