Актуальность. Весной 2020 года в условиях угрозы распространения коронавирусной инфекции большинство университетов приняли решение о переходе на дистанционное обучение. В связи с этим все очные занятия были перенесены в онлайн-среду. Не стал исключением и Гродненский государственный медицинский университет (ГрГМУ). Следует отметить, что в университете была давно разработана и успешно реализовывалась система организации самостоятельной работы студентов с использованием ИКТ-технологий. Однако в связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией в стране и в мире (COVID-19) она стала использоваться в качестве основной формы обучения. Первоначально с переходом на ДО многие студенты справедливо отмечали, что в профессии врача необходимы практические навыки, такие как осмотр пациента, сбор анамнеза, проведение диагностических исследований, лечебных манипуляций и т.д., которые не каждый студент может сразу качественно освоить даже с использованием современных тренажёров. Значимым для студентов-медиков является приобретение навыков очного общения и физикального обследования пациентов, а также живое общение с преподавателями (особенно с практикующими специалистами) и своими однокурсниками, умения учиться и работать в командах, нехватка которых сложно компенсируется в условиях обучения в дистанционной образовательной среде (СДО). Отношение студентов-медиков к данной форме было сразу противоречивым и остается достаточно неоднозначным, поэтому требует изучения.
Цель. Изучение отношения студентов к переходу на дистанционные формы обучения на период пандемии на примере учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет».
Материалы и методы. Для достижения цели исследования использовался онлайн-опрос методом индивидуального формализованного анонимного анкетирования в удаленном режиме на платформе Google-Forms. Общее количество анкет, принятых в обработку и анализ, составил 621. В сплошной выборке представлены студенты лечебного (190 человек), педиатрического (376 человек), медико-психологического (38 человек) и медико-диагностического (17 человек) факультетов, с первого по шестой курс; численность респондентов по факультетам в выборке представлена пропорционально, в соответствии с распределением квот в генеральной совокупности (рисунок 1.)
Рисунок 1. Распределение численности респондентов по факультетам, %
При объеме генеральной совокупности 4260 (количество студентов на 2019/2020 год обучения), величина статистической погрешности не превышает 0,036 (доверительный интервал ±3,6%) при доверительной вероятности 95%. Таким образом, не менее 95% полученных ответов респондентов соответствуют усредненным реальным показателям в пределах заявленной погрешности.
Результаты и их обсуждение. Студентам предлагалось ответить на вопросы анкеты для выражения своего мнения в отношении плюсов и минусов дистанционной формы обучения, а также сформулировать свои предложения по совершенствованию этой системы. Исследование отражает первую реакцию на изменение условий обучения, оценочные суждения касались в большей степени влияния дистанционной формы обучения с учетом на жизненные ситуации респондентов (студенты совмещающие обучение с работой и не работающие студенты, те, кто на период эпидемии остался в г. Гродно, либо, по семейным обстоятельствам, уехавшие домой). Следует отметить, что перед нами не стояла задача дать оценку образовательного процесса по различным дисциплинам, которые были полностью реализованы в среде дистанционного обучения (СДО), поэтому его результаты носят сугубо ориентировочный характер. При этом его результаты, на наш взгляд, представляют определённый интерес, поскольку позволяют оценить реакцию студентов-медиков на адаптации системы образования к экстренным условиям, не поддающимся оперативному регулированию. К новости о переходе обучения на дистанционную форму преимущественное большинство студентов (67,8%) отнеслось положительно. Студенты лечебного и медико-психологического факультетов выше остальных оценили перспективы такого перехода. (рисунок 2)
Рисунок 2. Отношение студентов ГрГМУ к переходу на обучение в дистанционной форме, %
При этом с учётом объективно сложившейся ситуации практически все студенты с пониманием отнеслись к тому, что в первые дни были недочеты в системе, нуждающейся в дальнейшем совершенствовании.
Также были выявлены трудности и недостатки дистанционного обучения студентов-медиков: больше половины (62,2%) респондентов отметили технические трудности (плохое качество интернет соединения, плохой звук и видеоизображение) и недостаточную практиоориентированность обучения (27,8%) (отсутствие практической части занятия, невозможности в будущем применить знания на практике); около 10 % опасаются потери в дистанционном обучении «живого» контакта с преподавателями и другими студентами (рисунок 3).
Рисунок 3.Трудности и недостатки дистанционного обучения, по мнению респондентов, %
При этом большинство (91,9%) респондентов отметили, что уровень успеваемости за период ДО либо повысился, либо не изменился, и только 8,1% отметили его снижение. Было выявлено, что ДО значительно не повлияло на результаты экзаменационной сессии, ухудшения отметили лишь 9,3% респондентов. Студенты отметили, что у них появилось больше времени самостоятельно разбирать темы при подготовке к экзаменам и зачетам, при этом 41,8% вообще не выделили для себя каких-то изменений, связанных с их подготовкой, и только 22,9% отметили, что из-за коротких занятий темы по экзаменационным предметам усваивались хуже. Среди положительных моментов студенты отметили, что стало легче совмещать учебу и работу (45,7% из 24,2% среди опрошенных работающих студентов всех факультетов). При этом 72, 5% респондентов отметили экономию времени, связанную с переездами между корпусами и клиническими базами, а 27,9% – повышение уровня своей подготовки к занятиям, за счет оптимального темпа освоения материала, включая повторное обращение к сложным вопросам, подготовку научных работ. Практически все участники опроса (97,6 %) отметили такое преимущество дистанционного обучения как возможность планирования распорядка дня, которое позволило обеспечить рациональное распределение времени на отдых и учебу, посвятить освободившееся время дополнительному образованию, хобби. Немаловажным является выявление влияния ДО на уровень здоровья студентов. По результатам опроса было установлено, что 43,2% респондентов отметили его улучшение, так как появилось больше свободного времени, которое они смогли уделить физкультуре и спорту. При этом было отмечено ухудшение самочувствия (23,8%), по причине гиподинамии, вызванной длительной работой с использованием компьютера было отмечено появление лишнего веса, повышение уровня утомляемости в целом и отрицательное влияние на остроту зрения. В результате проведенного нами исследования так же было установлено, что 81,5% опрошенных студентов не покидали или покинули на непродолжительный период времени г.Гродно в период дистанционного обучения, что говорит о том, что студенты ГрГМУ ответственно отнеслись к эпидемиологической ситуации в стране.
По прошествии времени большинство студентов, участвовавших в опросе, выразили свое положительное отношение к ДО. Их мнение по факультетам распределилось следующим образом (рисунок 4).
Рисунок 4. Оценка удовлетворенности студентов ГрГМУ образовательным процессом в дистанционной форме, %
Следует отметить, что студенты ГрГМУ положительно относятся к развитию дистанционной формы обучения по дисциплинам без практической части обучения. Студентами факультетов (43,1%), так же отмечена целесообразность перевода социально-гуманитарных дисциплин в дистанционную форму, при этом 21.1% из них являются студентами медико-психологического факультета. В целом студенты всех факультетов достаточно низко оценили возможности полного перехода на ДО по всем предметам (13,8% от общего числа респондентов всех факультетов, но при этом они отметили необходимость выделить дни для отработки практических навыков) (рисунок 5).
Рисунок 5. Распределение мнений студентов ГрГМУ на вопрос о том, какие, по их мнению, учебные дисциплины следует перевести в дистанционную форму, %
Высоко оценили студенты-медики возможности использования среды дистанционного обучения (СДО) в качестве дополнительного образовательного ресурса. При этом было установлено, что подавляющее большинство студентов всех факультетов (90,5%) положительно относятся к переносу в СДО лекционных занятий социально-гуманитарных дисциплин.
Выводы. В условиях пандемии значительно возросла роль дистанционных образовательных технологий, в том числе при обучении студентов медицинских университетов. Необходимо учесть полученный опыт при разработке новой модели организации учебного процесса. В то же время существующий уровень цифровых технологий не позволяет в полной мере восполнить возможности очного обучения будущих врачей, особенно в части формирования профессиональных практических навыков. Необходимо отметить, что результаты проведенного исследования лишь отражают первую реакцию на изменение условий обучения в условиях пандемии, но оно позволило выявить ряд проблем, требующих изучения. Необходимо изучить эффективность дистанционного обучения в рамках различного типа дисциплин и учесть при этом удовлетворенность образовательным процессом не только студентов, но и преподавателей. Результаты анкетирования студентов, проведённого на начальном периоде перехода на дистанционное обучение, позволили ориентировочно выяснить их отношение к информационным технологиям и получить предложения, которые могут быть использованы при совершенствовании (ЭОС).