Актуальность. Популярность занятий борьбой растёт, так как они являются хорошим средством физического воспитания. Состояние развития борьбы предъявляет повышенные требования к подготовке спортсменов. Достичь высокого уровня подготовки спортсмена позволяет хорошая физическая подготовка и развитие физических качеств.
Гибкость – это одно из основных физических качеств, которая характеризуется степенью подвижности звеньев опорно-двигательного аппарата и способностью выполнять движения с большой амплитудой. Вопросы развития гибкости занимают ведущее место во всех видах спорта. Это физическое качество необходимо развивать систематически и с раннего детства. Внешнее проявление гибкости отражает внутренние изменения в мышцах, суставах и вегетативных системах. В некоторых движениях гибкость играет основополагающую роль. Недостаточная гибкость спортсмена приводит к травмам, к некачественной технике [1, 2, 3].
Гибкость определяет уровень спортивного мастерства в борьбе. При недостаточном уровне гибкости замедляется процесс освоения двигательных навыков, ограничивается возможность проявления силы, скоростных и координационных способностей, ухудшается внутримышечная и межмышечная координация, снижается экономичность работы, возрастает вероятность повреждения тканей [4].
Недостаточная гибкость является причиной снижения результативности тренировок, направленных на воспитание других качеств. Недостаточная подвижность в суставах не позволяет использовать эластические свойства мышц для повышения эффективности силовой работы, ограничивает возможности тренировочных методов, направленных на повышение мощности рабочих движений, улучшение координации. В борьбе гибкость является фундаментальным физическим качеством, от воспитания которого зависит результативность, как тренировок, так и соревнований [5, 6].
Объект исследования - физическое воспитание борцов греко-римского стиля младшего школьного возраста.
Предмет исследования - методика воспитания гибкости борцов греко-римского стиля младшего школьного возраста.
Цель исследования - выявить эффективность методики воспитания гибкости борцов греко-римского стиля младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования – предполагается, что использование разработанной методики будет способствовать более эффективному воспитанию гибкости борцов греко-римского стиля младшего школьного возраста.
В экспериментальной группе занятия проводились по разработанной нами методике воспитания гибкости. В контрольной группе занятия проводились по учебно-тренировочной программе подготовки борцов.
В вводно-подготовительной части тренировочного занятия применялись физические упражнения на гибкость в ходе разминки, как правило, после динамических физических упражнений, с постепенным повышением амплитуды движений и сложности самих физических упражнений по 7-10 мин. В основной части тренировочного занятия такие физические упражнения выполнялись сериями, с чередованием с работой основной направленности по 12-15 мин. В заключительной части тренировочного занятия физические упражнения на растягивание сочетались с упражнениями на расслабление по 7-8 мин.
В соответствии с задачами исследовании нами была разработана методика воспитания гибкости, состоящая из учебно-тренировочных занятий, включающих 6 специально подобранных комплексов физических упражнений на воспитание гибкости во всех частях тренировочного занятия:
1) с применением повторных пружинящих движений,
2) с повышением интенсивности растягивания,
3) с выполнением движений по максимально большой амплитуде,
4) с использованием инерции движения какой-либо части тела,
5) с использованием дополнительной внешней опоры,
6) с применением активной помощи партнера.
Сравнительный анализ результатов показал, что у борцов экспериментальной группы по окончании эксперимента прирост исследуемых показателей выше, чем у борцов контрольной группы. Положительная динамика результатов исследования подтверждает нашу рабочую гипотезу.
Анализ повторного исследования уровня воспитания гибкости у борцов греко-римского стиля младшего школьного возраста выявил, что борцы экспериментальной группы во всех контрольных упражнениях показали достоверно более значимые результаты (p < 0,05), чем борцы контрольной группы. Отмеченное указывает на положительный эффект предлагаемой нами методики развития гибкости у борцов и может быть использована в подготовке юных борцов.