Введение. Вопросы физической подготовки пловцов в рамках тренировочного процесса детей и подростков рассматривались не единожды [4,5,6]. Именно эти специалисты отмечают что, физическая подготовка включает воспитание силовых способностей, гибкости, быстроты, ловкости, способности к расслаблению мышц, повышение физической работоспособности [7].
Объект исследования – процесс физической подготовки юных пловцов.
Предмет исследования – использование нетрадиционных средств физической подготовки юных пловцов.
Гипотеза исследования. Предполагалось, что применение в процессе физической подготовки юных пловцов нетрадиционных средств, характерных для плавания, таких как упражнения йоги [1,2,3], кифута, положительно повлияет на уровень физической подготовленности.
Цель исследования – определить эффективность использования нетрадиционных средств физической подготовки юных пловцов.
Гипотеза. Мы предполагаем, что применение в процессе физической подготовки юных пловцов нетрадиционных средств, характерных для плавания: упражнений йоги, кифута положительно повлияет на уровень физической подготовленности.
В работе мы поставили перед собой следующие задачи:
1. Проанализировать литературу по теме исследования.
2. Изучить исходные показатели физической подготовленности юных пловцов.
3. Составить комплексы упражнений нетрадиционных средств для эффективной физической подготовки юных пловцов.
4. Проверить эффективность разработанных комплексов в условиях педагогического эксперимента.
Нами были использованы следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы; тестирование физической подготовленности; педагогический эксперимент; методы математической статистики. Для оценки физической подготовленности нами использовались такие специальные тесты как 2х25 м в/с, 4х50 м в/с, 100 м в/с, 200 м кпл и 800 м в/с.
Практическая значимость заключается в том, что применение упражнений нетрадиционных средств для повышения физической подготовки юных пловцов подразумевает использование средств, специальных для других видов двигательной активности, в чем-то пересекающихся с плаванием и направленных на перенос навыков технического и функционального характера и возможность использовать их в учебно-тренировочном процессе пловцов.
Экспериментальная часть работы осуществлялась посредством тестирования исследуемых показателей юных пловцов, в сентябре 2019 года и в марте 2020 года, на базе ДЮСШ «Юбилейный» города Мензелинска. В ходе эксперимента всего обследовано 20 пловчих, занимающихся в УТГ первого года обучения (по 10 человек в контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) группах).
Выбор юных спортсменов объясняется тем, что возрастной период с 10 до 11 лет характеризуется бурным развитием физических качеств и является чрезвычайно благоприятным для целенаправленного занятия различными видами спорта.
Результаты исследования и их обсуждение. На начало исследования группы примерно одинаковые по уровню физической подготовленности в объеме предлагаемых тестов, и находятся в равных условиях. Наглядно показано, на примере показателей теста 2х25 м, который направлен на определение скоростных возможностей пловца. Тест выполнялся с максимальной скоростью с толчка, интервал 2 минуты. Общее время до эксперимента в контрольной группе составило – 33,38+0,15 сек; а в экспериментальной группе – 32,56+0,16 сек.
Разница между исходными средними показателями физической подготовленности у пловцов ЭГ и КГ не достоверна (при р>0,05) и различна от минимальной – 0,4% в тесте в плавании вольным стилем на дистанции 800 м, к средней: 0,91% в тесте 4х50 м; 1,36% в комплексном плавании 200 м и 1,96% в тесте 100 м вольным стилем и до максимальной – 2,46% в тесте 2х25 м. Однако, лучшие результаты в контрольной группе в тестах плавание «2х25 м» и «4х50 м» на чистоте показателей ЭГ за период эксперимента не отразятся.
Указанная схема предназначена для применения в условиях недельных тренировочных микроциклов, где наиболее востребовано повышение специальной физической подготовленности.
Три раза в неделю с юными пловцами проводились организованные тренировочные занятия на суше. Комплексы проводились после разминки, то есть в начале занятия – на «свежую» силу. Комплексы включали в первую половину каждого тренировочного занятия, причем в небольших объемах от пяти (первые четыре микроцикла) и до восьми (вторые четыре микроцикла). Общая продолжительность 20-30 минут. Количество повторений в одном тренировочном занятии небольшое.
Из йоги были выбраны четыре упражнения на растяжение:
Первое упражнение на растяжение. Оно предназначено для того, чтобы пловцы двигались из одной позиции в другую, сохраняя дыхание сфокусированным.
Следующие 2 упражнения статичны. Они направлены на растяжение плеч и верхней части спины и должны быть сделаны за 5-10 вдохов.
Четвертое упражнение – поза ребенка. Одна из лучших поз для отдыха и растягивания мышц.
Рекомендации при выполнении комплекса упражнений Кифута:
- первые 3 недели рекомендуется заниматься ежедневно, но не реже 5 дней в неделю. Затем 2-3-х раз ежедневно будет достаточно;
- выполнять комплекс можно в любое время, но не позднее чем за 2 часа до ночного сна;
- при сильном утомлении или если при растягивании возникают сильные болевые ощущения, необходимо снизить дозировку, чтобы не перенапрягаться;
- дышать нужно ритмично и свободно, ни в коем случае не выполнять упражнения на задержке дыхания;
- в случае если выполняются не все упражнения, то их необходимо чередовать таким образом, чтобы задействовать различные мышечные группы.
Заключение. Так упражнения йоги и кифута, являются нетрадиционными средствами, то они могут являться частью программ по подготовке пловцов к соревнованиям. Так, после эксперимента по тесту 2х25 м в ЭГ общее время составило 32,56+0,16 сек., после эксперимента – 31,56+0,18 сек, прирост составил 3,07% (при Т=2,31; он достоверный). В КГ общее время составило – 33,38+0,15 сек., после эксперимента – 32,68+0,15 сек, прирост составил 2,10 % (при Т=1,85; не достоверный);
По исследуемым тестам наблюдается достоверное улучшение результатов в контрольной и экспериментальной группах:
- 2х25м на 2,10 (р>0,05) и 3,07% (р<0,05) соответственно;
- 4х50м на 1,16 (р>0,05) и 2,34% (р<0,05) соответственно;
- 100м в/с на 0,23 (р>0,05) и 2,35% (р<0,05) соответственно;
- 200м кпл на 0,39 (р<0,01) и 1,97% (р<0,05) соответственно;
- 800 м в/с на 0,73 (р<0,05) и 0,73% (р<0,01) соответственно.