Введение. Под духовно-нравственной культурой личности понимается сложное образование, качественные характеристики сознания и самосознания личности, отражающие целостность и гармонию ее внутреннего мира, способность выходить за пределы себя и гармонизировать свои отношения с окружающим миром [2 C. 261].
Воспитательная система ВУЗа – это комплекс форм, средств, методов и принципов, стимулирующих культурно-нравственное развитие студента-будущего специалиста. В связи с эти, главной целью воспитания является формулирование общей и профессиональной культуры студентов, понимание ими истории цивилизации, возвышение духовных потребностей, приобщение к этическим нормам общения, а также осознание своего места в системе культуры, саморазвития и нравственного сознания [2, с. 131].
Цель исследования- рассмотреть разнообразные методологические возможности осуществления нравственного воспитания.
Материал и методы исследования: теоретический анализ специализированной литературы, систематизация и обобщение данных.
Результаты исследования и их обсуждение. С позиций философско-религиозного, личностно-психологического, воспитательно-педагогического оснований представлена иерархия сущностных признаков нравственности как явления и определены истоки нравственного воспитания в каждом из них. Рассматривая нравственность в ракурсе определенного подхода, анализируется соотношение всевозможных вероятностей , законов их существования, условий и основ положительного воплощения нравственного воспитания человека.
Философско-религиозный подход. Основанием для выбора философско-религиозного подхода явились с одной стороны, положение И. Канта о том, что философия является «хранительницей науки» [3]. С иной стороны, со времен первых философов известно, что нравственное состояние человека напрямую зависит от его взглядов на суть бытия, от его мировоззрения. Философское осмысление человеческого бытия облегчит нахождение той неразложимой основы общечеловеческой нравственности, на которой может быть построены теория и практика нравственного воспитания.
Содержание научных исследований, проведенных в рамках данного подхода, считается неоднородным. Рассмотрим две подгруппы, в зависимости от принадлежности к одной или другой философской традиции, а именно к:
а) классической философии;
б) христианско-религиозной философии.
Классическая философия. Этические учения классической философии имеют разнонаправленные вектора: этику блага и этику долга. Уже в зависимости от выбора исходного базового основания и мотивированного ориентира (на благо или на долг) закономерно расходятся абстрактно-теоретические конструкты нравственного воспитания: цели, содержание, технологии, критерии оценки результатов.
Для прогрессивной педагогической практики, описанные выше основоположения нравственного закона, без сомнения, считаются ориентирами в устроении процесса нравственного воспитания. Так как любой закон предполагает послушание и выполнение, можно признать, что нравственное воспитание будет иметь позитивно-положительную динамику. В случае, если преподаватель знает этот закон и передает знания этого закона студентам, то он умело научит бакалавров не только придерживаться наружного исполнения закона, но и разовьет чувство долженствования и желательности к устроению образа жизни следуя нравственному закону.
Таким образом, можно сделать несколько гипотетических предположений о том, что осуществление нравственного воспитания, с точки зрения этики блага и этики долга связано с реализацией следующих позиций:
1. по мнению Г. Гегеля, для постижения и освоения неизменных принципов бытия и «всеобщности» как абсолютности, истинности и подлинности, необходимо через посредство делиберации воспитывать «наблюдающий разум»;
2. устремление к совершенству как долгу в осуществлении идеала бытия;
3. овладение добродетелями, которые есть:
а) особые качества души;
б) «окошечки» в мир абсолютных ценностей;
в) твердость воли человека в соблюдении долга;
4. действие во благо другого, где другой выступает как цель. При этом основанием отклика на нужду другого является альтруизм как сострадание;
5. научение самодисциплине посредством специальных упражнений (моральная аскетика) при радостном расположении духа.
6. формулирование принципов нравственного воспитания должно подчиняться требованиям осмысленности и долженствования.
Христианско-религиозная философия. Для педагога-исследователя данное философское направление интересно, прежде всего, системным изложением учения о нравственности, включающее в себя учение о человеке и связанное с ним учение о страстях. По учению св. отцов, человек - вершина творения. Созданный по образу Божьему, человек имеет цель Богу уподобиться и тем самым обрести полноту бытия и осуществиться. Недаром, данное B.C. Соловьевым определение нравственности как «должном взаимодействии между единичным лицом и его данною средою (в широком смысле... обнимающем все области бытия...)» [4. С. 205], обращено ко всей широте отношений человека с миром. При этом «должное» не тождественно исполнению долга. Подобающее (должное взаимодействие) определяется как истинное, подлинное, неискаженное и синонимично-личному достоинству человека, поскольку «действительное личное достоинство каждого несомненно выражается и воплощается в его отношениях к тому, что его окружает». Соответственно основой христианской морали является не внешнее поведение человека.
Принимая во внимание учение святых отцов о том, что жизнь человека одновременно протекает в трех разнообразных уровнях бытия, а именно, природном (низшем), человеческом (антропном) и духовно-религиозном (высшем), B.C. Соловьеву удалось выявить и конкретизировать должные взаимоотношения человека с окружающей действительностью как действительностью разно уровневой. Отношения к высшему уровню бытия строятся на чувстве благоговения. Человеческому (антропному) уровню соответствуют сострадание и забота о ближнем. Отношение к человеческому природному уровню бытия предполагает чувство стыда, возникающего вследствие слабости или неспособности человеческого духа к сопротивлению животным инстинктам.
Препятствием на пути восхождения человека к личному достоинству и подлинным неискаженным отношениям по учению святых отцов являются страсти. Т.А. Флоренской объясняет понимание сущности страстей и психологических механизмов их возникновения, ведение методов для их предупреждения и преодоления, а от страстей страдают и гибнут, морально и физически люди, заслуживает серьезного научного внимания и изучения. [5]
Заключение. Таким образом, христианская мораль направлена на созидание внутреннего строя человеческой души, «чистоту и совершенство самого существа человека» [5. С. 578] и осуществляется через установление подлинных отношений с разнообразными уровнями бытия и преодоление страстей, но снованием для формулирования принципов нравственного воспитания могут выступать требования долженствования (должное взаимодействие), осмысленности (знать пути преодоления страстей и обретения добродетелей), аксиологичности (ценность чистоты и совершенства самого человека) и контекстуальное (устроение жизни человека в соответствии с внутренним содержанием добродетелей и учет этапов социализации подрастающих поколений).
Анализ нравственности в ракурсе философско-религиозного, личностно-психологического, воспитательно-педагогического подходов, выявление сущностных признаков и законов нравственного бытия позволит нам, при необходимости, перейти к теоретическому моделированию процесса нравственного воспитания студентов.