В декабре 2019 года весь мир оказался в неблагоприятной эпидемиологической обстановке связанной с появлением нового вида коронавируса (COVID - 19), распространяющийся и на сегодняшний день. Абсолютно все сферы экономики оказались под серьезной угрозой. В свою очередь, сфера туризма попала под удар в числе первых. Так, негативными последствиями для отрасли стали: закрытие международных границ, прекращение авиасообщений,приостановление/прекращение работы предприятий сферы отдыха и развлечений, массовая безработица.
По данным Ростуризма, потери отрасли только за первое полугодие 2020 года в России составили 1,5 трлн рублей (это более половины годового оборота 2018 года), а увольнение или отправка в неоплачиваемый отпуск грозит 1,6 млн человек.[1]
Преимущественно для предприятий малого и среднего бизнеса государство разработало специальные меры поддержки. Так, туроператорам и турагентствам справиться со сложившимися трудностями помогут следующие основные положения, сформированные и представленные в мае на сайте Роструизма:[2]
- субсидии для туроператоров на возмещение убытков, связанных с авиаперевозками;
- доступ к фонду персональной ответственности туроператора;
- взнос туроператоров в сфере выездного туризма в резервный фонд Ассоциации «Турпомощь» на 2020 год;
- возмещение расходов авиакомпаний на вывоз туристов;
- беспроцентные кредиты на выплату зарплат;
- моратории на налоговые санкции;
- налоговые каникулы.
Несмотря на введение большого числа заявленных мер, получение данной помощи затрудняется критериями и требованиями, которым должны соответствовать нуждающиеся предприятия сферы туризма.
Так, в сложившихся сложных обстоятельствах предприятия сферы туризма, в частности, туроператоры и турагентства вынуждены искать новые способы и методы продвижения своих услуг на туристическом рынке.
Выживаемость предприятия будет зависеть от того, насколько быстро оно сможет активизировать внутренние ресурсы для адаптации к текущим условиям.
Ограничения в свободном передвижении клиентов, невозможность очного предоставления услуг вынуждают предприятия сферы туризма переносить основные бизнес-процессы в цифровое пространство. На сегодняшний день многими компаниями широко применяются такие современные технологии, как: онлайн - продажи, чат-бот на сайте компании, пост-поддержка.Перевод коммуникаций с клиентом в цифровую среду способствует повышению скорости оказания услуг, сокращению времени на поездку в офис, увеличению турпотока.
На сегодняшний день актуальными задачамидля маркетинговой службы являются: выявить существующие потребности клиентов, которые с распространением коронавируса не уменьшаются в желании путешествовать, получать эмоции от отдыха; упростить процесс получения турпродукта с помощью современных технологий; перевести основныебизнес - процессы на онлайн платформы.
В связи с этим, маркетинговаядеятельность предприятия сферы туризма должна опираться, на наш взгляд, на следующие направления:
- ориентация инструментов маркетинга на развитие внутреннего туризма, в связи с нестабильной ситуацией в стране и возможностью закрытия международных границ;
- привлечение потребителей с помощью технологий виртуальной и дополненной реальности, а именно разработка и переход на онлайн-платформы (онлайн-экскурсии, дистанционное обучение профессии «менеджер по туризму», платформы по поиску попутчиков);
- внедрение в работу «Умных» голосовых помощников для предоставления услуг;
- переход на бесконтактные системы регистрации, а также использование системы распознавания и биометрической идентификации;
- использование информационно - аналитических систем на основе больших данных, позволяющих прогнозировать спрос и делать персонализированные предложения.
Таким образом, использование в деятельности компании сферы туризма выделенных маркетинговых направлений будет способствовать удержанию предприятием своей рыночной позиции, позволит выйти на новый уровень развития, увеличить охваты потребителей, быть доступным в круглосуточном режиме и учесть факторы внешней среды, которые на сегодняшний день оказывают весомое влияние на успешность деятельности.
[1]https://www.rbc.ru/business/15/04/2020/5e9720309a794760755b8e8e
[2]https://tourism.gov.ru/contents/covid-19/mery-podderzhky/aktualnye-i-prinyatye-mery-podderzhki-dlya-predpriyatiy-turistskoy-otrasli-malogo-i-srednego-biznesa/