Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

MAIN DIRECTIONS OF FORMATION OF THE COMMUNICATIVE COMPETENCE IN MODERN RUSSIA

Badalyan K.A. 1 Matveev O.V. 1
1 FGIBU VO "Financial University under the Government of the Russian Federation"
The article analyzes the role of communicative competence in the modern life of Russian society, and highlights the specific directions of its development within the framework of the social structure of the Russian Federation. The relevance of the topic lies in the continuous development of communication means, and, as a consequence, the development of the variability of communication and communication skills of people working in various spheres of society. Subject of research: communicative competence and trends of its development in Russian society. Purpose of the work: identification of the main directions of communicative competence and the influence of cultural and historical characteristics of Russia on their formation at the present stage of development. The priority tasks are determined: analysis of the features and specific features of communicative competence in the modern Russian Federation, highlighting areas, features and trends of their further development. It is concluded that in the era of modern accelerated development of technologies and improvement of communication systems, the role of communicative competence is increasing, and its future development in Russia depends on the cultural, political and economic factors of the region and external influence on the situation. Moreover, constant monitoring of the situation is necessary to correlate the vectors of development of the communicative competencies of society.
communication
communicative competence
communicative knowledge
communicative skills
communicative abilities
the formation of communicative competence

В современном обществе существует несколько очевидных причин, влияющих на значимость коммуникативной компетенции и актуализирующих проблему её формирования и изменения. Так, первой причиной роста важности данной темы во всем мире, как и в частности в российском обществе, является факт усиления радикальных изменений самой структуры социального устройства. Данный факт требует внедрения новейших коммуникативных технологий, видоизменяющих устаревшие понятия информационных основ культурной составляющей личности, её ценностной и смысловой обоснованности, вынужденной адаптироваться  к новейшим тенденциям в процессе эволюции мира и социума. Следовательно, под влиянием внешних и внутренних факторов возрастает важность роли коммуникативной компетенции в обновляющемся обществе [1].

Второй причиной актуализации проблемы роли коммуникативной компетентности в современной жизни является приобретение особого положения и  значимости социальных и психологических проблем, возникающих в процессе информационного взаимодействия – общения между людьми. Сейчас, как никогда, важно обладать характеристиками, упрощающими процесс социализации в обществе и позволяющими развивающейся личности удовлетворить такие коммуникационные потребности как: потребность в социальном принятии членами общества, признании своей личности, обретении уважения к ней. А также в самом успешном построении коммуникации и социализации. Для всего этого требуется постоянная работа над собственными навыками коммуникативной компетентности и их совершенствование [10].

Третьей же причиной актуальности данной темы является такая особенность коммуникативной компетентности, как формирование в личности компонентов успешной деятельности и адаптации к изменяющимся условиям окружающего мира. А, следовательно, для большей части современных профессий потребуется такой навык как высокий уровень коммуникативной компетентности и умения социального взаимодействия. Потому изучение этого аспекта современных коммуникаций является сегодня одним из ключевых качеств для профессионала, демонстрирующего высокий уровень коммуникативной культуры и развитости личности. 

Прежде, чем выявить основные направления развития современных навыков коммуникативной компетентности, нужно предоставить определения основных понятий, связанных с данным термином, а также понять коннотации его самого.

В первую очередь нужно дать определение самого масштабного процесса в обществе, а именно коммуникации. Данное понятие имеет множество определений. Однако в целом дефиниции сводятся к тому, что коммуникация – это определенный тип активного взаимодействия между людьми и социальными группами, предполагающее информационный обмен, а также зачастую обратную связь [2].

В свою очередь, коммуникация включает в себя такое понятие, как коммуникативная компетентность. Именно это понятие является ключевым анализируемым предметом данной работы. Сама коммуникативная компетентность представляет собой свойство личности, обладающее обобщающим коммуникационным эффектом. Оно включает в себя такие дополнительные термины, как коммуникативные способности, умения, знания и навыки, обоснованные эмоциональным и общественно-социальным опытом в сфере коммуникаций, как деловых, так и обще-социальных.

При пояснении термина коммуникативной компетенции необходимо заострить внимание и на его составляющих.

Так, коммуникативные знания это информационная база индивида, включающая в себя понимание общения и полученных из него знаний. Оно состоит из осознания видов, фаз, особенностей и закономерностей развития коммуникации. Более того, в данное определение включено понимание коммуникативных методов и приемов, а также выводится логическая связь, показывающая их влияние и воздействие на общество и коммуникантов. Коммуникативные знания отражают также и понимание эффективности коммуникации как таковой и ее отдельных составных частей. То есть, это осознание собственной развитости в сфере общения и понимание наличия или отсутствия навыков социального взаимодействия, а также построения эффективных стратегий развития имеющихся навыков и искоренения негативных характеристик [11].

Следующим важным понятием является коммуникативное умение. Оно определяется как способность правильного, доходчивого и грамотного объяснения и донесения своей мысли или высказывания, а также адекватного восприятия слов окружающих людей, зачастую несогласных с декларируемой человеком позицией. Кроме того, это определенный комплекс осознаваемых человеком действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности и ее качественных характеристик к информационному обмену. Подобные способности позволяют реализовывать накопленные знания, а также выражать их в особой и даже творческой манере, свойственной только отдельному человеку. Все это, в конечном итоге, формирует личность и развивает его интеллект в целом и профессиональные и коммуникативные навыки в частности [7].

Последним же, но при этом не менее значимым компонентом коммуникативной компетентности является понятие коммуникативных способностей. Он представляют собой индивидуальные психологические и социальные характеристики личности, которые дают индивиду возможность коммуницировать с окружающими его людьми и делать эту коммуникацию адекватной и эффективной, достигая поставленных целей [12]. Именно коммуникативные способности позволяют личности успешно взаимодействовать с социальными единицами общества и осуществлять различные виды деятельности, к числу которых относятся, например, организаторская, деловая, педагогическая, учебная и даже сама информационно-коммуникативная деятельность.

Переходя же к направлениям формирования современной коммуникативной компетентности в современном российском обществе, стоит отметить основные факторы и принципы, влияющие на этот процесс.

В первую очередь стоит отметить, что для формирования в индивиде развитых качеств коммуникативной компетентности, ему необходимо обладать следующими способностями [5]:

  1. Способностью давать прогнозы происходящей коммуникативной ситуации с точки зрения социальных и психологических характеристик и составляющих. Более того, прогноз должен представлять собой осознание последствий любого коммуникативного действия, а, следовательно, и составление стратегии и плана коммуникативных действий в ситуации, в которой предстоит общаться;
  2. Способностью программирования и планирования процесса обмена информацией с учетом опыта личности и с опорой на особенности конкретной коммуникативной ситуации. Поэтому для развития данного навыка необходимо умение стратегического и аналитического планирования и быстрого применения его в конкретных ситуациях и обстоятельствах, учитывая особенности окружающего мира и людей, с которыми происходит коммуникация;
  3. Способность к осуществлению управления процессами общения с точки зрения социологии и психологии людей. Следовательно, в рамках данной способности, индивид должен обладать социальной памятью и уметь быстро адаптироваться в постоянно изменяющихся условиях реальности, тем самым подстраиваясь под конкретные коммуникативные стандарты, правила и условия.

Следующей особенностью формирования современных тенденций коммуникативной компетентности является возможность синтезировать в себе культурные особенности стран, личные качества человека, а также профессиональные навыки, нужные для деятельности [3]. Следовательно, можно выявить следующие правила, лежащие в основе процесса формирования коммуникативной компетенции в России сегодня [6]:

  1. Самым общим из всех правил является то, согласно которому любая мысль или тезис не должны быть высказаны, если их основная идея не до конца ясна выражающему ее человеку. Это вызовет смысловой барьер в коммуникации и сломает ее на первом же этапе – понимании;
  2. Еще одно важное правило сводится к готовности восприятия и к понимаю коммуникантами друг друга. Это означает, что все возникающие барьеры в процессе обмена информацией должны анализироваться всеми участниками диалога и преодолеваться совместными усилиями. В противном же случае основная цель коммуникации – обмен информацией, не будет достигнута [7];
  3. Следующим условием является правило конкретики, говорящее о том, что для достижения своих целей в коммуникациях необходимо избегать двусмысленности, недосказанности и расплывчатости в словах, а также использования узкоспециализированных терминов в общении с лицами, не работающими в данной среде;
  4. Еще одно условие – контроль не только речи, но и невербальных сигналов, подаваемых во время коммуникации. Согласно исследованиям, только 30-35% коммуникации приходится на речевую ее часть. Остальные же 65-70% приходятся на жесты, мимику, положение в пространстве и т.д. Следовательно, необходим контроль над формой преподношения информации [9];
  5. Пятое правило признает возможность собственной неправоты. Это означает, что при коммуникации необходимо предполагать тот факт, что собственная позиция может быть неверна, а, следовательно, нужно прислушиваться к мнению других и быть готовым к изменениям.
  6. Еще одно не менее важное правило сводится к таким понятиям, как «место» и «время». Данный факт говорит о том, что эффективность коммуникации возрастает, если выбран правильный момент и место для его проведения, тем самым обстановка дополнительно способствует достижению поставленных целей [9].
  7. Правило открытости соотносится с правилом собственной неправоты и показывает готовность к видоизменению точки зрения и принятию чужого мнения.
  8. Правило конструктивной критики и конструктивного слушания присущи всем видам коммуникации и являются ключевыми, так как при нежелании слышать, коммуникация прервется, не начавшись. И коммуникативная компетентность обязательно должна учитывать это.
  9. Последнее же, но не по значению правило формирования тенденций современной коммуникативной компетентности – это правило обратной связи. Оно способствует достижению взаимопонимания, причем на любой платформе для коммуникации и в любом ее виде.

Исходя из всех вышеперечисленных особенностей и правил формирования современной коммуникативной компетентности, стоит выделить и основные направления ее формирования и средства, способствующие овладению, на территории Российской Федерации.

Первым направлением, формирующим российскую коммуникативную компетентность, является среднее образование. Именно с помощью него – в школе, дети учатся познавать азы коммуникации и формируются, как личности, закладывая тем самым базу будущих профессиональных навыков.

Следующий этап на пути формирования коммуникативной компетентности – высшее образование. Ведь именно здесь уже имеющаяся база коммуникативных навыков отрабатывается и становится умением, причем полученным на основе профессионального опыта. Стоит отметить и тот факт, что на этом этапе возможно получение не только практического опыта, но и иностранного, путем зачисления на программы обмена студентами. Следовательно, подготовка квалифицированных кадров, умеющих правильно коммуницировать и, таким образом, обладающих, коммуникативной компетентностью растет с улучшением системы высшего образования [4].

Еще одним из ключевых средств развития коммуникативной компетентности, по мнению исследователей и ученых в данной области, считаются все вариации тренинговых мероприятий. Например, социально-психологические тренинги, видео-тренинги или тренинги для команд.

Также в основу развития данного направления в России входят разнообразные курсы, направленные на улучшение коммуникативных умений и их практике в разносторонних жизненных условиях. Например, тренинги психологического влияния ставят основной целью – убедить собеседника или собеседников с помощью аргументации и невербальных сигналов, и тем самым достичь нужного результата [7].

Еще одной особенностью является участие в научно-практических конференциях, в том числе и в международных. Данный путь позволяет совершенствоваться в коммуникации в научных кругах, расширяя не только общую базу коммуникативных умений, но и специализированный и профессиональный лексикон и средства убеждения на уровне невербального взаимодействия [8].

С учетом особенностей развития современных средств коммуникации выросла роль интернет-платформ для общения и получения знаний. Следовательно, еще одним источником формирования коммуникативной компетентности является коучинг и онлайн-платформы, где можно получить знания, опыт и даже практику, причем с различными людьми со всех уголков мира [4].  

Ну и последней, но не менее значимой сферой развития коммуникативной компетентности является профессиональное взаимодействие. Оно всегда считалось действенным для развития всесторонних навыков общения в рамках своей профессиональной деятельности, а, следовательно, несет достаточно большую пользу для коммуникационного развития человеческого потенциала. Однако данный путь невозможен без предварительного получения основ и базы коммуникативных навыков.

Таким образом, результаты исследования основных направлений формирования коммуникативной компетентности в современной России позволяют сделать следующие выводы.

Во-первых, Российское общество и коммуникации в нем динамично развиваются, внедряются новые технологии и методы взаимодействия. А это означает, что трансформация методов общения, в особенности в профессиональной среде, ведет к росту роли коммуникативной компетентности. В сегодняшних условиях образовательной и профессиональной деятельности российское общество развивается согласно новейшим разработкам и техникам, что отмечается исследователями.

Во-вторых, Россия страна многонациональная, а также обладающая особым политическим, экономическим, историческим и географическим положением. Следовательно, существует множество факторов и особенностей, воздействующих на развитие новых тенденций коммуникативной компетентности. В частности среди таковых можно отметить, особый исторический и культурный путь страны и менталитет жителей, отражающийся в коммуникации, а также учтенный в образовательной и профессиональной системе коммуникации.

В-третьих, навыки профессиональной коммуникативной компетентности развиваются путем активного культурного и межнационального взаимодействия, что в России активно практикуется и тем самым дает возможность каждому стать достаточно компетентным в общении на различных уровнях.