Введение
В настоящее время в условиях рыночной экономики процессы создания и прекращения деятельности юридических лиц происходят непрерывно. Особую роль в социально-экономическом развитии нашего государства, на наш взгляд, играет явление ликвидации юридического лица и прекращение его деятельности как субъекта гражданско-правовых отношений. Процедура ликвидации организации достаточно сложна, поэтому огромное значение имеет правовое регулирование и детальная регламентация данного процесса.
Цель исследования
Несмотря на большое количество и многообразие нормативных правовых актов в области ликвидации юридических лиц, некоторые аспекты этой сферы недостаточно раскрыты в законодательстве нашей страны, что способствует появлению ряда трудностей. Целью нашего исследования является выявление основных проблем, связанных с недостаточной регламентацией осуществления процедуры ликвидации юридических лиц, а также поиск путей их решения.
Материал и методы исследования
При написании данной работы нами были применены следующие методы исследования: анализ, синтез, обобщение информации, выдвижение гипотезы. Для изучения процедуры ликвидации юридических лиц и выявления основных проблем мы использовали материал, содержащийся в Гражданском Кодексе РФ, нормативных правовых актах Федеральной налоговой службы, научных статьях на данную тематику. Далее рассмотрим теоретические аспекты ликвидации юридических лиц.
Согласно статье 61 Гражданского Кодекса РФ под ликвидацией юридического лица понимается его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.
Юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которые согласно законодательству Российской Федерации имеют право на предъявление требования о ликвидации юридического лица в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями законодательства РФ, если эти нарушения носят неустранимый характер. В зависимости от организационной формы юридического лица, причины его ликвидации и других факторов подача иска в суд может осуществляться регистрирующим, налоговым, антимонопольным органам, а также прокурором или Центральным Банком РФ. В статье 61 ГК РФ обозначены также и другие случаи, когда ликвидация организации осуществляется по решению суда.
Существует два вида ликвидации юридического лица: добровольная и принудительная. Добровольная ликвидация осуществляется по решению учредителей или уполномоченного органа. Причинами могут стать истечение срока или достижения цели деятельности компании, невозможность достижения цели и другие. Принудительная ликвидация происходит только согласно решению суда по исковому заявлению. Причинами могут быть нарушение законодательства при регистрации организации, осуществление деятельности без надлежащего свидетельства и так далее. Причём в ГК РФ содержится лишь примерный перечень таких оснований, в конкретных случаях они могут быть иными.
Процесс ликвидации юридического ликвидации нельзя назвать простым. Выделяют следующие этапы при проведении процедуры ликвидации:
1. Принятие решения о ликвидации организации на общем собрании её участников;
2. Назначение лица, ответственного за процесс ликвидации − ликвидатора или формирование ликвидационной комиссии;
3. Предоставление в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица уведомления по форме № Р15016 в течение трёх рабочих дней с даты составления и принятия решения о ликвидации, а также уведомление всех сотрудников;
4. Размещение информации о ликвидации юридического лица, о порядке и сроке заявления требований его кредиторами в СМИ (журнал «Вестник государственной регистрации»),
5. Установление списка кредиторов и получение дебиторской задолженности и письменное уведомление кредиторов ликвидационной комиссией, выполнение обязательств перед кредиторами;
6. Подготовка комиссией промежуточного ликвидационного баланса, которая происходит не ранее чем через 2 месяца после публикации информации в СМИ;
7. Формирование комиссией пакета необходимых документов;
8. Подача документов;
9. Получение документов, связанных с регистрацией и снятием с учёта.
Следует отметить, что налоговый орган вправе отказать в государственной регистрации и ликвидации юридического лица, но в то же время обязан предоставить документ, в котором обозначена причина отказа. [5]
Результаты исследования и их обсуждение.
В результате исследования процесса ликвидации юридического лица мы выявили, что одной из проблем является отсутствие чёткой регламентации таких вопросов ликвидации, как установление сроков для каждого этапа процедуры, определение круга лиц, имеющих право на оспаривание результатов процесса упразднения организации и другие. На практике ликвидационные комиссии или ликвидаторы часто совершают недобросовестные действия с целью уйти от выполнения некоторых обязательств путём сокрытия имущества, на которое может быть обращено взыскание, ненадлежащего оповещения кредиторов, оттягивания сроков, введения в заблуждение кредиторов или суд и так далее. В таких ситуациях кредиторы могут остаться без возмещения своих требований после завершения процедуры ликвидации юридического лица и внесения советующих записей в ЕГРЮЛ. При этом, законодательством предусмотрена возможность оспаривания результатов ликвидации компании заинтересованными лицами. В законодательстве также отсутствует четкое разъяснение такого вопроса, как является ли основанием считать процедуру ликвидации недействительной при неуведомлении об этом кредиторов. Отсюда возникают сложности при восстановлении организации, если факт недействительности ликвидации будет всё же доказан. [3, с. 87-89]
Следующая проблема, на которую мы обратили внимание при изучении процесса ликвидации организаций – частое нарушение законодательства в том числе, по той же причине – наличие изъянов в правовом регулировании функционирования отдельных субъектов экономической деятельности. Наиболее частыми преступлениями, которые совершаются при ликвидации организации, являются неправомерные действия при банкротстве, преднамеренное, фиктивное банкротство, мошенничество, причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов, злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности и другие. [2] Особенностью совершения этих преступлений является их главная цель – извлечение материальной выгоды путём вывода активов из ликвидируемого юридического лица.
Преступления в области ликвидации юридических лиц наносят огромный ущерб экономике страны, так как в результате государство теряет часть доходов, поступающих в бюджет в виде налогов и сборов. Негативное влияние оказывается и на граждан, потому что сокращается количество рабочих мест.
Решение первой проблемы возможно посредством внесения поправок в законодательство. На наш взгляд, стоит более подробно детализировать процесс ликвидации с уточнением сроков каждого этапа (временные рамки опубликования информации в СМИ, ожидание ответа от кредиторов на уведомления, исполнение оставшихся обязательств и так далее), а также установление ответственности за нарушение сроков. В то же время стоит учитывать, что на сроки проведения процедуры ликвидации юридического лица влияет и размер организации. Разумеется, крупным компаниям этот процесс даётся сложнее в связи с большим количеством учредителей, сотрудников, имущества и других факторов.
Вторая проблема, обнаруженная нами в ходе изучения процесса прекращения деятельности организации, обусловлена сложностью выявления и доказывания совершения преступлений в области ликвидации юридических лиц. Иногда правоохранительные органы бессильны ввиду исполнения требований Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Этот закон подразумевает некоторые ограничения при проведении оперативно-розыскных мероприятий и документальных проверок организаций. [4, с. 22-25] Решением этой проблемы, на наш взгляд, может также послужить внесение поправок в законодательство: детализировать нормы о возможностях правоохранительных органов вмешиваться в процесс ликвидации юридических лиц.
Заключение
Таким образом, процедура ликвидации юридических лиц и её последствия имеют огромное значение для участников в лице учредителей, а также контрагентов компании, ее сотрудников и гражданского оборота в целом. Ликвидация юридических лиц позволяет «очистить» экономическое пространство от неэффективно действующих организаций, которые не в состоянии выполнять свои обязательства и грамотно использовать имеющиеся ресурсы, остановить негативное влияние компаний на экономическую среду, которые осуществляют свою деятельность незаконно и многое другое. В связи с этим очень важно заполнить пробелы в законодательстве и решить имеющиеся проблемы в этой сфере.