Каждый современный человек столкнется с таким явлением, как собеседование. В связи с этим целью исследования явился анализ и выявление особенностей проведения собеседований как отдельного речевого жанра, а также выявление лингвистических аспектов данного явления.
Собеседование считается одним из подвидов делового общения и, соответственно, стоит выделить некоторые отличительные черты этого жанра. лексическая (словарная) система официально-делового стиля, помимо общекнижных и нейтральных слов, включает в себя:
Языковые штампы (канцелярские штампы): поставить вопрос, исходя из принятого решения, входящих и исходящих документов, назначить контроль за исполнением, по истечении установленного срока;
Профессиональная терминология: недоимки, алиби, черный нал, теневой бизнес;
Архаизмы.
С. В. Мельникова определяет деловое общение как "сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере" [1, / 1, с. 9/.]. В официально-деловом стиле недопустимо использование многозначных слов, а также слов в переносном значении, причем синонимы употребляются очень редко и обычно относятся к одному стилю. Кроме того, официальная и деловая речь отражает не индивидуальный, а социальный опыт, в результате чего ее лексика предельно обобщена. В официальном документе предпочтение отдается общим понятиям.
Собеседование делится на несколько видов:
Компетентностное собеседование — время, когда потенциальный сотрудник информирует о своем профессиональном опыте, навыках и образовании;
Ситуационное — это когда кандидат должен решать различные ситуационные задачи, в соответствии с критериями, которые обозначил работодатель. Задача собеседования-определить образ мышления, а также скорость разрешения нестандартных рабочих ситуаций;
Структурированное интервью — это комплексное собеседование, в ходе которого оцениваются не только ответы на заданные вопросы, но и учитывается внешний вид, грамотность и умение быстро отвечать на вопросы с подвохом;
Стрессовое — данный вид собеседования используется, как правило, при подборе руководителя, для проверки эффективности работы кандидата в стрессовых ситуациях.
Исторически сложилось так, что были разработаны следующие методы проведения собеседования:
Британский метод интервью основан на личном интервью с кандидатом. Интервьюеры интересуются биографией, семейными традициями и местом, где он получил образование;
Немецкий метод основан на предварительной подготовке кандидатами значительного количества документов с обязательными письменными рекомендациями известных специалистов, ученых, менеджеров, политиков;
Американский метод интервьюирования ограничивается проверкой интеллектуальных и творческих способностей, психологическим тестированием с использованием компьютеров и наблюдением за кандидатами в неформальной обстановке;
Китайский метод основан на предварительных письменных экзаменах и имеет давнюю историческую традицию. Кандидаты пишут ряд эссе, доказывающих их знание классики, письменную грамотность и знание истории.
Собеседование один на один, несмотря на свою популярность, является ненадежным способом отбора специалистов. Групповое собеседование позволяет исключить предвзятую оценку кандидата, но требует тщательной предварительной подготовки и последовательного поведения интервьюеров. В современной практике кадровой работы обычно наблюдаются различные комбинации вышеперечисленных методов.
Деловое общение при приеме на работу можно разделить на несколько видов: прямое (информация передается лично одним собеседником другому, например, на собеседовании при приеме на работу); косвенное (предполагает участие "посредника" в процессе общения, через которого передается информация, например, кто-то рекомендует вас руководству компании); межличностное (связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, знанием индивидуальных особенностей партнера и наличием совместного опыта, сопереживания и понимания). Деловой этикет придает большое значение обращению, потому что от того, как идет обращение к человеку, зависит форма дальнейшего общения. Для официальной ситуации характерно обращение по имени и отчеству: это не только форма обращения, но и демонстрация уважения к человеку, показатель его авторитета и положения в обществе.
Для официальных отношений характерно обращение на "вы", а также соблюдение деликатности, чтобы любое обращение не переросло в фамильярность и фамильярность. Ход собеседования, как правило, включает в себя различные этапы, в ходе которых на первый план выходит различное информационное наполнение. Грэм Х. Т. и Беннет Р. предлагают следующую классификацию:
Этап подготовки к разговору. Предполагает подготовку участниками собеседования следующих пунктов: анализ должностных инструкций, квалификационные требования к кандидату на вакантную должность; получение письменной информации о кандидате в виде рекомендаций и отзывов его предыдущих работодателей; указание причины, по которым кандидат хочет получить эту работу, и доказательства того, что он являются компетентным профессионалом;
Стадия установления контакта. Этот этап, как правило характеризуется приветствием и коротким разговором на отвлеченную тему. Темы могут быть самыми разнообразными-от поездки до погоды. Цель интервьюера-помочь кандидату снять напряжение и установить позитивный контакт;
Рассказ об организации. Этап собеседования, который часто исключается, хотя имеет важную роль – во время собеседования происходит двусторонний процесс отбора: работодатель выбирает кандидата, а кандидат должен получить информацию для размышления, необходимую для выбора работодателя;
Самопрезентация. Главная задача кандидата на данном этапе-предоставить интервьюеру важную и существенную информацию о себе и своей биографии;
Вопросы, которые углубляют тему. На данном этапе речь идет о причинах смены места работы, причинах участия в конкурсе на вакантную должность, предыдущем (текущем) работодателе и т.д.;
Подробное описание позиции. На этом этапе представители организации более подробно опишут организацию и вакантную должность;
Дополнительный вопрос. На этом этапе собеседования обсуждаются такие аспекты, как форма трудового договора, дата приема на работу, вопросы оплаты труда и т.д.;
Общие сведения о трудовых отношениях. Интервьюер и кандидат высказывают свои взаимные ожидания, основанные на трудовом договоре;
Вывод и оценка. На этом этапе кандидат выясняет дальнейшие действия и временные рамки, в которые может быть предоставлена информация о принятом решении.
Таким образом, в ходе исследования раскрыты лингвистические характеристики собеседования при приёме на работу как подвида официально-делового стиля: в частности его методы, виды и отличительные особенности.