Проблема формирования коммуникативной компетентности является актуальной для специалистов по рекламе и связям с общественностью, так как коммуникативная компетентность – важная составляющая профессиональной компетентности. Профессию специалиста по рекламе и связям с общественностью можно назвать в основном коммуникативной, ведь коммуникации в сфере PR играют важную роль и являются базисом для выстраивания благоприятных отношений с соответствующей целевой аудиторией. Успешная деятельность PR-специалиста определяется преимущественно его коммуникативной компетентностью. Развитые коммуникативные навыки позволяют создавать увлекательный и уникальный контент, взаимодействовать с аудиторией и проводить эффективные PR-кампании. Коммуникативные умения также могут помочь специалисту по рекламе и связям с общественностью более эффективно работать в команде и лучше выражать свои идеи коллегам.
Ораторское искусство является очень важным в области связей с общественностью, особенно для должностей, на которых специалисты по связям с общественностью выступают в качестве пресс-секретарей. Однако даже те, кто не является пресс-секретарем, должны предлагать свои идеи средствам массовой информации и взаимодействовать с заинтересованными сторонами и внешними организациями. Специалисты по рекламе и связям с общественностью должны также создавать эффективные презентации, излагать творческую идею или представлять результаты опроса внешним клиентам или другим подразделениям компании, поэтому изучение основных методов публичных выступлений будет полезным для PR-специалистов.
Важно отметить также невербальные коммуникации. Невербальные навыки, такие как язык тела, могут быть столь же важны для пиарщиков, как и вербальные навыки в определенных ситуациях. Зрительный контакт и язык тела, такие как поза, жесты, мимика могут донести до аудитории важные сообщения. Важным является не только то, как специалист по рекламе и связям с общественностью слушает других людей, но и то, что он им говорит. Это имеет решающее значение на встречах с клиентами или при попытке убедить журналиста освещать историю [3].
В такой коммуникативной профессии, как специалист по связям с общественностью (PR), наиболее важным элементом является коммуникативная компетентность. Грамотный специалист по связям с общественностью обладает отличными коммуникативными навыками на всех уровнях – от письменного до устного и от вербального до невербального.
Самым главным в сфере рекламы и связи с общественностью является донесение конкретного сообщения до целевой аудитории эффективным и действенным способом, что требует развитых и ценных коммуникативных навыков [5].
Итак, рассмотрим то, как использовать свои коммуникативные навыки в области рекламы и PR или в любой коммуникативной профессии, например, в массовых коммуникациях.
Как уже упоминалось ранее, успешный специалист по связям с общественностью должен уметь эффективно коммуницировать на всех возможных уровнях. Это также относится к эффективному использованию всех средств массовой информации, в которых практикуются связи с общественностью от письменного до устного и всего остального, что может возникнуть с появлением технологии.
С одной стороны, коммуникативная профессия базируется на овладении произносимым словом и всем, что оно влечет за собой, включая мимику, жесты и тон голоса. Все, кто занимается пиаром, чувствуют себя комфортно в публичных выступлениях, хотя и в разной степени, но факт остается фактом: практикующий должен быть готов встретиться с аудиторией в любой момент.
С другой стороны, коммуникационная карьера также требует владения письменным словом. На самом деле, это может быть самым важным навыком, который специалист по связям с общественностью должен развивать в первую очередь независимо от отрасли, частью которой он является. Необходимо иметь в виду то, что специалист по связям с общественностью должен уметь писать пресс-релизы, новостные статьи, годовые отчеты создавать рекламные объявления, контент и другие печатные материалы [2].
Итак, использование коммуникативных навыков в области связей с общественностью предполагает владение медиумом, то есть умение эффективно донести то или иное сообщение с помощью различных средств массовой информации до конкретной целевой аудитории. Необходимо обратить внимание на то, что для достижения более высокого уровня эффективности коммуникации в каждой среде потребуются различные подходы.
Коммуникативная профессия также связана с созданием, развитием, а затем поддержанием выгодных отношений между двумя сторонами – организацией и соответствующей общественностью, к которой компания обращается в первую очередь. Таким образом, необходимо обладать правильными коммуникативными навыками, чтобы иметь дело со всеми типами людей из всех слоев общества, которые приведут к выгодным взаимоотношениям.
В профессии пиарщика необходимо также найти и выявить те слои общества, которые смогут помочь донести то или иное сообщение. Речь идет о клиентах организации, соответствующих заинтересованных сторонах и других лидерах общественного мнения. Если направить свои эффективные коммуникативные навыки в эти секторы, то можно считать свою коммуникационную стратегию эффективной.
Итак, как же это возможно? Необходимо быть активными в социальных кругах, коммуницировать с людьми на различных собраниях и мероприятиях, посещать семинары, тренинги и мастер-классы, где присутствует целевая аудитория. В общем, быть заметными, общительными и открытыми для создания эффективных деловых коммуникаций [1].
Профессия пиарщика также связана с выявлением постоянных изменений в технологиях. По сути, специалисты по рекламе и связям с общественностью должны уметь эффективно использовать Интернет и все его возможности для того, чтобы донести те или иные идеи до миллионов людей. Официальные сайты, блоги, электронные релизы и даже вирусные видеоролики меняют то, как коммуникационная карьера складывается для ее профессионалов.
Социальные сети обладают потенциалом быстрого распространения новостей и информации по нескольким каналам, и специалисты по связям с общественностью должны уметь эффективно общаться через эти каналы. Необходимо постоянно быть в курсе последних новостей и уметь составлять короткие, быстрые, легко читаемые сообщения, а также быстро реагировать на негативные комментарии.
Таким образом, результаты исследуемого материала позволяют сделать следующие выводы:
1. Важно научиться коммуницировать на нескольких носителях. В данном случае коммуникации в одной среде будут дополнять коммуникации в другой среде, и это приведет к успешному результату [4].
Действительно, мы не можем переоценить, насколько важны эффективные коммуникативные навыки в такой коммуникативной профессии, как специалист по рекламе и связям с общественностью. Хитрость заключается в том, чтобы использовать новые средства массовой информации (Интернет), все еще обращая внимание на традиционные средства массовой информации.
2. Специалисту по рекламе и связям с общественностью необходимо выявить те слои общества, которые помогут донести ключевое сообщение. Необходимо определить клиентов организации, соответствующих заинтересованных лиц и других лидеров общественного мнения. Если направить свои эффективные коммуникативные навыки в эти секторы, то можно считать свою коммуникационную стратегию эффективной и успешной.
3. Связи с общественностью включают в себя использование социальных медиа. Необходимо знать, как целевая аудитория ведет себя в социальных сетях, что заставляет ее принимать решения и что ее интересует. Также необходимо регулярно следить за тенденциями в социальных сетях и использовать их для того, чтобы донести ключевое сообщение, которое будет релевантным (актуальным) потребностям целевой аудитории.