Актуальность. Важнейшей задачей всей спортивной подготовки является формирование высокого уровня функциональных возможностей занимающихся, так как он выступает основой для роста спортивного мастерства и специальной физической работоспособности, являясь предпосылкой способности организма эффективно приспосабливаться к предъявляемым соревновательным и тренировочным нагрузкам [1, 2]. Стабильные и высокие достижения в баскетболе возможны только на основе оптимизации тренировочного процесса, всех сторон подготовленности баскетболиста. В свою очередь оптимизация тренировки в баскетболе должна базироваться на применении научно-обоснованных средств и методов, при обязательном учете специфики деятельности и факторов, определяющих и лимитирующих работоспособность [3].
Баскетбол, с точки зрения физиологии, можно охарактеризовать как деятельность с изменяющимися условиями выполнения действий, осуществления переменной по мощности мышечной работы, при интенсивной обработке большого объема экстеросенсорной информации [4]. Вследствие этого успешность деятельности баскетболиста в значительной мере определяется состоянием центральной нервной системы, сенсорных систем и систем, обеспечивающих энергообеспечение организма. Крайне важно должное развитие интегративных функций центральной нервной системы, процессов высшей нервной деятельности. Это относится к реализации механизмов экстраполяции, расширения объема внимания, оперативному восприятию и тонкому дифференцированию соматических и вегетативных изменений в организме. Наибольшего эффекта от оптимально спланированного тренировочного процесса можно ожидать только при условии эффективного управления им. В свою очередь управление тренировкой, то есть развитием различных сторон подготовленности спортсмена, течением адаптационных процессов, возможно только на основе получения информации о происходящих в организме спортсмена изменениях. Такая информация может быть получена в физиологических исследованиях. Эта же информация может быть использована для индивидуализации тренировки, прогнозирования результатов и отбора [5].
Объектом исследования является тренировочный процесс баскетболистов 11-12 лет.
Предмет исследования: изменение функционального состояния мальчиков 11-12 лет, занимающихся баскетболом, и не занимающихся спортом.
Цель исследования является выявление динамики функционального состояния мальчиков 11-12 лет в связи с занятиями баскетболом.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что у мальчиков, занимающихся баскетболом, будет больший прирост функциональных показателей, чем у мальчиков, не занимающихся баскетболом.
Исследования проводились в течение учебного года в средней общеобразовательной школе г. Алматы с мальчиками 11-12 лет. В экспериментальную группу вошли мальчики 11-12 лет, занимающиеся баскетболом; в контрольную группу – учащиеся общеобразовательной школы, не занимающиеся в спортивных секциях.
На основе анализа результатов проведенного исследования были сделаны следующие выводы:
1. В ходе исследования в экспериментальной группе произошли статистически достоверные изменения в показателях жизненной емкости легких, пробы Штанге и нагрузочном тесте, а в конце исследования во всех показателях кроме артериального давления.
2. В контрольной группе в ходе исследования произошли статистически достоверные изменения только в показателях жизненной емкости легких, а в конце исследования в показателях жизненной емкости легких и пробы Штанге.
В конце исследования выявлены статистически достоверные различия между контрольной и экспериментальной группами мальчиков 11-12 лет в показателях частоты сердечных сокращений, жизненной емкости легких, пробы Штанге и нагрузочном тесте.
Тренерам и учителям физической культуры, работающие с мальчиками 11-12 лет, проводящие тренировочные занятия и уроки физической культуры классах, можно предложить практические рекомендации: в тренировочных процессах по баскетболу больше внимания уделять упражнениям, развивающие общую выносливость, тем самым, влияя на дыхательную систему, что приводит к увеличению жизненной емкости легких и сердечно-сосудистую систему, в следствие чего, будет снижаться частоты сердечных сокращений и повышаться артериальное давление. На уроках физической культуры в общеобразовательной школе уделять больше внимания введению элементов баскетбола как средству улучшения функционального состояния школьников в младших и средних классах.