Введение. Актуальность исследования. В последние годы немало научно-исследовательских работ посвящено разработке методик развития координационных способностей юных спортсменов, занятых в разных видах спорта. В современной теории спортивной тренировки вопрос развития координационных способностей остается наименее изученным: нет ни единого понимания их природы и структуры, ни классификации, с которой были бы согласны учёные во всём мире, ни общепринятых критериев оценки уровней их развития [2].
Также на нынешний момент не выявлены особенности способов развития данного физического качества применительно к спортивной акробатике, которая, бесспорно, является сложно-координационным видом спорта.
Вышеперечисленное указывает на то, что развитие координационных способностей является приоритетным направлением в подготовке акробаток рассматриваемого нами возраста. К тому же развитие координации на высоком уровне оптимизирует реализацию тренировочных программ путём уменьшения затраченного времени и использованных ресурсов организма спортсменки [3].
Противоречивые моменты и множество недоработанных вопросов, возникающих при изучении темы обуславливают актуальность данной работы и требуют дальнейших научно-практических исследований.
Методы исследования. Поставленные в ходе исследования задачи были решены с помощью следующих методов исследования: изучение и анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, педагогическое тестирование, методы математической статистики.
Участницами эксперимента были 6-7-летние девочки, занимающиеся спортивной акробатикой.
Важной составляющей применяемой методики являлись прыжки, задания с помощью диска «Здоровье», использование батута и подвижные игры с повышенной психомоторной и сенсомоторной нагрузкой: прыжковые упражнения (прыжки по лавке на одной ноге, прыжки по лавке со сменой ног на каждый прыжок и др.) ; упражнения на диске «Здоровье» (стоя лицом к гимнастической стенке на диске, руки на уровне живота – поворот на 360; то же с поворотом на 720 и др.) ; упражнения на батуте (произвольные прыжки на батуте с поддержкой и без поддержки, прыжки на батуте с активным взмахом рук вперед-вверх и др.) ; подвижные игры («Щука и караси», «Волки во рву» и др.) ; активный отдых [1]. Первый тест – стойка на одной ноге – показал следующие результаты: в экспериментальной группе прирост составил 13,7%, а в контрольной группе - 10%, что на 3,7% больше. Показатели, полученные при проведении теста повороты на гимнастической скамейке, отображают следующую картину: прирост в экспериментальной группе составил 3%, в контрольной же группе – 0,7%, что на 2,3% больше. Последний тест – челночный бег (3х10) – отобразил следующие результаты: прирост в экспериментальной группе равен 3%, в контрольной группе – 2,5%, что на 0,5% больше.
Анализируя и сравнивая между собой показатели можно сделать следующий вывод: прирост показателей в экспериментальной группе составил значительно больше, чем в контрольной группе, что подтверждает эффективность примененной нами методики.
Заключение. После подробного изучения научной и учебно-методической литературы мы сделали вывод, что чёткое определение понятия «координационные способности» и понятные классификации их форм проявления и видов способствуют оптимальному подбору средств и методов развития координационных способностей с учётом вида спорта. Это, в свою очередь, обуславливает их максимальное развитие при уменьшении затраченного на тренировки времени и использованных ресурсов организма спортсмена. Было выяснено, что одним из периодов, когда координационные способности легче всего корректировать, является возрастной период с 6 до 7 лет.
Примененная нами методика развития координационных способностей у юных акробаток представляет собой комплекс упражнений, состоящий из подвижных игр, прыжковых упражнений, а также упражнений, выполняемых с помощью батута и диска «Здоровья». Она направлена на совершенствование вестибулярной устойчивости и чувствительности, а также способности к ориентированию в пространстве. Эффективность данной методики подтверждена результатами педагогического тестирования, и что прирост показателей в экспериментальной группе значительно больше, чем в контрольной группе.