Реалии современной жизни таковы, что многие молодые люди, получающие высшее образование, вынуждены по различным причинам работать. В этом отношении белорусские студенты не являются исключением [1]. Данный факт имеет как положительные, так и негативные стороны. К положительным можно отнести приобретение опыта, развитие ответственности и самостоятельности и т.д., к негативным - усталость, неуспеваемость, отсутствие свободного времени и т.п..
Цель исследования. Провести анализ трудовой занятости среди студентов ГрГМУ 1-6 курсов, выяснить причину, по которой они устраиваются на работу и с какими трудностями студенты сталкиваются при трудоустройстве.
Материалы и методы. В гродненском государственном медицинском университете среди студентов 1-6 курсов в возрасте 17-23 лет было проведено анкетирование по разработанным нами анкетам. Из проведенного опроса было определено количество работающих студентов среди опрошенных, выделены основные причины их трудовой занятости, установлено, каким образом сказалась работа на учёбе студентов. Статистическая обработка данных была проведена при помощи компьютерной программы EXCEL, опрос - при помощи Google формы.
Результаты исследования. Анкета состоит из трёх блоков. Первый блок представляет собой паспортную часть, в которой студенты были разделены на группы по возрасту, полу, курсу и форме обучения (платная, бесплатная). В опросе приняли участие 100 студентов. Возрастная структура: 23 года – 6 человек (6%), 22 года -15 человек (15%), 21 год – 12 человек (12%), 20 лет – 17 человек (17%), 19 лет – 17 человек (17%), 18 лет – 2 человека (2%), 17 лет -5 человек (5%). Половая структура: мужской пол составил 33 человека, женский пол – 67 человек. Распределение по курсам: 1 курс – 11 человек, 2 курс – 25 человек, 3 курс – 10 человек, 4 курс – 15 человек, 5 курс – 34 человека, 6 курс – 5 человек. Распределение по факультетам: лечебный – 71 человек, педиатрический – 16 человек, медико-диагностический – 9 человек, медико-психологический – 4 человека. Из 100 опрошенных студентов – 65 человек получают стипендию. При этом 40 человек проживают в общежитии, 31 человек – снимают квартиру, 19 – живут с родителями, 10 имеют собственное жилье. Установлено, что 28 человек работают. При этом работают на 2 курсе – 3 человека, на 3 курсе – 1 человек, на 4 курсе- 3 человека, на 5 курсе – 19 человек, на 6 курсе – 2 человека. Распределение среди работающих по факультетам составило: лечебный факультет – 22 человека, педиатрический факультет – 3 человека, медико-диагностический – 2 человека, медико-психологический – 1 человек. Из 28 работающих студентов 18 получают стипендию, 7 человек проживают в общежитии, 4 человека живут с родителями, 12 человек снимают квартиру, 5 человек имеют собственное жилье. Второй блок состоит из вопросов, которые характеризуют тип учреждения, в котором студенты трудоустроены и отражающие основные причины, по которым они решили пойти на работу. Из 28 работающих в учреждениях здравоохранения – 21 человек, в ресторанах быстрого питания – 2 человека, в магазинах – 2 человека, ИП- 1 человек, другое – 2 человека. В УЗ работает 21 человек, из них 2 человека – младший медицинский персонал (санитар), 19 человек – средний медицинский персонал (медсестра, фельдшер). Основными причинами, по которым опрашиваемые студенты идут работать являются: дополнительные баллы к субординатуре (17 человек), деньги на карманные расходы (22 человека), получение клинического опыта и приобретение навыков(22 человека), необходимо оплачивать обучение (4 человека), не хватает стипендии(16 человек). В УЗ работает 21 человек из них 2 человека – младший медицинский персонал (санитар), 19 человек – средний медицинский персонал (медсестра, фельдшер). Структура по типам УЗ следующая: стационар 15 человек (71,4%), поликлиника – 2 человека(9,5%), подстанция скорой помощи – 4 человека(19,1%). Из 28 работающих студентов – 75%(21 человек) довольны местом работы и 71,4% (20 человек) хотели бы поменять место работы.На вопрос сложно ли было найти работу в УЗ 13 человек ответило да. При этом наиболее часто возникающие сложности при поиске работы: неудобный график – 3 человека(15 %), не хотят брать студентов – 19 человек(95 %) неудобное местонахождение – 6 человек (30%), не нравится коллектив – 1 человек (5%), сложная работа – 2 человека (10 %) , маленькая заработная плата – 7 человек (35%). Третий блок вопросов отражает взаимосвязь учебы и работы, отвечает на вопрос: сказалась ли работа на учебе и как именно, а также показывает точку зрения самих студентов о необходимости работы в УЗ в процессе обучение.Из 28 работающих студентов 15 человек (53,6%), считают, что совмещать работу и учебу тяжело.При ответе на вопрос, сказалась ли работа на вашей учебе, 10 человек студентов ответили – нет, 18 студентов ответили – да.
При более детальном рассмотрении вопроса 11 человек указали, что стали более организованными, 4 – повысилась успеваемость, 6 –снизилась успеваемость, 7 человек – участились опоздания и пропуски занятий, 12 человек – приобретение клинического опыта помогающего в учебе, 14 – отметили появление усталости, стало все равно на оценки – 1 человек.Среди работающих в УЗ (21человек) – 8 человек (38 %) отметили, что график не подстраивают под учебу. Дежурства ставят чаще: в будние дни 12 человек (57%), выходные дни 9 человек (43 %). На вопрос считают ли студенты, что подработка в УЗ помогает им приобретать профессиональные навыки и клинический опыт, который в дальнейшем поможет в освоении будущей профессии 79 студентов ответили положительно, 8 – отрицательно, 13 –затруднились с ответом.
Заключение. Таким образом, из первого блока вопросов можно сделать вывод, что среди всех опрошенных студентов работающих только 28 %, при этом большая часть работающих – студенты лечебного факультета (78,5%), максимальное количество работающих студентов – пятикурсники(67,9%).
При изучении второго блока вопросов мы пришли к выводу, что большинство студентов своим местом работы выбирают учреждения здравоохранения, главным образом работу в стационаре в качестве среднего медицинского персонала. Это помогает им не только получить денежную выгоду, дополнительные баллы к субординатуре, но и накопить необходимый клинический опыт и профессиональные навыки, которые помогут в будущей профессии. Выяснили, что основной проблемой, с которой сталкиваются студенты нашего университета при поиске работы, это нежелание брать студентов на работу.
При изучении взаимосвязи между работой и учебой, мы установили, что половина опрашиваемых нами студентов указала на определенные сложности совмещения работы и учебы. До 63,5% всех работающих отмечают появление усталости, у 31% участились пропуски занятий и опоздания, у 27% снизилась успеваемость. Большая часть самих студентов считает, что работа в сфере здравоохранения необходима (79%)