Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

MARKETING ACTIVITIES OF TOURISM ENTERPRISES IN THE CONTEXT OF THE SPREAD OF COVID-19

Ismagambetova V.A. 1
1 Orenburg State University
The relevance of the topic is due to the significant impact on the tourism sector of the spread of the COVID-19 coronavirus pandemic. In connection with the current situation, tourism enterprises are forced to quickly adapt to the changing external conditions of the environment and develop new methods of promoting the enterprise.The purpose of the article is to show possible options for the development of marketing activities of tourism enterprises in the context of the spread of coronavirus infection COVID-19.
Tourism
coronavirus
pandemic
marketing
tourist

В декабре 2019 года весь мир оказался в неблагоприятной эпидемиологической обстановке связанной с появлением нового вида коронавируса (COVID - 19), распространяющийся и на сегодняшний день. Абсолютно все сферы экономики оказались под серьезной угрозой. В свою очередь, сфера туризма попала под удар в числе первых. Так, негативными последствиями для отрасли стали: закрытие международных границ, прекращение авиасообщений,приостановление/прекращение работы предприятий сферы отдыха и развлечений, массовая безработица.

         По данным Ростуризма, потери отрасли только за первое полугодие 2020 года в России составили 1,5 трлн рублей (это более половины годового оборота 2018 года), а увольнение или отправка в неоплачиваемый отпуск грозит 1,6 млн человек.[1]

         Преимущественно для предприятий малого и среднего бизнеса государство разработало специальные меры поддержки. Так, туроператорам и турагентствам справиться со сложившимися трудностями помогут следующие основные положения, сформированные и представленные в мае на сайте Роструизма:[2]

       - субсидии для туроператоров на возмещение убытков, связанных с авиаперевозками;

         - доступ к фонду персональной ответственности туроператора;

         - взнос туроператоров в сфере выездного туризма в резервный фонд Ассоциации «Турпомощь» на 2020 год; 
         - возмещение расходов авиакомпаний на вывоз туристов;

         - беспроцентные кредиты на выплату зарплат;

         - моратории на налоговые санкции;

         - налоговые каникулы.

         Несмотря на введение большого числа заявленных мер, получение данной помощи затрудняется критериями и требованиями, которым должны соответствовать нуждающиеся предприятия сферы туризма.

         Так, в сложившихся сложных обстоятельствах        предприятия сферы туризма, в частности,  туроператоры и турагентства вынуждены искать новые способы и методы продвижения своих услуг на туристическом рынке.

         Выживаемость предприятия будет зависеть от того, насколько быстро оно сможет активизировать внутренние ресурсы для адаптации к текущим условиям.

         Ограничения в свободном передвижении клиентов, невозможность очного предоставления услуг вынуждают предприятия сферы туризма переносить основные бизнес-процессы в цифровое пространство. На сегодняшний день многими компаниями широко применяются такие современные технологии, как: онлайн - продажи, чат-бот на сайте компании, пост-поддержка.Перевод коммуникаций с клиентом в цифровую среду способствует повышению скорости оказания услуг, сокращению времени на поездку в офис, увеличению турпотока.

         На сегодняшний день актуальными задачамидля маркетинговой службы являются: выявить существующие потребности клиентов, которые с распространением коронавируса  не уменьшаются в желании путешествовать, получать эмоции от отдыха; упростить процесс получения турпродукта с помощью современных технологий; перевести основныебизнес - процессы на онлайн платформы.

         В связи с этим, маркетинговаядеятельность предприятия сферы  туризма должна  опираться, на наш взгляд, на следующие направления:

         - ориентация инструментов маркетинга на развитие внутреннего туризма, в связи с нестабильной ситуацией в стране и возможностью закрытия международных границ;

         - привлечение потребителей с помощью технологий виртуальной и дополненной реальности, а именно разработка и переход на онлайн-платформы (онлайн-экскурсии, дистанционное обучение профессии «менеджер по туризму», платформы по поиску попутчиков);

         - внедрение в работу  «Умных» голосовых помощников для предоставления услуг;

         - переход на бесконтактные системы регистрации, а также использование системы распознавания и биометрической идентификации;  
         - использование информационно - аналитических систем на основе больших данных, позволяющих прогнозировать спрос и делать персонализированные предложения.

         Таким образом, использование в деятельности компании сферы туризма выделенных маркетинговых направлений будет способствовать удержанию предприятием своей рыночной позиции, позволит выйти на новый уровень развития, увеличить охваты потребителей, быть доступным в круглосуточном режиме и учесть факторы внешней среды, которые на сегодняшний день оказывают весомое влияние на успешность деятельности.

[1]https://www.rbc.ru/business/15/04/2020/5e9720309a794760755b8e8e

[2]https://tourism.gov.ru/contents/covid-19/mery-podderzhky/aktualnye-i-prinyatye-mery-podderzhki-dlya-predpriyatiy-turistskoy-otrasli-malogo-i-srednego-biznesa/