Введение.
В статье рассматривается Приказ Министерства транспорта РФ от 6 апреля 2017г. №141 “Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств”, а также Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ (ред. от 18.03.2020г.) "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта".
Федеральный закон от 08.11.2007г. N 259-ФЗ (ред. от 18.03.2020г.) "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" в частности Статья 6 гласит: “Запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство”.
Путевой лист необходим для юридических лиц, а также:
1. Различным ведомствам. При проверке они опираются на документацию предприятия.
2. Водителям для начисления заработной платы на основании отработанных часов.
3. Для расчета горюче-смазочных материалов.
4. Для сотрудников налоговой инспекции.
5. ГИБДД (при остановке транспортного средства инспектор проверяет наличие бланка, а также законность перевозки груза и пассажиров, исправное состояние транспортного средства и право водителя управлять автомобилем.
Статьей 12.3 КоАП РФ(ч. 2) предусмотрен штраф за отсутствие путевого листа на руках у водителя, когда он обязателен, - 500 рублей
Далее рассмотрим кто может не использовать путевой лист:
1. Транспортное средство, принадлежащее физическому лицу.
2. Если автомобиль принадлежит юридическому лицу и дляэтого юридического лица неимеет значения учет расходов натопливо (кроме случаев, когда заполнение путевого листа обязательно).
В путевках обновлены обязательные реквизиты:
1. Наименование и номер путевого листа;
2. Сведения о сроке действия путевого листа;
3. Сведения о собственнике (владельце) транспортного средства;
4. Сведения о транспортном средстве;
5. Сведения о водителе;
6. Сведения о перевозке.
Бланк отличается в зависимости от типа транспортного средства. А именно, отдельные виды для:
1. Легковых автомобилей;
2. Грузовых автомобилей;
3. Специального транспорта;
4. Легкового такси;
5. Грузового такси;
6. Общественных автобусов [1].
Юридическое лицо вправе изменить сам бланк. Однако обязательные поля для заполнения обязаны присутствовать в любом случае.
Рисунок 1. Путевой лист.
Рисунок 2. Оборотная сторона путевого листа
В 2021 году путевой лист претерпел изменения. С этого года на нем законодательно должны присутствовать новые пункты, а именно:
1. Виды сообщения: городское, пригородное, междугородное сообщение.
2. Виды перевозок пассажиров и багажа: регулярные перевозки, перевозки по заказам, перевозки легковыми такси.
Новая редакция пункта 15говорит отом, что с1января 2021года медицинский работник, кроме текущих даты и времени и собственной подписи, будет ставить впутевой листдополнительную отметку:
1. Прошел предрейсовый медицинский осмотр, кисполнению трудовых обязанностей допущен;
2. Прошел послерейсовый медицинский осмотр.
Ранее обязательные реквизиты требовали указать только модель транспортного средства, с1января 2020года вдополнение нужно указать и его марку. Вданном случае изменение минимальное. Связано это стем, что модель автомобиля безмарки мало очем говорит. Поэтому призаполнении путевых листов сотрудники большинства организаций указывали и марку, и модель. [2]
Кроме этого, с этого года контролер технического состояния вдополнение кдате и своей подписи должен поставить впутевом листе отметку "выпуск налинию разрешен".
Ранее действующий приказ Минтранса требовал от организаций хранение путевых листов не менее 5 лет. Измененный пункт носит новый вариант ведения путевого листа- электронный вид, однако данные сведения должны быть подкреплены электронной подписью. Традиционное ведение в бумажном виде также остается возможным [3].
К частым ошибкам при оформлении путевых листов нередко встречаются исправления штрихом показаний спидометра или показаний топлива. Порядок исправлений прописан в п.5 ст. 9 Закона № 129-ФЗ, в котором написано, что в таких случаях на конец рабочего дня должна стоять подпись водителя, механика или иного уполномоченного лица, подтверждающего правильность этой корректировки. Распространенной ошибкой также можно считать отметку ремонта в пункте «Задание водителю», в таких случаях законодательство предусматривает отдельные дефектные ведомости и ремонтные листы. [4] Неверным оформлением также можно считать отсутствие даты, подписи и штампа медицинского работника и контролера технического состояния автотранспортных средств о прохождении предрейсового медосмотра.
Таким образом, во избежание споров и штрафов необходимость четко контролировать правильность заполнения документа и следить за нововведениями в приказах и распоряжениях Минтранса РФ.