Актуальность. Волейбол является сложно-техническим видом спорта. Для современного волейбола характерна высокая двигательная активность спортсменов, заключающаяся в эффективном выполнении прыжковых действий, технико-тактических приемов и комбинаций в ходе всей игры. Все это требует от волейболистов высокого уровня физической подготовленности [1, 2] .
Поэтому одной из важнейших задач при повышении эффективности подготовки юных волейболистов считается физическая подготовка, являющейся базой для обучения и совершенствования техники и тактики игровой деятельности. Целью физической подготовки в волейболе является достижение спортсменами высокого уровня развития физических качеств, в том числе выносливости. В процессе воспитания общей выносливости у юных волейболистов необходимо создать предпосылки для перехода к более высоким учебно-тренировочным физическим нагрузкам, создать фундамент для переноса выносливости, на специфические упражнения волейболистов. В особенности актуальным развитие выносливости является у юных волейболистов старшего школьного возраста. Во-первых, данный возрастной диапазон считается сенситивным периодом для развития данного физического качества; во-вторых, это является этапом спортивной подготовки юных волейболистов для отбора в группы спортивного совершенствования. Необходимо отметить, что для юных спортсменов характерна переоценка своих возможностей, в связи с этим нужно тщательное дозирование учебно-тренировочных нагрузок, которые связаны с воспитанием и совершенствованием выносливости [3-5].
Следовательно, приобретенный базовый фундамент развития выносливости у юных волейболистов на этапе спортивной специализации способствует успешной учебно-тренировочной деятельности на этапе совершенствования спортивного мастерства.
Объект исследования – процесс развития выносливости у волейболистов старшего школьного возраста.
Предмет исследования – методика развития выносливости у волейболистов старшего школьного возраста.
Целью дипломной работы является определить эффективность методики развития выносливости у волейболистов старшего школьного возраста.
Гипотеза исследования. Предполагается, что разработанная методика развития выносливости у волейболистов старшего школьного возраста способствует повышению показателей у спортсменов.
Для достижения поставленной цели были реализованы следующие задачи: разработать методику развития выносливости у волейболистов старшего школьного возраста; выявить эффективность предлагаемой методики.
Исследования проводились на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа» Муслюмовского муниципального района республики Татарстан. В исследование приняли участие мальчики, занимающиеся волейболом в возрасте 15-17 лет, обучающиеся на этапе спортивной специализации. Количество исследуемых составило 30 человек. Для проведения педагогического эксперимента были сформированы экспериментальная и контрольная группы. В каждой группе по 15 человек.
Нами была разработана и апробирована методика развития выносливости у волейболистов старшего школьного возраста, которая отличалась учебно-тренировочной нагрузкой, характеризующая пять компонентами: интенсивностью выполнения упражнений, продолжительностью выполнения упражнений, характером отдыха, количеством повторения выполнения упражнений.
Результаты тестирования в ходе эксперимента свидетельствуют о положительном влиянии разработанной методики. Прирост по всем параметрам исследования выше в экспериментальной группе. Следовательно, мы можем рекомендовать данную методику для развития выносливости у волейболистов старшего школьного возраста