Введение. Ситуация, сложившаяся со спортом в глобальном пространстве в университетской жизни, волнует не только исследователей спорта. Спорт на университетской ступени являются неотъемлемой составляющей национальной и международный культуры и его «исключение», грозит утратой данного компонента в борьбе за отличную успеваемость и заботу о здоровье студентов в университете. На современном этапе университетская жизнь и такие известные направления спортивной активности как межвузовские спортивные чемпионаты, академические факультативные предметы в вузе, малое количество преподавателей спортивных дисциплин в университетах, занимают основную проблему этого анализа как тема для улучшения области социокультурного института спорта. Однако с полной уверенностью утверждать об отсутствии в университетах маргинальных процессов было бы некорректно. Исследование оснований использования концепции маргинальности для анализа спорта как сферы социума и особенно того, что значит спорт для студентов при поступлении в университет является актуальным. Нам представляется достаточно обоснованным ее применение в качестве эффективного эвристического инструментария для адекватного, многостороннего, детального изучения спорта, что позволит рассмотреть динамику его развития в целом для студентов в процессе академического обучения, его составных частей, отдельных характеристик, видов спортивных практик. Это напрямую сопряженно с общими социально-культурными процессами, происходящими в глобальном социальном пространстве Колумбии.
Цель исследования: определить и раскрыть причину отсутствия спорта для студентов при поступлении в университет для того, чтобы решение этой проблемы было разработано в будущем.
Материал и методы исследования. В ходе написания статьи осуществлялся анализ литературных источников и материалов зарубежной прессы такой страны, как Колумбия и используемой модели высшего образования Российской Федерации.
Результаты исследования и их обсуждение. Нахождение профессионально-прикладных видов спорта в маргинальном статусе как в случае со студентами университета, на наш взгляд, сродни ситуации, сложившейся в настоящее время в искусстве. Аналогично тому, что существуют определенные группы студентов вузов, сообщества (вовсе не охватывающие весь универсум потребителей), внутри которых те или ииые произведения искусства пребывают в статусе полноправных и по-своему образцовых, так и в рамках определенных профессиональных групп культивируются виды спорта, помогающие индивидам поддерживать уровень мастерства, подтверждающий правомерность их пребывания в профессии.
Однако специфика, накладываемая той или иной академическая потребность любой профессиональной карьеры в университете, достаточно сильно модифицирует требования, предъявляемые к видам спорта согласно единой классификации, что неизбежно приводит к формированию спортивных субкультур, занимающих маргинальное (промежуточное) положение по отношению к системе спорта как социокультурного института [3]. Тем не менее, с точки зрения внутреннего восприятия студентов, принадлежащих к соответствующей профессионально-спортивной субкультуре, нахождение в маргинальном статусе (не заниматься спортом во время учебы в университете) может рассматриваться в качестве негативного фактора, в силу вероятного отсутствия личностной потребности ассоциировать спорт с профессией. В принципе, можно утверждать, что профессионально-прикладные виды спорта занимают маргинальную позицию согласно мнению преподавателей вузов: студенты одновременно находятся в системе спорта и как бы вне нее [1].
Спорт в университетах – многогранный феномен, выполняющий неоднозначные функции в обществе. Соответственно, магистральность или маргинальность статуса его отдельных направлений обусловлены изменением его социокультурной роли в зависимости от конкретно-исторических условий. Спорт в течение столетий воспринимается университетским сознанием как одна из сфер социума для студентов, оказывающая определенное (то меньшее, то большее) влияние на общественный и учебный прогресс. Пристальное внимание тенденциям развития методики преподавания спорта в вузах и обусловлено процессами глобализации и сопутствующими процессами всеобщей экспансии спорта в мировое образование. Факт создания наднациональных организаций, таких как МОК, ФИФА и других всемирных спортивных союзов [2], способствовал возникновению глобальной специализированной спортивной мотивация транснациональной по своей природе и тесно связанной с другими направлениями спорта в студенческой жизни: социальной, информационной, культурной и производственно-коммерческой. Организация и проведение спортивных событий в университетах, становится и особой отраслью министерств образования разных стран, которая получает поддержку и одобрение практически всех социальных, профессиональных, этнических и возрастных групп.
Однако именно глобализация спорта обнажила, сделала видимыми маргинализационные процессы, активно циркулирующие в системе университетов мира [3]. С подачи министров спорта из разных стран, таких как министерство спорта Российской Федерации, право на включение большего числа студентов университетов в Олимпийские игры, которые бы приобрело статус мейнстрима в восприятии студенческих директив для улучшение спорта, предоставлялось только тем видам спортивной активности, которые соответствовали академические модели. Спорт можно рассматривать в университетах как возможность участия для улучшения академических оценок за дополнительные баллы для тех студентов, которые испытывают трудности в некоторых предметах. В качестве одного из вариантов улучшения спортивного участия студентов в университетах некоторые университеты рассматривают возможность включения спортивных дисциплин в свои академические программы для всех профессий, чтобы поддерживать и улучшать психическое и физическое здоровье студентов [4].
Исследование спортивными психологами влияния психических состояний студентов, обозначенных как маргинальные, на результативность спортивной деятельности фиксирует их амбивалентность. Например, в состоянии «предстартовой аптии» студент выглядит заторможенным, вялым; двигается как бы через силу, общается неохотно; взгляд устремлен в одну точку или рассеян; на изменения ситуации реагирует слабо или не реагирует вовсе. В таком состоянии дезадаптированности возможен лишь отрицательный прогноз выступления. Однако в практике работы спортивного психолога один студент рассказывал, что когда он не занимается спортом после поступления в университет, стресс увеличивается, а когда у него бодрое состояние, это может плохо сказаться на его успеваемости [2]. Этот случай не относится к числу системных и обусловлен индивидуально-психологическими особенностями студентов, тем не менее, демонстрирует позитивные последствия маргинального предстартового состояния.
Заключение. Таким образом, объективная сущность спорта как особого вида соревновательной деятельности выражается в функционировании физического и моторного полей у студентов. Рассуждая о возможных источниках маргинализационных процессов в университетах можно предположить существование «маргинальных пространств», запускающих механизм внутриспортивной динамики; появление в процессе спортивной деятельности «маргинальных действий, умений, навыков; возникновение ситуативных и повторяющихся «маргинальных состояний», обусловленных соревновательным процессом между студентами.
Внутриспортивная динамика подразумевает перманентный процесс увеличения или уменьшения количества видов спортивной деятельности, исключения старых и выработки новых систем двигательных умений и навыков, систем тренировок для университетов, В качестве источников запуска этого механизма представляется адекватным выделение примерно трех «маргинальных пространств: модернизация академических программ, больше преподавателей в области спорта для университетов и больше спортивных мероприятий для улучшения участия студентов в спортивной жизни университетов.