Студенческий возраст характеризуется интенсивной работой над формированием своей личности. Это время поисков молодыми людьми ответов на разнообразные нравственно-этические, научные, общекультурные, экономические и политические вопросы, которые отражаются в их образе жизни.
Анализ фактических материалов о жизнедеятельности студентов свидетельствует о его неупорядоченности и хаотичной организации. Это отражается в таких важнейших компонентах, как несвоевременный прием пищи, систематическое недосыпание, малое пребывание на свежем воздухе, недостаточная двигательная активность, отсутствие закаливающих процедур, выполнение самостоятельной учебной работы во время предназначенное для сна, курение и др. Накапливаясь в течение учебного года, негативные последствия такой организации жизнедеятельности увеличивают число заболеваний. А так как эти процессы наблюдаются в течение 5–6 лет обучения, то они оказывают существенное влияние на состояние здоровья студентов.
Здоровье рассматривается в качестве одного из необходимых и важнейших условий активной, творческой и полноценной жизни человека. Природная способность организма к самообновлению и совершенствованию открывает путь к сохранению здоровья на долгие годы при рациональной его эксплуатации, но для этого каждому человеку необходимо постоянно прилагать определенные усилия по организации здорового образа жизни.
Цель исследования: Рассмотреть и проанализировать мотивацию студентов к занятиям спортом в рамках учебных занятий по физической культуре в Северном Арктическом Федеральном Университете, с целью выявить проблемы и пути улучшения качества образования.
Задачи:
1. Определить, что демотивирует студентов от занятий спортом.
2. Провести анкетирование среди студентов САФУ.
3. Проанализировать получившееся результаты.
Физическое воспитание — часть всестороннего развития человека. От правильных и систематических физических нагрузок зависит здоровье человека, способность воспринимать информацию, сила воли, сопротивление утомляемости. Поэтому в вузе физкультура нужна, чтобы справляться с высокими нагрузками по учебе.
Известно, что смена труда – это отдых. В вузе физкультура необходима, чтобы поменять род деятельности с интеллектуального на физический. Это позволит с новыми силами взяться за учебу после перерыва.
Для студентов очень важно оставаться работоспособными и здоровыми, ведь от них зависит будущее.
В нашем опросе приняло участие 33 студента. Из них 24 девушки и 9 парней. Более половины, 51% опрошенных находятся в возрасте 19-21 лет, 39% — 16-18 лет, 9% – 22-24 года. Большинство студентов, 42%, прошедших опрос, обучаются на 1 курсе, чуть менее 24% —на втором, 21% —на третьем. В ВШЕНиТ учатся - 45% респондентов, а 24% в ВШППиФК.
Освобождение от занятий физкультурой имеют 12% респондентов. Что подтверждается тем, что 88% студентов, прошедших опрос, посещают занятия физкультурой в университете.
В результате опроса было выявлено, что большинству студентов нравятся занятия спортом. ( Рис.1)
Рисунок 1.. Нравится ли студентам заниматься спортом
Так же больше, чем половине студентов нравятся занятия физкультурой в университете (Рис. 2).
Рисунок 2 . Нравится ли вам то, как проходят занятия физкультурой в университете?
Что же касается причин, мотивирующих заниматься спортом. - 52% респондентов указали здоровье, 46% —красоту, силу и выносливость организма, 39% —получение зачета.
Так же в опрос был вставлен вопрос про то, что не устраивает студентов в проведении занятий физической культурой в университете. В основном студентов не устраивает оснащение спортивных залов, более 30% скучают на занятиях. У опрашиваемых был возможен не один вариант ответа. (Рис.3)
Рисунок 3. Что не устраивает студентов в проведении физической культуры в университете?
В конце мы решили узнать предложения студентов по улучшению качества занятий физкультурой в рамках учебного процесса. Из ответов мы узнали, что студентам не хватает разделения по уровню физической подготовки на занятиях, были так же предложения об улучшении условий спортзалов, а также желание получить спортзалы с душевыми, потому что студентам некомфортно после занятий спортом идти на пары, не приняв душ.
Выводы по работе: Ориентируясь на выявленные мотивы в занятиях физической культурой и активно используя индивидуальный подход, учитывая различные типы личности студентов, отношение к физической культуре, индивидуальные предпочтения, а также факторы, препятствующие студентам заниматься физическими упражнениями, необходимо разработать оптимальные формы и методы организации занятий, максимально соответствующие интересам студенчества. Совершенно очевидно, что удовлетворение интересов студентов является важнейшим путем в укреплении их здоровья, способствующим самостоятельным занятиям физкультурой и спортом, что в целом положительно скажется на здоровом образе жизни.