Актуальность. Мотивация – это побуждения, которые вызывают активность личности и определяют её направление, а также вложение человеком своих ресурсов, таких как, время, знания, энергия, талант, воля в достижение желаемой цели. Нет сомнения, что мотивация – это ключевое условие эффективного процесса. Если говорить о мотивации студентов, то она представляет собой процессы, способы и средства их побуждения к познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. Изучение мотивов как осознаваемых и неосознаваемых причин, побуждающих человека к деятельности, исключительно важно с точки зрения понимания мотивационного процесса; это та точка отсчета, с которой следует начинать исследование мотивации.
Анализ подходов к пониманию основных типов мотивов, побуждающих человеческую деятельность, позволяет выделить три основных подхода. Первый опирается на ранние модели в области мотивации достижения, в которых было предложено выделение двух типов мотивов достижения в деятельности – мотива стремления к успеху и мотива избегания неудачи. Представители второго, феноменологического подхода к мотивации стремились выделить и по возможности классифицировать характерные типы мотивов продуктивной деятельности. В современной психологии выделяется третий подход к дифференциации мотивов анализируемой деятельности, представители которого аргументируют продуктивность выделения двух категорий мотивов выполняемой деятельности: внутренних и внешних по отношению к ней.
Цель. Изучить уровень осведомленности студентов о мотивации.
Материал и методы исследования. Для достижения поставленной цели было проведено анкетирование, в котором приняли участие 148 респондентов. Анкетирование проводилось в интернете при помощи сайта Google Forms. Критерии включения: наличие информированного согласия. Результаты обработаны с использованием методов непараметрической статистики с помощью пакета анализа STATISTICA 10,0 и Excel.
Результаты и их обсуждение. В анкетировании приняло участие 148 студентов 1-6 курсов различных факультетов Гродненского государственного медицинского университета.
Из результатов опроса выяснилось, что на мотивацию к изучаемому предмету у студентов 1-3 курсов в основном влияют преподаватели, родители и интересный предмет, в то время как у старшекурсников влияние преподавателей и родителей уменьшается, возрастает собственная мотивация.
Главным мотивом для учёбы являются оценки и полученные знания для 1 – 3 курсов; на 4 курсе начинает появляться значимость практического применения, а на 5 и 6 курсах роль оценок минимальна, главное – практическое применение.
Студенты всех курсов считают, что более углубленные знания они получат с требовательными и строгими преподавателями, но часть студентов считает что это не зависит от преподавателя. Наличие обратной связи между преподавателями и студентами ещё больше мотивирует последних.
На 1-4 курсах меньшее значение имеет практическое применение полученных знаний для мотивации в учёбе, большую роль имеет зачёт «автоматом»; а на 5 и 6 курсах – главной мотивацией становится практическое применение полученных знаний.
Исходя из результатов проведенного анкетирования, у большей части респондентов мотивация к учёбе не зависит от мнения окружающих, однако для некоторых из студентов этот аспект имеет значение.
Вывод. Мотивация студентов — это один из наиболее эффективных способов улучшить процесс и результаты обучения, а мотивы являются движущей силой процесса обучения и усвоения материала.
Основной задачей учебного процесса является стимулирование интересов к обучению таким образом, чтобы целью студентов стало не просто получение диплома об образовании, а получение знаний, опирающихся на практику.