Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

SOVREMENNYE PROBLEMY I PERSPEKTIVY EKOLOGICHESKOGO OBRAZOVANIYA

Kuz'micheva A.A. 1
1 Gosudarstvennoe byudzhetnoe obrazovatel'noe uchrezhdenie vysshego obrazovaniya Moskovskoj oblasti «Universitet «Dubna»

Современные исследования показывают, что экологические проблемы в настоящее время приобрели глобальный характер.

Экологическая безопасность и благополучие состояния окружающей среды зависят от каждого человека, живущего на нашей планете. Таким образом, на первый план в вопросе охраны окружающей среды выходят экологические знания и экологическая компетентность, а также чувство ответственности за состояние нашей природы.

Это определяет актуальность экологического образования в современном обществе.

Сегодня экологическое образование и экологическое просвещение помогают привлечь внимание к экологическим проблемам, способствуют развитию экологического мышления, повышают экологическую грамотность и экологическую культуру населения. Экологическая культура является неотъемлемой составляющей общей культуры человека. Этот тип культуры задает направление деятельности человека, которая затрагивает непосредственно окружающую среду.

Многие исследователи признают, что приобщение ребенка к экологической культуре необходимо производить уже с малых лет – с дошкольного и начального школьного образования. Здесь главная роль в экологическом воспитании отводиться таким социальным институтам как семья и общеобразовательные учреждения.

В рамках работы освещаются особенности современного экологического образования в начальном школьном образовании. Перед школьниками начальных классов впервые открывается безграничный мир знаний в различных областях жизнедеятельности человека. У детей проявляется неподдельный интерес и тяга ко всеми новому, ранее неизведанному. Начальное школьное образование предусматривает широкое использование творчества в процессе обучения, возможность сделать образовательный процесс интерактивным и интересным, но, самое главное, позволяет трансформировать школьный материал в игровую деятельность, что способствует эффективному усваиванию материала. В процессе работы с начальными классами учитель получает максимальную отдачу и заинтересованность в образовательном процессе. Этим объясняется интерес многих исследований экологического образования в рамках начальной школы.

В 70-е гг. ХХ в. экологическое образование было выдвинуто ЮНЕСКО и Программой ООН по охране окружающей среды в разряд основных средств гармонизации взаимоотношений общества и природы.

В настоящее время экологическое образование признается приоритетным направлением системы общего образования подрастающего поколения. И не только подрастающего. Эта задача стоит на государственном уровне. Прежде всего речь идет о государственном документе – Распоряжении Правительства № 2423 от 30.04.2012 «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года», подчеркивающем особое внимание со стороны государства к вопросам экологии как неотъемлемой части общей стратегии развития страны.

В «Экологической доктрине РФ» (2002) особое внимание уделено экологическому образованию, целью которого является формирование экологической культуры граждан России. Решение этих задач актуализирует проблему научного поиска содержания, педагогических способов, средств, способных обеспечить переход новых поколений от потребительского отношения к природе, к гармоничному, научно обоснованному взаимодействию с нею.

На текущий момент на систему воспитания и образования возложены серьезные задачи, объединенные с процессом гуманизации воспитания, а также потребностью реформирования в обучении детей и молодежи, с принятием во внимание изменений, происходящих в области окружающей нас природной среды. [16]

Формирование основ экологического воспитания, образования и культуры, целесообразно начинать с детей, так как они воспринимают природу эмоционально, как нечто живое. [3]

Таким образом, основополагающим компонентом формирования экологического мышления и ответственного отношения к природе выдвигается школа.

Среди авторов нет единого мнения, касающегося трактовки понятия «экологическое образование».

Н.Ф. Реймерс считает, что экологическое образование – это педагогически целенаправленное воздействие на учащихся, в процессе которого они усваивают научные основы решения проблем взаимодействия общества и природы, овладевают прикладными знаниями, практическими умениями и навыками охраны природы. [7]

Под экологическим образованием Г.Н. Каропа понимает процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение человека к окружающей среде. [14]

Согласно Ю.М. Гришаевой [9], экологическое образование можно определить как целенаправленный, непрерывный и комплексный процесс обучения и воспитания граждан с целью формирования у них экологической культуры, взаимодействия в системе «человек – общество – природа»; процесс, направленный на формирование ценностных ориентаций и норм поведения (социально-ценного опыта) в области культурного природопользования и охраны окружающей среды; процесс и результат усвоения систематических знаний, умений и навыков в области воздействия на окружающую среду, состояния окружающей среды и последствий изменения окружающей среды.

Современные исследования в сфере экологического воспитания показали, что учащиеся начальной школы являются наиболее восприимчивой группой детей, склонной к формированию основ экологической культуры, являющихся составной частью экологического образования. Поэтому работа по экологическому воспитанию учащихся будет приносить большую педагогическую результативность в рамках учебной и внеучебной деятельности.

В настоящее время в отечественной и зарубежной практике экологического образования накоплен достаточный опыт привлечения детей к исследовательской и общественно значимой природоохранной работе. При этом происходит активное обучение детей в условиях, максимально приближенных к реальным, либо непосредственно в социоприродной среде.

А.Ю. Кучкинов отводит большую роль в формировании бережного отношения младших школьников к природной среде раскрытию термина «охрана природы» как деятельности, направленной на сохранение и приумножение природных богатств. Автор полагает, что для младших школьников данный термин наиболее разумно раскрывать через межпредметные связи. Использование данного типа связи в экологическом образовании позволит показать красоту природы, ее познавательную, оздоровительную и практическую деятельность, пробудить у них стремление беречь ее как источник красоты, радости, вдохновения, как условие существования человечества. [17]

Анализ работ Н.М. Конышевой, М.Б. Романовской, И.С. Сергеева и др. показывает перспективность использования метода проектов в экологическом образовании. По мнению авторов, педагогический потенциал этого метода заключается в повышении мотивации учащихся к получению дополнительных знаний, освоению важнейших методов научного познания, а также в развитии у них ответственности за общее дело и состояние окружающей среды, самодисциплины, способностей и к целеполаганию, коммуникативных, организационных и рефлексивных умений. [8]

В младшем школьном возрасте одной из самых оптимальных форм организации и вовлечения детей в процесс экологического образования является игровая деятельность. По мнению Т.И. Петровой и С.С. Петрова, игровая деятельность младших школьников является универсальной, так как включает в себя много других разнообразных видов деятельности. Обучающиеся познают новую информацию без принуждения, добровольно, что делает данный вид деятельности особенно важным. [21]

Н.Ф. Винокурова, А.В. Зулхарнаева отводят экологическому краеведению особую роль в решении задачи по развитию экологического образования в России. Оно призвано не только знакомить учащихся с экологией «малой Родины», но и включать школьников в экологическую деятельность познавательного, эмоционально-ценностного и практического характера. В связи с этим приоритетная роль в развитии краеведения отводится формированию компетентности как важного показателя экологической культуры личности. [6]

В качестве образовательного пространства, направленного на становление у младших школьников системных представлений об экологии родного края, о профессиях в области лесного хозяйства, охраны, защиты и воспроизводства лесов И.Е. Девятова и Н.Б. Коржова рассматривают школьное лесничество. Движение школьных лесничеств важно с воспитательной и пропагандистской точек зрения, оно помогает многим школьникам войти в мир окружающей природы, узнать её, понять и полюбить, сформировать бережное отношение к лесу. Школьное лесничество как добровольное объединение учащихся реализует дополнительные общеобразовательные программы лесохозяйственного направления деятельности. [11]

Современное дополнительное образование детей реализуется не только на базе учреждений дополнительного образования, но и в образовательных учреждениях. Эффективная организация этой деятельности является важной составляющей образовательного процесса современной школы и приводит к единому качественному результату в процессе непрерывного обучения и воспитания детей. Одной из форм организации дополнительного образования на уровне школы выступает внеурочная деятельность.

Е.В. Жиляева рассматривает внеурочную деятельность как инструмент экологического воспитания младших школьников, формирования экологической культуры. Такая деятельность раскрывает творческий потенциал и объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно целесообразное решение задач их воспитания и социализации. [12]

Изучаемые А.Х. Алиевой, В.Е. Федоровой, О.А. Рябовой экскурсии «в природу» – один из инструментов организации внеурочной деятельности в школе. Экскурсии в природу – способ изучения окружающей природы, поскольку дети учатся правильно вести себя природной среде, знакомятся с красотой природы и учатся наблюдать. Наблюдение в дальнейшем способствует формированию у учащихся наиболее точного представления об окружающей среде, что очень важно для экологического образования. [2]

Н.С. Колесникова и К.Ю. Панина рассматривают экскурсии «в природу» как инструмент формирования научно-исследовательских навыков и познавательного интереса у младших школьников. [15]

Т.И. Гречухина и М.Ю. Клинова отмечают, что экологическая тропа для школьников является структурным компонентом неформальной подсистемы экологического образования, и в отличие от других видов она имеет свою специфику, поскольку предназначена в первую очередь для реализации образовательных целей. Экологическая тропа позволяет педагогу организовать работу по изучению состояния окружающей среды, исследовательскую деятельность, формирование экологически грамотного поведения младших школьников. [24]

В дополнительном экологическом образовании младших школьников М.В. Баславяк и О.С. Ненашева выделяют квест-технологию. Этот вид игровой деятельности способствует формированию созидательной активности школьников как личностного результата деятельности в школьном проекте и ориентации воспитанников на природоохранную деятельность. [4]

На территории городского округа Дубна в разных школах проводятся недели экологии при поддержке кафедры «Экология и науки о Земле» Государственного университета «Дубна». В теплое время года проводятся занятия на открытом воздухе: представляется информация об отходах, раздельном сборе, вторичном использовании и проводится субботник; рассматриваются растительный и животным мир г. Дубны и исследуется травянистый покров вокруг школы или собирается гербарий, развешиваются кормушки для птиц. На таких занятиях также возможно обозначить проблему, по которой затем выполняется исследовательский проект. [22]

Среди активных форм, используемых в области экологического образования, целесообразно непосредственное участие самих обучающихся в природосообразной и творческо-созидательной деятельности и др. Одним из активно внедряемых движений среди молодежи является волонтерство. Под эгидой Гринпис во многих образовательных организациях созданы волонтерские отряды, занимающиеся озеленением общественных мест, организацией и проведением экологических акций, квестов и др. [20]

Л.А. Бобылева ставит вопрос значимости профессиональной готовности учителя к осуществлению процесса экологического воспитания школьников в современном экологическом образовании. Автор ведет речь о сформированности у выпускников педагогических вузов эколого-педагогической компетентности. В настоящее время школа остро нуждается в учителе, обладающем названными профессиональными и личностными качествами, а именно высоким уровнем экологической грамотности, развитой экологической культурой и экологическим сознанием, владеющем умениями, навыками и опытом использования в педагогической практике современных эколого-образовательных технологий. [5]

В качестве наиболее эффективных форма внеурочной деятельности, повышающих экологическую компетентность студентов-педагогов, Л.А. Бобылева выделят эколого-педагогическую деятельность в общеобразовательных учреждениях, а также участие студентов в работе общественных экологических организаций.

Многие авторы поднимают в своих работах проблему преемственности экологического воспитания между старшим дошкольным и младшим школьным образованием.

Л.А. Громова определяет целевые ориентиры дошкольного образования как основания преемственности дошкольного и начального общего образования. По мнению автора, осуществление образовательной деятельности способствует формированию у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. В экологическом образовании это относится в первую очередь к сформированному интересу к объектам природы, высокой любознательности и наблюдательности будущего школьника. [10]

Е.В. Авдошкина выделила ключевые направления, по которым реализуется преемственность экологического образования между дошкольным и начальным образованием:

– преемственность естествоведческого и экологического обучения (трансформация осваиваемых детьми естествоведческих знаний в знания экологические);

– преемственность формирования экологических эмоционально-ценностных отношений (трансформация эмоциональных отношений к природе в отношения эмоционально-ценностные);

– преемственность видов деятельности детей, реализуемых на экологическом материале (трансформация игровой деятельности в учебную, познавательно-исследовательской – в исследовательскую, продуктивной – в проектную деятельность и др.);

– преемственность форм образования (преемственность экологических занятий и уроков, прогулок и экскурсий, эпизодических наблюдений за природными объектами и систематическими наблюдениями);

– преемственность используемых средств и методов образования. [1]

Таким образом, актуальность преемственности в экологическом образовании определяется тем, что способна обеспечить постепенное поступательное движение в направлении изучения и понимания идей устойчивого развития от первой ступени образования – дошкольного – до начального, основного общего – среднего полного образования – и до высшего образования.

Анализ школьной практики и результатов специальных исследований показывает, что современная система образования не обеспечивает системного воздействия на личность младшего школьника с целью преодоления чрезмерного прагматизма в отношении окружающей среды. Начальная школа нуждается в эффективных педагогических технологиях, направленных на гармонизацию отношений в системе «младшие школьники – окружающая среда», результатом которой должно стать формирование у детей бережного отношения к природе. На данном этапе разработки проблемы расширяются и углубляются возможности ее решения в образовательной практике. [18]

В условиях реализации требований ФГОС НОО имеются богатые возможности для формирования и развития эмоционально-ценностного взаимодействия детей с окружающей средой, а также предлагаются необходимые условия для формирования системы знаний об экологически целесообразной деятельности учащихся в природе. Вместе с тем педагоги и методисты с сожалением говорят о том, что в содержании учебных программ отводится недостаточно времени и предлагается весьма ограниченный материал, на базе которого могло бы быть сформировано бережное отношение младших школьников к природе. [13]

Т.Б. Николаева отмечает, что проблема экологического образования младших школьников определяется следующим противоречием: с одной стороны, в начальной школе существуют широкие возможности формирования у ребенка ответственного отношения к природе, с другой стороны, ограниченность образовательного пространства школы для организации активной экологической деятельности младших школьников, развитие личности учащегося, изменение его отношения к себе, природе и окружающему миру. [19]

По мнению И.В. Щекотихиной, экологическая культура младших школьников находится на среднем или низком уровне развития. В воспитательной работе, организуемой начальной школой, не так много мероприятий экологической направленности. Чаще всего они носят эпизодический характер, отсутствует система в работе учителя. В экологическом воспитании младших школьников идет перекос в сторону знаний, при этом недооценивается роль практической природоохранной деятельности. [23]

Таким образом, проблемы экологического образования младших школьников затрагивает вопросы развития учащихся начальной школы как субъектов природоохранной деятельности.

Экологическое образование играет большую роль в процессе воспитания и развития ценностного отношения к природе. В большинстве случаев, отмеченных авторами, проблема заключается в минимизации практических занятий и исследований в школьных образовательных программах. Этот фактор, в свою очередь, не может способствовать наиболее качественному формированию ценностного отношения к природе у младших школьников.

Ответственное отношение к окружающему миру формируется у человека на протяжении всей его жизни, а особенно интенсивно в школьные годы. Конечным результатом этого сложного и длительного процесса должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, но и развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.