В настоящее время большинство компаний для увеличения производительности труда и уменьшения затрат на производство продукции, оказания услуг используют программное обеспечение, от которого во многом зависит эффективность предпринимательства в целом. В процессе работы с программами, внедренными в компании, сотрудники часто решают повторяющиеся задачи, не требующие аналитики, например, формирование банковских выписок, загрузка информации со сторонних сайтов, рассылка уведомлений клиентам. Такие задачи могут занимать до половины рабочего времени сотрудника.
В целях устранения потерь рабочего времени необходимо внедрение роботизированной автоматизации процессов, позволяющей высвободить персонал компании для выполнения более квалифицированной работы. При этом количество производственных ошибок, связанных с человеческим фактором, существенно снизится [1]. Целью исследования является определение процессов, которые возможно автоматизировать и оценка эффективности внедрения.
Роботизированная автоматизация процессов (RPA) – представляет собой программное решение, которое посредством программных роботов автоматизирует бизнес-процессы, выполняемые работниками на компьютерах, для решения производственных задач, основанных на алгоритмах. Внедренная RPA-технология может стать полноценным высокопроизводительным сотрудником, который обучен выполнять определенные функции точно так же, как и человек, только без ошибок и быстрее.
Согласно RPA разрабатывается автоматическое выполнение действий посредством наблюдения за выполнением производственного процесса в пользовательском интерфейсе приложения. Основная классификация RPA-технологии происходит на основе контроля от человека при запуске робота [2]. Независимые роботы могут начинать свою работу в конкретно заданное время или при наступлении определенных событий, для решения внутренних задач компании, повышения производительности труда персонала. В то время как зависимые от человека роботы нуждаются в запуске и широко используются в подразделениях, взаимодействующих с контрагентами.
Основным преимуществом RPA-технологии является достаточно быстрое внедрение, так как нет необходимости изменять существующую ИТ-инфраструктуру. RPA при этом разворачивается над информационной системы, что позволяет избежать рисков и дополнительных затрат для компаний, имеющих не самые современные информационно-коммуникационные системы, изменение которых требует больших вложений.
С помощью RPA можно автоматизировать несколько бизнес-процессов, но экономический результат от внедрения, на наш взгляд, может быть получен после роботизации первого процесса. Чтобы оценить эффективность внедрения RPA-технологии необходимо в соответствии с такими свойствами робота как:
- робот может функционировать в любое время суток без выходных;
- производительность робота в несколько раз выше человеческой;
- у робота отсутствует вероятность каких-либо ошибок;
- робот осуществляет логирование всех своих действий, которые можно проследить в условиях неопределенной ситуации.
В настоящее время лидерами поставки программного обеспечения RPA являются компании UiPath, Automation Anywhere и Blue Prism. Каждая из указанных компаний предоставляет особенные сервисы. Так, компания Blue Prism делает ставку на совмещение технологии RPA и искусственного интеллекта.
Automation Anywhere специализируется на автоматизации производственного процесса с участием человека. При этом их алгоритмы данной технологии существенно увеличивают скорость работы роботов. Компания UiPath выпускает программное решение для автоматизации с участием человека и без него, что помогает компании занимать уникальное положение на рынке и привлекать максимально возможное количество клиентов [3].
Логика деятельности робота можно представить иллюстративно. Описывается. Элементами иллюстраций (рисунка) являются этапы, соединенные последовательно. Каждый из этапов имеет свою особенность и выполняют свою роль. В таблице 1 представлено описание отдельных этапов деятельности роботов и их обозначение [4].
Таблица 1. Описание и обозначение этапов работы робота
Обозначение этапов |
Описание этапов |
Этап чтения данных из программы, с которой функционирует робот |
|
Этап для взаимодействия с элементами программы (кнопка, панель и др) |
|
Этап, обозначающий ссылку на страницу |
|
Этап для логических выражений |
|
Этап вычисления выражений |
|
Этап, обозначающий переменную |
|
Этап, обозначающий множественное вычисление |
Продолжение таблицы 1.
1 |
2 |
Этап, обозначающий коллекцию |
|
Этап, реализующий обход коллекции в цикле |
|
Этап записи данных в поля программы, с которой работает робот |
Использование технологии RPA дает компаниям возможность снизить трудозатраты. Например, в банке Deloitte LP с помощью RPA автоматизировали процедуру работы с претензиями клиентов. Роботы обрабатывают в Deloitte около 1,5 млн. запросов каждый год. По оценкам компании, вместо роботов пришлось бы взять в штат более 200 сотрудников на полную ставку, внедрение же программных роботов обошлось на 30% дешевле.
Важно отметить и то, что в процессе автоматизации типовых задач высвобождаются ресурсы на более интеллектуальную деятельность. По прогнозу компании Gartner к 2023 году благодаря автоматизации и искусственному интеллекту, штат общих центров обслуживания (shared service center) в организациях уменьшится на 65%, а объем рынка средств RPA достигнет миллиарда долларов CША. К этому же времени программные системы RPA начнут использовать в 40% крупных компаний, тогда как сейчас аналогичный показатель использования составляет менее 10% [5].
Таким образом, RPA, представляя собой новую и перспективную технологию, позволяет кардинально изменить подход к исполнению повторяемых производственных процессов, связанных с ручным вводом и обработкой данных и созданием программных роботов.