Существует стереотип, что физическая и умственная нагрузки совершенно противопоставлены друг другу. Люди, занимающиеся спортом, не могут широко владеть своими умственными способностями и наоборот, люди, постоянно занимающиеся умственной деятельностью далеки от спорта. Но так ли это на самом деле? Ведь достаточно большое количество стереотипов опровержимы, и люди приводят много примеров на своем опыте [1].
Уже говоря о том, что профессиональные тренеры, подопечные которых достигают больших высот, говорит о том, что умственный багаж знаний преподавателей насыщен, ведь это досконально нужно знать психологию спорта, морфофункциональные особенности строения организма, обладать перечнем спортивных, специальных и общих физических упражнений, как в определенном виде спорта, так и в целом, уметь общаться индивидуально и в коллективе, иметь не малый опыт на практике, а также владеть организационными и правовыми умениями и навыками [4]. Именно тогда спортсмен тренера достигнет высоких результатов, а таких тренеров можно найти не в малом количестве, отличие будет иметь лишь в подходе проведения тренировок, видов спорта. Именно это подчеркивает связь физической деятельности с умственной. Ведь чтобы стать настоящим тренером, ведущим за собой здоровое поколение победителей, изначально нужно многому научиться и испытать. С одним вопросом мы уже разобрались, но как же все-таки связана умственная деятельность с физической нагрузкой?
Популярные в настоящее время профессии связаны с оптимизированными, современными технологиями, в частности – компьютерами и телефонами, а это, как правило, сидячий образ жизни, в простонародье на современном языке профессия «офисный планктон». Люди постоянно загружены работой с бумагами, большое количество своего времени проводят сидя за компьютером и телефоном, что очень сказывается на здоровье [2].
Все в нашей жизни используется в меру, имеет плюсы и минусы. Естественно, что все используемое в меру дает положительный результат, а все злоупотребление – отрицательный. Положительные аспекты умственного труда, думаю, понятны, но какие существуют отрицательные? Рассмотрим эти аспекты:
1) напряжение мыслительных процессов с высокой динамичностью и силой возбудительно-тормозных процессов в ЦНС;
2) неравномерность нагрузки, необходимость принимать срочные и нестандартные решения, возможность возникновения конфликтных ситуаций;
3) нерегламентированный график, периодически возникающие возрастания степени нервно-эмоционального напряжения;
4) напряжение отдельных анализаторов и внимания;
5) сложность взаимоотношений с окружающими;
6) большой и плотный поток информации, напряжение памяти, внимания, восприятия и воспроизведения новой информации;
7) низкая двигательная активность.
Исходя из перечисленных пунктов, человек подвержен таким заболеваниям, как: гиподинамия, сердечная недостаточность, диабет, ожирение, тревожное расстройство и др. [3].
Можно четко сказать, что злоупотреблением умственной деятельностью в сидячем образе жизни в ходе работы, может способствовать развитию утомления и как раз-таки уменьшению работоспособности.
Люди в таком образе жизни просто обязаны заниматься физической активностью: зарядка, бег, скакалка, фитнес. Нужно находить время на себя, чтобы избежать негативных последствий от работы.
Обратимся к определениям «Физическая культура» и Умственная деятельность»:
Физическая культура – это часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путём физического воспитания, физической подготовки и физического развития. Можно определить её и как деятельность человека, направленную на укрепление здоровья и развитие физических способностей. Она призвана помочь людям, напрямую с физическим трудом не связанным, физически развиваться [5].
Умственная деятельность – это деятельность прежде всего центральной нервной системы, ее высшего отдела - коры человеческого мозга. Умственная деятельность, включающая в себя процесс моделирования, развивается на основе функционирования и взаимодействия трех образований коры головного мозга: сенсорного, нейронного и оперативного полей коры мозга.
Недостаточный отдых ведет к развитию утомления, а длительное отсутствие полноценного отдыха к переутомлению, что снижает защитные силы организма и может способствовать возникновению различных заболеваний, снижению или потере трудоспособности [6]. Рациональный режим труда и отдыха позволяет сохранить здоровье и высокую трудоспособность в течение длительного времени. Особенно важным является активный отдых.
Занятия физической культурой:
- снимают утомление нервной системы и всего организма;
- повышают работоспособность;
- способствуют укреплению здоровья;
- как правило, проходят они в форме активного отдыха.
К счастью, в современном мире, занятия физической культуры все больше набирают популярность. Бегать по утрам и вечерам, заниматься фитнесом (а его разновидностей и направлений очень много), плавание, йога, делать зарядку стало очень модно. Даже обычные прогулки с минимум в 10000 шагов будут полезными. Именно с целью оздоровления, разбавления умственной деятельности принято образовывать какие-либо спортивные команды по разным видам спорта в рабочих организациях, чтобы люди могли выплеснуть свои накопленные эмоции, нагрузить тело приятной физической активностью, да и просто отдохнуть, ведь это значительно повышает работоспособность.
Поэтому роль физкультурно-оздоровительной деятельности в жизни работников умственного труда является очень важной.