Одним из важных тактико-технических элементов волейбола является выполнение нападающего удара. Он является одним из главных факторов достижения победы над любым соперником [1]. Проблема правильного выполнения нападающего удара с позиций тактики и техники, формирования тактических умений актуальна в настоящее время и в последующем несомненно останется актуальной, несмотря на достаточную изученность. Отметим, что слабое освоение тактических умений в нападении, как правило ведёт к многочисленным проигрышам мячей, партий и соревнований команд самой различной квалификации [3].
Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс на уроках физической культуры учащихся 11 классов.
В качестве предмета исследования выступают методические особенности формирования тактических умений по сочетанию силовых и обманных действий в нападении у учащихся старших классов.
Для диагностики физической подготовленности детей-волейболистов 11-го класса, будут проведены испытания, состоящие из 5 тестов:
«Прыжок в длину с места» – предназначен для оценки скоростно-силовых способностей (прыгучести волейболиста), косвенно оценивающего взрывную силу мышц.
Методика проведения: испытуемый встает у линии отталкивания, не заступая за нее. Выполняет небольшое раскачивание с согнутыми ногами и взмахами рук. После чего приседая, выполняет отталкивание двух ног и взмахом рук вперед-вверх, стараясь приземлится как можно дальше.Большее внимание отводится на результат касания опоры пяткой, расположенной к линии отталкивания. На выполнение прыжка дается 3 попытки и засчитывается лучшая из них. Длина прыжка измеряется с точностью до 1 см.
«Метание набивного мяча из положения сед ноги врозь», данные тест предназначен для оценки скоростно-силовых способностей (плечевого пояса).
Методика проведения: испытуемый садится у линии броска в положение сед ноги врозь. Мяч держит двумя руками над головой, слегка отклонившись назад метает мяч вперед, как можно дальше. На выполнение данного теста дается 3 попытки, и учитывается лучший результат.
«Подтягивание на высокой перекладине» (для юношей). Тест оценивает силу мышц рук. Методика выполнения: испытуемый в исходном положении: вис хватом сверху, руки, туловище и ноги выпрямлены, ноги не касаются пола, ступни вместе, кисти рук на ширине плеч. Из исходного положения необходимо подтянуться так, чтобы подбородок оказался выше перекладины, опуститься в вис до полного выпрямления рук, зафиксировать это положение в течение 0,5 с. Дается 1 попытка, и учитывается количество правильных выполненных подъемов.
«Сгибание и разгибание рук в упоре лежа» (для девушек). Тест выполняется для оценки силы мышц рук. Методика выполнения: испытуемый принимает И.П –упор лежа на полу: руки прямые расставлены на ширине плеч, плечи, туловище, ноги составляют прямую линию, пальцы стоп упираются в пол, без какого-либо упора. После чего испытуемый выполняет сгибание рук, удерживая туловище в горизонтальном положении, затем возвращается в и.п. На выполнение данного теста дается 1 попытка.
«Подъем туловища из положения лежа на спине за 1 минуту», данный тест необходим для оценки скоростно-силовой выносливости. Методика выполнения: испытуемый принимает И.П -лежа на спине, ноги согнуты в коленях, стопы расположены на ширине плеч, руки находятся за головой, локти разведены в стороны. Необходимо за 1 минуту выполнить максимальное число подъемов туловища, сгибаясь до касания локтями бедер, затем вернуться в И.П и продолжать выполнять данный тест. На выполнение теста дается 1 попытка.
Таблица 1
ТЕСТЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
ДЕТЕЙ 11 КЛАССОВ
№ |
Вид испытаний (тесты) |
Оценка |
|||||
Юноши |
Девушки |
||||||
3 |
4 |
5 |
3 |
4 |
5 |
||
1 |
Прыжок в длину с места(см) |
200 |
210 |
230 |
160 |
170 |
185 |
2
|
Метание набивного мяча их положения сед ноги врозь700г-(м) |
27 |
32 |
38 |
- |
- |
- |
или весом 500г –(д) |
|
|
|
13
|
17
|
20 |
|
3 |
Подтягивание на высокой перекладине (количество раз) |
8 |
10 |
13 |
- |
- |
- |
4 |
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (количество раз) |
- |
- |
- |
9 |
10 |
16 |
5 |
Подъем туловища из положения лежа на спине (количество раз за 1 минуту) |
30 |
40 |
50 |
20 |
30 |
40 |
При организации тактической подготовки волейболистов старшего школьного возраста, используются все виды подготовки, как единая методика для достижения эффективности результата [3]. Каждое тактическое действие, связано с технической подготовкой, оно помогает игроку выбрать верный путь, который поможет достижения успеха. Все действия в игре, должны выстраиваться при помощи изучения тактический знаний, умений, и технических навыков. Если волейболисты владеют всеми видами подготовки, т.е., знают правила игры, установки тренера, то сформированные тактические и технические приемы будут легко применяться в процессе игры [2, 4].
Нами предложена методика упражнений в которой используется принцип построения тактики игры «5-1», которые применяются в тактике нападающих действий с выходом связующего игрока с задней линии:
1. Игрок зоны 1 выходит к сетке между зонами 2 и 3 и своими действиями показывает, что мяч будет направлен быстро выходящему игроку зоны 3, но в последний момент выполняет кистевую передачу за голову игроку зоны 2.
2. То же, что и в случае 1, но мяч для удара адресуется игроку зоны 4
3. «Обратный крест»: Связующий выходит ближе к зоне 3. Его партнер из зоны 4 разбегается и имитирует удар с короткой передачи в зоне 3. Нападающий зоны 3 перемещается в зону 4 за спину своего товарища и производит удар.
4. То же, что и в ситуации 3, но игроки зон 3 и 4 имитируют комбинацию «Обратный крест», а мяч для удара направлен на игрока зоны 2.
5. «Эшелон». Игрок зоны 1 выходит к сетке в зону 3. Волейболист этой зоны разбегается и имитирует удар с короткой передачи, заставляя соперника организовать блокирование. Разводящий игрок выполняет передачу за волейболиста зоны 3, куда выходит игрок зоны 4 и производит удар над руками уже опускающегося блокирующего.
6. «Пайп»: Эта комбинация эффективна, когда связующий посылает мяч с расстояния 1 – 1,5 м от сетки прострельно, "вдогонку" игроку зон 3 или 4, которые взлетают над сеткой, ожидая передачу, тем самым отвлекают блокирующих игроков соперника, создаётся возможность атаки без блока.
7. Игрок зоны 3 имитирует выход к сетке для выполнения нападающего удара с короткой передачи, вынуждая блокирующего выпрыгнуть, а сам, задержавшись, прыгает позже него и производит удар над опускающимся блоком.
8. Игрок 3 зоны имитирует взлет в своей зоне, игроки зон 4 и 2 выходят для выполнения удара с краев сетки, а атаку завершает игрок зоны 5, нападая с задней линии. В методике к настоящему времени раскрыта связь тактической подготовки с другими видами подготовки. Ведётся разработка методики тактических действий в нападении по схеме «5-1», игровыми комбинациями, с выходом связующего игрока с задней линии.
Мы будем придерживаться концепции – И.Н. Преображенского, Ю.М. Портного, А.В. Родионова, А.Я. Гомельского, что выдающаяся команда в спортивных играх должна быть звёздной, состоять из отдельных игроков-звёзд, обеспечивающих высокий уровень исполнения индивидуальных и коллективных действий. В связи с этим, совершенствование коллективных действий должно идти через формирование высокой индивидуальной подготовленности, в частности к гибким тактическим действиям в нападении и начинаться ещё в юном возрасте.