Управление людьми - одно из важнейших направлений деятельности современной компании. Современная политика управления персоналом направлена на максимальную отдачу от вложений в персонал за счет построения системы, которая мотивирует каждого сотрудника на достижение целей, поставленных бизнес-процессами компании, способна объективно оценивать степень достижения результатов и справедливо вознаграждать сотрудников за их достижения. Результат достижения целей и задач, поставленных политикой управления человеческими ресурсами, требует значительных вложений как в сами человеческие ресурсы, так и в развитие служб управления персоналом, ответственных за реализацию принятой политики. В связи с изложенным особенно остро стоит проблема оценки эффективности затрат на персонал [1].
Рассмотрим подробнее подходы к оценке эффективности затрат на персонал.
Метод экспертных оценок достаточно широко используется в решении самых разнообразных задач. Помимо объективных методов оценки, в последнее время все более распространенным становится решение задач по профессиональному отбору и сертификации специалистов и оптимизации управленческих технологий [3]. Экспертная оценка - это наиболее распространенный способ получить и проанализировать качественную информацию в ситуациях, когда объективных данных резко не хватает. На рисунке 2 показано подробное описание этого метода.
Метод бенчмаркинга заключается в определении и измерении некоторых системных показателей и сравнении данных с аналогичными данными для определенного круга других организаций или сравнения показателей компании с аналогичные показатели для рынка в целом. Этот метод можно назвать более объективным, чем предыдущий. Рассмотрим алгоритм работы с данным методом на рисунке 3.
Рисунок 2 –Описание метода экспертных оценок
Рисунок 3- Алгоритм работы с методом бенчмаркинга
Расчет отдачи от инвестиций – Return of investment (ROI). Популярный в последнее время на практике показатель «отдача от инвестиций» используется во всех сферах бизнеса, включая управление персоналом. В нашем случае показатель рассчитывается по формуле:
(1)
В общем, расчет возврата инвестиций - довольно трудоемкий метод оценки. При анализе следует учитывать не только стоимость конкретного мероприятия (например, обучения), но и косвенные затраты, связанные с его проведением. Наконец, основным недостатком методов ROI и Break even analysis является то, что они позволяют количественно, но не качественно оценить эффективность затрат на персонал.
Сильной стороной этих методов является относительная объективность оценок, экономический подход, который придает вес оценкам и является важным аргументом для руководителей. Показатели эффективности затрат на персонал могут быть разработаны на основе моделей оценки эффективности системы управления персонала. Существует ряд методов измерения эффективности затрат на персонал, основанных на методах оценки эффективности системы управления персоналом, например, модель Ульриха, модель Дж. Филлипса [5].
Методика Джека Филлипса. Американский специалист по управлению персоналом Джек Филлипс предложил пять формул определения эффективности затрат на персонал. (Рисунок 5)
По мнению ряда российских экспертов, отдельные показатели Филлипса оказываются не слишком эффективными. Показатель под номером пять вычислить практически невозможно. Отечественные компании такой статистики, как правило, не ведут. Методы Филлипса успешно работают в компаниях, где налажен регулярный менеджмент, что, к сожалению, является редкостью в России.
Рисунок 5 – Методика определения эффективности затрат на персонал Джека Филлипса.
Модель Дэйва Ульриха. На Западе очень популярны методы американского эксперта по управлению человеческими ресурсами Дэйва Ульриха. Ульрих предлагает пять способов измерения эффективности HR– службы. (Рисунок 6)
Рисунок 6–Методика эффективности Дэйва Ульриха
В целом на основе анализа этих моделей можно предложить ряд показателей для оценки эффективности затрат на персонал. (Таблица 1)
Таблица 1 – Показатели эффективности затрат на персонал
Наименование |
Примеры показателей |
Финансовые показатели |
Валовая выручка организации, прибыль организации; коэффициент минимизации затрат по отношению к затратам на персонал компании. |
Временные показатели |
Изменение величины отставания от графика работы, скорости работы по отношению к стоимости обучения персонала. |
Показатели качества обслуживания |
Соответствие стандарту, изменение поведения (коллег, сотрудников, клиентов или заказчиков), повышение уровня обслуживания по отношению к общим затратам на персонал или затрат на обучение, заработную плату, культурные и социальные услуги. |
Показатели продуктивности / производительности |
Выпуск продукции на единицу сырья, работника, заработной платы и т.п. |
Показатели морального климата в коллективе |
Уменьшение конфликтов сотрудников и т. д. в отношении затрат на персонал в целом, затрат на рабочую силу, культурно-бытовые услуги. |
Представим общую методику по управлению затратами на персонал на рисунке 7.
Применение ряда мер по управлению затратами на персонал различно для каждой организации из-за необходимости учитывать область деятельности, размер и используемую стратегию развития. Нет единого механизма, который снизил бы трудозатраты.
Однако представленная методика позволит оптимизировать бизнес-процессы в организации и снизить затраты на персонал и, в конечном итоге, финансовые потери.
Рисунок 7 – Методика по управлению затратами на персонал