С изменением взглядов и образ мышления людей, с ростом научных достижений появляются новые продукты информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и в связи с этим меняются требования мировой экономики. В современное время развитие ИКТ является одним из важных показателей интеллектуального и научного потенциала каждой страны. Необходимость этого процесса ещё больше ощущается в современном глобализированном мире. Быстрое развитие и распространение технологий создаёт большие возможности для развития человечества. Сегодня создание информационного общества и высокотехнологичной национальной экономики, способной конкурировать с остальным миром, стало основным направлением государственной политики во многих странах. В этих странах область информационных и коммуникационных технологий является ведущим фактором развития. Эта сфера активно влияет на политическую, экономическую и социальную деятельность государств и обеспечивает формирование общественных отношений.
Как построить систему образования в информационном обществе, какие технологии и как их использовать для развития образования - сегодня один из ключевых вопросов. Поскольку мировая экономика более ориентирована на знания, системы образования стран должны создавать системы отвечающие этим требованиям. Этот фактор привёл к постепенному внедрению системных реформ по информатизации образования в развитых странах. Эти реформы проводились в два этапа: в Женеве в 2003 году и в Тунисе в 2005 году. Всемирный саммит по проблемам построения информационного общества был посвящен вопросам дальнейшей информатизации и модернизации образования. Серьёзные шаги в этом направлении сделаны и в нашей стране. В 2003 году с указом президента Азербайджанской Республики о широком использовании и развитии ИКТ в документе «Национальная стратегия развития информационных и коммуникационных технологий для развития Азербайджанской Республики (2003-2012 годы)» именно сфера образования для Азербайджана в настоящее время является одной из считалась наиболее приоритетной областью сфер применения ИКТ. Утверждённая Указом Президента Азербайджанской Республики № 355 от 21 августа 2005 года с реализациям «Программы по обеспечению общеобразовательных школ в Азербайджанской Республике информационными и коммуникационными технологиями (2005-2007 годы)» была проведена большая работа. Указом Президента Азербайджанской Республики от 10 июня 2008 года утверждённая «Государственная программа об информатизации системы образования Азербайджанской Республики в 2008-2012 годах» служит цели создания единой национальной образовательной системы и обеспечения доступа всех слоев населения к образованию с широким применением ИКТ. В рамках этой программы был реализован масштабный проект «Народ Компьютер». В документе «Государственная программа на 2005-2008 годы (Электронный Азербайджан)» планируется проведение специальных информационных мероприятий о развитии связи и информационных технологий и применение ИКТ в улучшении системы и в целом в области ИКТ. Одним из них являются курсы INTEL-AZERBAIJAN, организованные Министерством образования Азербайджанской Республики при поддержке MICROSOFT, одной из крупнейших компаний в области ИКТ.
Всё это показывает, что в Азербайджане в модернизации образования, в применении информационных технологий в образовании были сделаны серьёзные шаги и проделана большая практическая работа. Разработаны и утверждены программы по ИКТ и начались проведения экспериментов по дистанционному обучению. Образовательный портал отформатирован, созданы сайты многих образовательных предприятий. Работа по созданию информационных систем управления образованием, применение информационных и коммуникационных технологий в средних школах и информационных и общеобразовательных школах, подготовка квалифицированный педагогический, а также вспомогательный персонал (лаборанты) в области коммуникационных технологий продолжается.
Традиционное образование, относящееся только к классической форме обучения, не могло отвечать требованиям повышения качества подготовки квалифицированных кадров в информационном обществе, в целом кадровой политике. В развитых странах большое значение имеет форма обучения, основанная на широком использовании ИКТ.
В настоящее время Азербайджан не отстаёт от учебных заведений развитых западных стран по количеству подключений к глобальным телекоммуникационным сетям, а также по скоростным характеристикам выделенных для этого каналов. Обеспечение современными компьютерами и компьютерными классами для всех средних и высших учебных заведений, подготовка учителей в области информатики, государственные портальные системы образования, создание электронных библиотек, ресурсного центра, а также было возможно крупномасштабное подключение предприятий к Интернету.
Понятно, что при решении задач обеспечении учреждений образования с информационными ресурсами требуется максимально эффективное использование существующих телекоммуникационных структур.
Государственная стратегия применения у школьников и студентов в образовательных учреждениях (школы и университеты) и домашние информационные технологии обеспечить свободный доступ и достичь других образовательных целей. Одним из наиболее актуальных вопросов, связанных с реформированием системы образования, является применение ИКТ к улучшенюе управления образованием. В связи с этим регулируется деятельность органов местного самоуправления и государственных органов по применению ИКТ в образовании.
Совершенствование нормативной базы требует разработки и доработки системы электронной базы данных, которая необходима для эффективного управления в сфере образования и характеризует ситуацию в этой сфере. Кроме того, одной из приоритетных задач является доведение системы образования страны до уровня современных стандартов с педагогическим и административным персоналом с высокими знаниями и навыками в области ИКТ.