Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

METHODOLOGY FOR ORGANIZING AND CARRYING OUT SOME OUTLESS EVENTS

Amrakhova G.A. 1
1 National Academy of Sciences of Azerbaijan named after Y.G. Mamedalieva Institute of Petrochemical Processes
An extra-curricular event is held among students in grades 7-9 in the form of a chemical evening, wall newspapers, intellectual and creative games to motivate students to study chemistry and provide an opportunity to expand the circle of students interested in chemistry, help strengthen their knowledge in this area and stimulate the development of creative inclinations. The theme of chemical evenings can be varied. The classification of chemical evenings should be based on general and specific teaching and learning objectives. In practice, the following types of evenings are noted: 1. Evenings with a polytechnic program. 2. Evenings dedicated to the history of chemical science and technology. 3. Anniversary evenings. 4. Cheerful evenings of chemistry. 5. Evenings dedicated to Azerbaijani scientists. For example, an evening can be organized in which a presentation is shown dedicated to famous Azerbaijani scientists such as Mekhsyunbey Mammadbey oglu Khanlarov, Sadyk Javad oglu Huseynov, Yusif Mammadaliyev. One of the types of extracurricular activities is a wall newspaper, the design of which should be information-rich and colorful. The wall newspaper is enriched with diagrams, tables, diagrams, formulas; photographs, which contain acquired new chemical experiments, researchers and, in the end, the wall newspaper can be diversified by adding poems, quotations written by schoolchildren. As a result, the wall newspaper becomes diverse, interesting, documentary. Consequently, extracurricular activities are one of the forms of organizing the subject of chemistry, it helps students deepen the knowledge gained in the classroom and effectively spend their time after school.
аppliances
after-hours work
chemical evening
azerbaijani scientists
chemical reactions
creativity

По закону Азербайджанской Республики «Об образовании», который был принят в 2009 году перед общеобразовательными школами стоит очень важная задача, например обеспечить учащихся теоретическими и практическими знаниями, формирование научного мировоззрения школьников; очень важно многое и нужное знать, качественно и быстро работать, но по мере вхождения в информационное общество, бывает необходимо и творческие способности, ценность которого возрастает изо дня в день [1]. При таких обстановках воспитательные и обучающие шансы предмета химии увеличиваются.

Несмотря на то что в последнее время среди учащихся возрастает интерес к химии, им очень интересно работать в лаборатории с реагентами, приборами, но к сожалению в расписании школьной программы, где число часов, отведенных на урок по химии, сокращено до минимума, по этой причине определить потенциальные возможности учащего, его знания, учителю не по силу. В такой ситуации для оценки самостоятельной работы, для повышения интереса и знаний по химии студента, для определения уровня подготовленности учащихся, их возрастных особенностей, возможностей школы, социальных проблем школы, преподаватель обязательно должен провести внеклассную работу по химии.

В школе внеурочную работу нужно построить по доброй воле учеников. Поэтому учителю необходимо мотивировать школьников к предмету химии, проявить интерес к предмету химии, например нужно показать маленькие безопасные опыты, различные приборы и т.д.

Внеклассная работа предоставляет большие возможности для пробуждения интереса школьников к предмету химии, является дополнением учебной работы и бывает полезной преподавателям на уроках химии. При выборе содержания материала и внеклассной работы обязательно учитыватся возрастные особенности школьников. Благодаря внеурочной системе развивается самостоятельность, творческая активность, расширяются знания и кругозор школьников.

Методика организации и проведения определенных внеклассных занятий можно представить следующим образом:

1) Стенные газеты. Для привлечения внимания школьников стенная газета должна быть информационно – насыщенной и красочной. В стенгазете имеет особое место и текстовое содержание, и художественное оформление, потому что из-за неудачного оформления интересные и полезные материалы могут быть незамеченными. Но в некоторых средних школах выходят очень скучные стенгазеты, которые не вызывают к себе интереса, и причем они выходят редко и эти выпуски длительное время не меняются.

Как случается выпуск газеты:

- Выпуском газеты в школе занимаются специальная команда. В состав которой входят те, которые заинтересованы химией, кто увлекается журналистикой, в том числе фотографы, художники. В школе обязательно надо создавать минимум – двух редколлегий, где одна из них пока занимается выпуском газеты, другая в это время – готовит материал к новому выпуску и т.д. Целесообразна, когда в состав редколлегии есть школьники не одного, а нескольких классов. Сначала определяется разделы выпуска, план или макет газеты, потом осуществляется его выпуск.

- Эскизы оформления газеты обязательно проверяются и подтверждаются всеми участниками редакционной коллегии, где проверяется грамотность публикуемого материала;

- Заметки обязательно должны быть понятными конкретными, аккуратными, краткими. Они должны иметь свое научное оформление, подчеркивающее суть, значение и содержание публикуемого;

- Текст стенгазеты необходимо писать грамотным языком, с учётом размера шрифта, составляемого материала [2].

В ходе работы учительница обязана помочь учащимся, т.е. дать им направление. А ученики в свою очередь должны собрать нужные материалы. Например краткая информация о докладах, рефератах, экспериментальных работах и т.д. Для лучшего оформления стенгазеты, можно добавить схемы, таблицы, диаграммы, формулы, системы; фотографии с содержанием приобретенных новых химических опытов, научных сотрудников.

Благодаря всему этому стенгазета становится разнообразной, интересной, документальной. Желательно под конец стенгазету разнообразить добавлением стихов, цитат сочиненными школьниками.

В школьной стенгазете разделы придумывают школьники, например:

  1. «Химия в Азербайджане…»
  2. «Интересные эксперименты по химии»
  3. «Интересные и полезные советы»
  4. «Подумай и реши»
  5. «Гимн химиков»
  6. «Веселые случаи на уроках химии» и т.д.

В VIII – ом классе в нашей школе вышла стенгазета, где было опубликовано, одно из природных богатств нашей Родины, который называют у нас черным золотом – нефть. На этой газете разноцветными красками про состав нефти было написано, юные химики нашей школы сочинили маленькие, но вполне интересные стишки.

Юными биологами нашей школы было оформлено стенгазета про белое золото. В Азербайджане белым золотом называют хлопка, который является одним из природных богатств Азербайджанской Республики. В этой газете было фотографии, где наши дорогие матери и отцы собирают хлопок. Раньше люди сами своими драгоценными руками, общаясь между собой, рассказывая друг другу интересные истории, собирали это белое золото. Но в настоящее время есть специальная машина, которая занимается сбором хлопка.

2) В некоторых школах есть радиоузел, с помощью чего можно выпустить научную химическую радиогазету. Правило выпуска радиогазеты те же, например: краткость, актуальность, научность и грамотность, максимальное участие учащихся в подготовке материалов радиогазеты.

Для передачи приобретенного опыта следующему поколению и как иллюстрированный учебный материал к летописи химического педагогического коллектива, надо несколько лет хранить все материалы стенгазет, даже те, которые не вошли в выпуск [3].

3) Химический вечер. Тематика вечера бывает разнообразной, потому что вечера посвящаются отдельным темам учебного курса предмета химии, истории химии, техники и т.д. Организация внеурочной работы требует тщательной подготовки, во–первых надо определить цель работы, конкретизировать тему; во-вторых сформулировать пригласительные карточки, награждать призами, грамотами самых отличающихся; в – третьих распределить порядок работы между участниками и т.д. [4].

В химических вечерах проводят опыты, с воспламеняющими реагентами, щелочами, кислотами, взрывчатыми веществами, соблюдая регламент по технике безопасности [5].

В настоящее время химия в Азербайджане начинается с седьмого класса, а в мое время оно начиналась с восьмого класса. В нашей школе часто проводились вечера посвященные известным азербайджанским ученым, таким как Мехсюнбей Маммедбей оглы Ханларову, (первый азербайджанский доктор наук), Садык Джавад оглы Гусейнов (Именно он в высших и средних школах нашей Республики прочитал первые лекции по химии, написал на азербайджанском химическую терминологию и первые учебники по химии.)

В 9 – ом классе мы со своими одноклассниками проводили химический вечер, которую посвятили академику АН Азербайджанской ССР, доктору химических наук Юсифу Гейдар оглы Мамедалиеву, который до сих пор считается гением прошедшей эпохи, “королем алкилирования”.

На этом вечере было высказано про научные работы академика, например про работ, которые связаны с обработкой нефти. Юсиф Мамедалиев - основоположник нефтехимии в нашей Стране. Им было предложено разные методы бромирования и хлорирования углеводородов в присутствии катализаторов. Указал новые пути получения метилхлорида, тетрахлоруглерода, метиленхлорида.

Юсиф Мамедалиев - первый ученый, который проводил исследования в области хлорирования газов и хлорирования ароматических углеводородов, в итоге достиг нужных результатов. Маммедалиевым были предоставлены методы использования галоидстиролов, галоидбензолов. В эти годы ученый выступил с просторным докладом на V Всемирном нефтяном конгрессе, который проходил в Италии.

В те годы Мамедалиев являлся одним из авторитетных ученых в мире. в 1960 году в Париже провели Второй Международный конгресс, где председателем секции был он.

На этом конгрессе академик выступил с большими докладами, на тему галоидирования. Свое выступление он начал о том, что реакция галогенирования на протяжении ряда веков сопровождалась взрывом, «тайну» реакций была раскрыта азербайджанскими учеными, которым удалось полностью предотвратить образования взрыва. Им было подчеркнуто, что именно азербайджанскими учеными было применено новые методы реакции, в результате чего найдены необходимые вещества. Работы химика в свое время была оценена французскими учеными химиками и было присвоено ему почетная медаль Французского химического общества [6].

Научно – исследовательская работа-это очень нелегкая и ответственная работа, которая требует большого терпения, внимательности, умения делать эксперимент, нужны достаточно значительного количества знаний, уметь самостоятельно и безопасно  работать в лаборатории, уметь работать книгой, научными журналами. Следовательно, это занятие рекомендуется поручать немного опытным представителям школьных химических секций. Например, в школе научно – исследовательской работой вместо лаборантов могут работать более опытные учащиеся.

При наличии нескольких вечеров в учебном заведении, работающих в разных направлениях науки по химии, целесообразно соединить их в научное общественность для согласованности внеурочной работы. Такая группа вырабатывает свою эмблему, регламент, готовит значки. В научном обществе существует свой план внеурочной работы, куда обязательно включаются дела, которые соединяют и формируют все эти кружки. Это помогает совместному организацию химических научных исследований, аппаратов комнаты, подготовка к секции, публикация газет и журналов и т.п. Эти проблемы нужно обсуждать и утвердить на собрании научного объединения.

Таким образом, внеклассные занятия являются одной из вспомогательных форм организации предмета химии, благодаря занятиям школьники эффективно проводят свое время после школы, а также развиваются их творческие способности, логическое мышление, усвоение материалов химических программ, приобретение и демонстрация самостоятельных работ, навыков, готовит учащихся стать организаторами и руководителями научно-практической деятельности.