Актуальность исследования. Дошкольный возраст является наиболее значимым периодом жизни человека для формирования физического здоровья и двигательных навыков, обеспечивающих его совершенствование, укрепление и сохранение в будущем. Начиная с самого раннего детства возрастает необходимость воспитывать у дошкольников устойчивый интерес и потребность к регулярным занятиям физическими упражнениями, мотивацию к здоровому образу жизни [1-3].
Понятие «координационные способности» выделяется из общего и менее определенного понятия «ловкость», широко распространенного в обиходе и в литературе по физическому воспитанию. Под координационными способностями следует понимать, во-первых, способность целостные двигательные акты, во- вторых, способность преобразовывать выработанные формы действий или переключаться целесообразно строить от одних к другим, соответственно, требованиям меняющихся условий. Эти особенности в значительной мере совпадают, но имеют и свою специфику. Нетрудно представить себе, допустим, ученика, который успешно справляется с разучиванием новой комбинации движений, но оказывается не в состоянии качественно продемонстрировать ее, как только внезапно меняется условие выполнения.
В дошкольном возрасте происходит «закладка фундамента» для развития этих способностей, а также приобретение знаний, умений и навыков при выполнении упражнений на координацию. Этот возрастной период называется «золотым возрастом», имея в виду темп развития координационных способностей.
Значимость развития координационных способностей объясняется тем, что хорошо развитые координационные способности являются необходимыми предпосылками для успешного овладения двигательными навыками [4, 5].
Объект исследования: физическое воспитание детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – эффективность методики воспитания координационных способностей у детей 5-6 лет средствами гимнастики.
Цель работы: теоретически и экспериментально обосновать методику воспитания координационных способностей у детей 5-6 лет средствами гимнастики.
Гипотеза исследования. Предположено, что повышение эффективности развития координационных способностей у детей дошкольного возраста возможно, если:
- применять комплексный подход в подборе средств и методов развития координационных способностей детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения;
- использовать средства гимнастики для воспитания координационных способностей.
Исходя из цели и гипотезы работы, были сформулированы следующие задачи исследования: экспериментально доказать эффективность разработанной методики воспитания координационных способностей у детей 5-6 лет средствами гимнастики.
С целью обоснования эффективности использования разработанной методики был проведен педагогический эксперимент в МАДОУ “Детский сад № 156 комбинированного вида” “Звездочка” г. Набережные Челны. В ходе эксперимента были организованы контрольная и экспериментальная группы, однородные по своему составу и уровню развития координационных способностей.
С целью воспитания координационных способностей у детей 5-6 лет нами была разработана экспериментальная методика. Методика состояла из блоков, которые, в свою очередь, состояли из комплексов упражнений: блок упражнений для развития способности к сохранению равновесия; блок упражнений для развития способности к реакции; блок упражнений для развития способности к ориентации в пространстве; блок упражнений для развития способности к дифференцированию.
Основу методики составили средства гимнастики, а именно: строевые упражнения; общеразвивающие упражнения без предметов и с различными предметами (мячи, обручи), выполняемые под музыкальное сопровождение; упражнения в беге, ходьбе, метании, лазании, преодолении препятствий; прыжки (прыжки на месте, из разных исходных положений, на одной ноге, на двух ногах, прыжки с разбега, прыжки с высоты, прыжки через предметы и др.); упражнения на гимнастических снарядах (стенки и скамейки, канаты, лестницы). Все упражнения были систематизированы в блоки с учетом их преимущественной направленности на развитие отдельных видов координационных способностей. Кроме этого использовались игровые упражнения; сюжетно-ролевые и подвижные игры и эстафеты с акцентом на развитие координационных способностей.
Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о достоверном преимуществе испытуемых, входившие в экспериментальную группу, в приросте показателей координационных способностей, что позволяет сделать заключение об эффективности разработанной нами методов развития координационных способностей в учреждении дошкольного образования.