Несмотря на очевидную научно – практическую значимость, проблема возрастных особенностей физического развития девочек и мальчиков, в настоящее время ещё недостаточно изучена и требует дальнейшего углублённого изучения. Поэтому исследования в этом направлении являются, актуальными на современном этапе развития общества.
Одним из важнейших показателей здоровья, особенно детского, является физическое развитие. Известно, что установление нормативов физического развития у детей на сравнительно долгий период весьма затруднительно, т.к. на физическое развитие индивида, популяции постоянно оказывают влияние комплекс социальных факторов, воспитание, изменение условий окружающей среды, уровень научно-технического прогресса, медицинское обслуживание.
Физическое развитие ребенка представляет собой процесс биологического созревания клеток и тканей, органов и всего организма в целом. Физическое развитие связано с функциональным и нервнопсихическим развитием ребенка и представляет собой целостный процесс, который складывается из совокупности множества морфологических и функциональных в их динамике и взаимосвязи. При изучении физического развития, возможно выявить на ранних этапах различные нарушения и предотвратить их.
Проблема человеческого здоровья актуальна на всех этапах онтогенеза - от рождения и до последних дней жизни. Вопросы здоровья детского населения особенно актуальны в силу возрастных особенностей развития ребенка. Именно в период дошкольного возраста значительно меняется доминирующая роль генотипа в совершенствовании функциональных возможностей организма и возрастает роль двигательной активности [20].
По вопросу взаимообусловленности показателей физического развития и состояния здоровья детей высказывались многие авторы такие как П.Н.Башкиров , Г. Л. Апанасенко , В.Г.Властовский , В.Н.Кардашенко, Оберг, Л. Я. В.В.Шиба их мнения чрезвычайно разноречивы. Г. Л. Апанасенко, П.Н.Башкиров, В.Г.Властовский, указывают, что высокие соматометрические данные не всегда могут служить показателями хорошего здоровья. В то же время целый ряд авторов отмечают, плохое физическое развитие является первопричиной заболеваемости, определяя высокие ее уровни [1].
Разнообразие мнений по данному вопросу остаѐтся на сегодняшний день предметом пристального изучения как отечественных, так и зарубежных ученых, хотя при ближайшем рассмотрении всех этих материалов вырисовывается неоднородность методических подходов авторов к выявлению интересующей нас взаимосвязи.
Цель исследования - оценитьфизическое развитиедетей 6-8 лет, занимающихся лыжной подготовкой.
В работе были поставлены следующие задачи:
1. Определить особенности физического развития детей.
2. Сравнить полученные результаты согласно возрастным особенностям развития младших школьников.
Организация исследования. В исследовании принимали участие 10 человек (мальчиков) в возрасте 6 – 8 лет.Для оценки физического развития школьников было проведено 3 срезаи применялись антропометрические показания массы и длины тела, окружности грудной клетки, полученные в ходе медицинского осмотра в начале учебного года. Для оценки физического развития применялся массо-ростовой показатель Индекс Кетле 2, который вычисляется по формуле:
,
Индекс Кетле 2характеризует степень гармоничности физического развития.
Результаты исследования. В исследования следующие которые в представленных ниже. Экспериментальная группа детей, которые занимаются в секции лыжных гонок, сравниваются с должными значениями.
В основных для оценки развития были следующие длина масса окружность клетки (пауза) (табл. 1). Эти являются значимыми в развития и подвергаются и анализу.
Таблица - Показатели развития 6-8 лет
Показатели |
Исследуемые |
Должные |
||
Октябрь 2018 г ±m |
Апрель 2019 г ±m |
Март 2020г ±m |
||
1 срез |
2 срез |
3 срез |
||
Длина (см) |
134,44±3,26 |
135,67 ±3,20 |
138,33 ± 3,21 |
113-145 |
Масса (кг) |
24,70±1,06 |
27,00±1,15 |
31,44 ± 1,61 |
22,56-44,94 |
ОГК
|
61,67±1,00 |
62,89±1,14 |
64,00 ± 0,97 |
59,8-67,8 |
Индекс Кетле 2 |
13,72± 0,41 |
14,73±0,55 |
16,42±0,63 |
15,0-17,0 |
В проведенных выяснили, что длина детей группы в 2018 году 134,44±3,26 см. А в апреле 2019 года средняя длина тела составляет 135,67 ±3,20. По данным 2020 года длина тела 138,33 ± 3,21.Показатель входит в коридор должных значений, что говорит о гармоничном развитии детей.
Средняя тела экспериментальной в 2018 году 24,70±1,80кг. В апреле 2019 года масса тела увеличилась 27,00±1,15. Масса тела в марте 2020 составляет 31,44 ± 1,61. По показателю положительная тенденция прироста показателей в дальнейшем.
Среднее детей группы в 2018 году 61,67±1,0. По результатам апреля 2019 года мы видим увеличение ОГК на 62,89±1,14. В марте 2020 ОГК составляет 64,00 ± 0,97. Показатель входит в коридор должных значений, что говорит о гармоничном развитии детей.
При оценивании результатов физического развития по Индексу Кетле2 выявили неоднородность показателей весоростового индекса у детей. Всю выборку раздели по пяти уровням физического развития.
Выводы.Анализируя результаты показателей весоростового индекса Кетле2, выявили, что для детей 6-8 лет характерно гармоничное (-) и гармоничное развитие. Эти данные подтверждаются исследователями о том, что в этом возрасте происходит неравномерный рост и увеличение размеров тела детей, занимающихся циклическими нагрузками.