Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

MARGINALITY OF SPORT DURING UNIVERSITY STAGE

Semenova G.I. 1 Lopes D.A. 1
1 Ural Federal University UrFU
The concept of marginality within the modern social reality of Colombia can be successfully used as an effective tool for analyzing the participation of university students in sports. In the modern world, sport has gained a place in the hierarchy of significance of phenomena that have a significant impact on the functioning of society as a whole, as well as individual social groups and specific individuals. The actualization of the unprecedented appeal of this sphere of society undoubtedly arouses research interest. The defining characteristic of the modern era is the formation and deployment of a new global-local reality, which inevitably implies the complication of the socio-cultural dynamics of society. The social and psychological imbalance of groups and individuals that occurs as a side result of these processes requires leveling and restoring performance. Sport, in connection with the changing conditions of the functioning of society, acquires new functions. The variety of requests from different target groups generates a variety of adequate "responses". For some, sport becomes a space for mastering and assimilating a new culture in a changing social reality. Extreme sports are beginning to attract the freedom to choose a strategy, where the only condition is the voluntary and conscious overcoming of all possible dangers by the individual. All this leads to an increase in self-confidence, accumulates a positive experience. For others, the appeal of the sports space is due to the variety of cultivated relaxation practices.
economy
sport
marginality
Strategy
social

Введение. Ситуация, сложившаяся со спортом в глобальном пространстве в университетской жизни, волнует не только исследователей спорта. Спорт на университетской ступени являются неотъемлемой составляющей национальной и международный культуры и его «исключение», грозит утратой данного компонента в борьбе за отличную успеваемость и заботу о здоровье студентов в университете. На современном этапе университетская жизнь и  такие известные направления спортивной активности как межвузовские спортивные чемпионаты, академические факультативные предметы в вузе, малое количество преподавателей спортивных дисциплин в университетах, занимают основную проблему этого анализа как тема для улучшения области социокультурного института спорта. Однако с полной уверенностью утверждать об отсутствии в университетах маргинальных процессов было бы некорректно. Исследование оснований использования концепции маргинальности для анализа спорта как сферы социума и особенно того, что значит спорт для студентов при поступлении в университет является актуальным. Нам представляется достаточно обоснованным ее применение в качестве эффективного эвристического инструментария для адекватного, многостороннего, детального изучения спорта, что позволит рассмотреть динамику его развития в целом для студентов в процессе академического обучения, его составных частей, отдельных характеристик, видов спортивных практик. Это напрямую сопряженно с общими социально-культурными процессами, происходящими в глобальном социальном пространстве Колумбии.

Цель исследования: определить и раскрыть причину отсутствия спорта для студентов при поступлении в университет для того, чтобы решение этой проблемы было разработано в будущем.

Материал и методы исследования. В ходе написания статьи осуществлялся анализ литературных источников и материалов зарубежной прессы такой страны, как Колумбия и используемой модели высшего образования Российской Федерации.

Результаты исследования и их обсуждение. Нахождение профессионально-прикладных видов спорта в маргинальном статусе как в случае со студентами университета, на наш взгляд, сродни ситуации, сложившейся в настоящее время в искусстве. Аналогично тому, что существуют определенные группы студентов вузов, сообщества (вовсе не охватывающие весь универсум потребителей), внутри которых те или ииые произведения искусства пребывают в статусе полноправных и по-своему образцовых, так и в рамках определенных профессиональных групп культивируются виды спорта, помогающие индивидам поддерживать уровень мастерства, подтверждающий правомерность их пребывания в профессии.

Однако специфика, накладываемая той или иной академическая потребность любой профессиональной карьеры в университете,  достаточно сильно модифицирует требования, предъявляемые к видам спорта согласно единой классификации, что неизбежно приводит к формированию спортивных субкультур, занимающих маргинальное (промежуточное) положение по отношению к системе спорта как социокультурного института [3]. Тем не менее, с точки зрения внутреннего восприятия студентов, принадлежащих к соответствующей профессионально-спортивной субкультуре, нахождение в маргинальном статусе (не заниматься спортом во время учебы в университете) может рассматриваться в качестве негативного фактора, в силу вероятного отсутствия личностной потребности ассоциировать спорт с профессией.  В принципе, можно утверждать, что профессионально-прикладные виды спорта занимают маргинальную позицию согласно мнению преподавателей вузов: студенты одновременно находятся в системе спорта и как бы вне нее [1].

Спорт в университетах – многогранный феномен, выполняющий неоднозначные функции в обществе. Соответственно, магистральность или маргинальность статуса его отдельных направлений обусловлены изменением его социокультурной роли в зависимости от конкретно-исторических условий. Спорт в течение столетий воспринимается университетским сознанием как одна из сфер социума для студентов, оказывающая определенное (то меньшее, то большее) влияние на общественный и учебный прогресс. Пристальное внимание тенденциям развития методики преподавания спорта в вузах и обусловлено процессами глобализации и сопутствующими процессами всеобщей экспансии спорта в мировое образование. Факт создания наднациональных организаций, таких как МОК, ФИФА и других всемирных спортивных союзов [2], способствовал возникновению глобальной специализированной спортивной мотивация транснациональной по своей природе и тесно связанной с другими направлениями спорта в студенческой жизни: социальной, информационной, культурной и производственно-коммерческой. Организация и проведение спортивных событий в университетах, становится и особой отраслью министерств образования разных стран, которая получает поддержку и одобрение практически всех социальных, профессиональных, этнических и возрастных групп.

Однако именно глобализация спорта обнажила, сделала видимыми маргинализационные процессы, активно циркулирующие в системе университетов мира [3]. С подачи министров спорта из разных стран, таких как министерство спорта Российской Федерации, право на включение большего числа студентов университетов в Олимпийские игры, которые бы приобрело статус мейнстрима в восприятии студенческих директив для улучшение спорта, предоставлялось только тем видам спортивной активности, которые соответствовали академические модели. Спорт можно рассматривать в университетах как возможность участия для улучшения академических оценок за дополнительные баллы для тех студентов, которые испытывают трудности в некоторых предметах. В качестве одного из вариантов улучшения спортивного участия студентов в университетах некоторые университеты рассматривают возможность включения спортивных дисциплин в свои академические программы для всех профессий, чтобы поддерживать и улучшать психическое и физическое здоровье студентов [4].

Исследование спортивными психологами влияния психических состояний студентов, обозначенных как маргинальные, на результативность спортивной деятельности фиксирует их амбивалентность. Например, в состоянии «предстартовой аптии» студент выглядит заторможенным, вялым; двигается как бы через силу, общается неохотно; взгляд устремлен в одну точку или рассеян; на изменения ситуации реагирует слабо или не реагирует вовсе. В таком состоянии дезадаптированности возможен лишь отрицательный прогноз выступления. Однако в практике работы спортивного психолога один студент рассказывал, что когда он не занимается спортом после поступления в университет, стресс увеличивается, а когда у него бодрое состояние, это может плохо сказаться на его успеваемости [2]. Этот случай не относится к числу системных и обусловлен индивидуально-психологическими особенностями студентов, тем не менее, демонстрирует позитивные последствия маргинального предстартового состояния.

Заключение. Таким образом, объективная сущность спорта как особого вида соревновательной деятельности выражается в функционировании физического и моторного полей у студентов. Рассуждая о возможных источниках маргинализационных процессов в университетах можно предположить существование «маргинальных пространств», запускающих механизм внутриспортивной динамики; появление в процессе спортивной деятельности «маргинальных действий, умений, навыков; возникновение ситуативных и повторяющихся «маргинальных состояний», обусловленных соревновательным процессом между студентами.

Внутриспортивная динамика подразумевает перманентный процесс увеличения или уменьшения количества видов спортивной деятельности, исключения старых и выработки новых систем двигательных умений и навыков, систем тренировок для университетов, В качестве источников запуска этого механизма представляется адекватным выделение примерно трех «маргинальных пространств: модернизация академических программ, больше преподавателей в области спорта для университетов и больше спортивных мероприятий для улучшения участия студентов в спортивной жизни университетов.