Путём анализа публикаций по теме исследования выяснено, что выносливость является способностью организма занимающегося, его подготовленности физической и психической выполнять работу определенного, заданного по времени и усилиям характера в течение длительного времени [1, 2].
Внимание к индивидуальным анатомическим, физиологическим и психическим особенностям учащихся средней школы позволяет планировать процесс их физического воспитания. Литературные данные свидетельствуют о том, что можно эффективно решить комплекс изучаемой проблемы путем оптимизации исследовательского процесса, наиболее подходящего под психофизические характеристики студентов [3-5]. В противном случае искомый результат не будет соответствовать ожидаемым результатам педагогического воздействия на занимающихся.
Развитие выносливости в среднем школьном возрасте воспитывается в том случае, если во время занятий организм учащихся доводится до стадии утомления.
Методы развития общей выносливости у детей среднего школьного возраста:
- метод непрерывных непрерывных упражнений. Характеризуется тем, что физическоеупражнениевыполняют непрерывно с относительно постоянной интенсивностью. Интенсивность можно считать постоянной если её колебания не превышают 3 % от средней.
- методика повторных интервальных упражнений. Метод включает выполнение упражнений со стандартными и переменными нагрузками, а также строго дозированные и заранее запланированные интервалы отдыха.
- метод круговой тренировки. Этот метод представляет собой постоянное последовательное выполнение специально подобранного комплекса физических упражнений.
- игровой метод. Суть метода заключается в том, что двигательная активность обучаемых организована на основе содержания, условий и правил игры.
- соревновательный метод. Предполагает использование различных соревнований как средства повышения уровня выносливости обучаемого.
Приведем примерный цикл упражнений «круговой тренировки» на развитие выносливости у школьников [1]:
1. (I станция) Сядьте на скамью, встаньте, встаньте (поочередно), поставив ноги на скамью, встаньте со скамьи и вернитесь в исходное положение.
2. (II станция) Согните и выпрямите руки из плавающего положения (женская). То же (мальчики), но из положения лежа на спине под наклоном с одновременным разгибанием тазобедренных суставов.
3. (III станция) Лягте на спину, ноги твердо (ступни под скамейкой), поднимите верхнюю часть тела и вернитесь в исходное положение.
4. (IV станция) Лягте на грудь, руки вверх, ладони на полу, верхняя часть тела, руки и ноги подняты (прямые) и вернитесь в исходное положение.
5. (V-образная станция) Встаньте, держитесь горизонтально вниз на ширине плеч, поместите правую ногу между тростью и руками и выпрямите, вернитесь в исходное положение. То же самое и с левой ногой.
6. (VI станция) Лежа на опоре, положите руки на скамью. Девочки: согните руки, встаньте при этом на колени; согните руки и вернитесь в исходное положение. Мальчики: Переставьте руки (поочередно) на полу, вернитесь в исходное положение (также поочередно переставляйте руки).
7. (VII станция) Встаньте сбоку от гимнастической стены, возьмитесь за поручень на уровне бедер, сядьте на правую ногу лицом влево и вернитесь в исходное положение. То же слева.
8. (VIII станция) Поднять согнутые ноги из подвеса на гимнастической стене, вернуться в исходное положение.
9. (IX станция) Приседание, руки на коленях, подпрыгивать, приземляться в исходное положение.
10. (X станция) Из основной стойки держитесь горизонтально снизу, хватом сверху, шире плеч. Наклонитесь вперед, одновременно поднимите палку вверх (спина прямая, палка над головой, посмотрите на палку), вернитесь в исходное положение.
Комплекс рекомендуется выполнять на 8-и занятиях подряд, которые составят полный цикл занятий по экстенсивно-интервальному методу «круговой тренировки». Такие циклы желательно повторять 3-4 раза в течение года. Для обозначения места (станции) выполнения упражнений необходимо сделать 10 указателей: в вырез деревянной подставки на подставке вставляется лист плотной бумаги; на листе большими цифрами обозначен номер упражнения (станции), сделано его описание и графическое изображение. При разметке станций следует учитывать, что упражнения для одних мышц следует чередовать с упражнениями для других, что желательно использовать снаряды в тренажерном зале для выполнения упражнений, и чтобы не перемещать их далеко.