Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

DIDACTIC PLAY AS A METHOD OF FORMATION OF UNIVERSAL Cognitive Learning Actions (UUD) IN MATH LESSONS IN ELEMENTARY SCHOOL

Marchenko A.A. 1 Myagkova E.S. 1
1 FGBOU VO AGPU
This article touches on the topic of using didactic games as a method of forming cognitive EULs in mathematics lessons in elementary school. The classification of F. Frobel's didactic games is also presented. Based on this classification, didactic games were selected that contributed to the formation of cognitive UUD (general educational, sign-symbolic and logical actions, as well as the delivery and solution of the problem).
junior schoolchild
cognitive universal learning actions (uud)
didactic game

Введение: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ставит целью всестороннее развитие личности учащегося. Что, в свою очередь, требует от учителей начальной школы развивать ум и формировать универсальные учебные действия (УУД) у младших школьников. В соответствии с данными требованиями, необходимо внедрять новые формы, методы и средства обучения, которые покажут высокий результат. Возникает вопрос: какие формы, методы и средства способствуют лучшему усвоению и формированию УУД?

Цель исследования: теоретически обосновать и опытным путем подтвердить возможность формирования школьников познавательных универсальных учебных действий в процессе обучения математике с использованием дидактических игр.

Материал исследования: дидактическая игра как метод формирования познавательных УУД на уроках математики в начальной школе.

Методы исследования: теоретические (анализ, синтез), эмпирические ( наблюдение, сравнение).

Мы обратились к научным трудам различных авторов по методике преподавания математики в начальной школе: Ахмеджановой Г.В, Баряевой Л.Б., Белошистой А.В, Истоминой Н.Б, Бантовой Н.А [2, с.135]. Анализ методической литературы показал, что игра, как дидактический прием, эффективно способствует формированию УУД.

Что же такое дидактическая игра? И как она может способствовать формированию УУД? Дидактическая игра - это форма обучения и воспитания школьников, которая направлена на самостоятельное приобретение знаний и формирование универсальных учебных действий [1, с.212].

На уроках математики в процессе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счёте и решать задачи. Важно показать: как с помощью игры повысить мотивацию к изучению математики, в процессе которой происходить формирование познавательных УУД [3, с.89].

В данной работе мы сделали акцент именно на познавательные УУД. Данный вид действий относится к метапредметным. Они направлены на развитие умственной деятельности учащихся, в ходе которой происходит анализ и управление своей познавательной деятельностью. Мы обратились к классификации дидактических игр Ф. Фребеля. Автор классификации ? первый из педагогов, который выдвинул тезис об игре, как особом средстве обучения и воспитания, положив в основу своей классификации принцип дифференцированного влияния игр:

- на развитие ума (умственные игры);

-внешних органов чувств (сенсорные игры);

-движений (моторные игры) [5, с.342].

На основе данной классификации мы подобрали несколько игр и показали, что дидактическая игра является эффективным методом формирования познавательных УУД (общеучебных, знаково-символических, логических действий и постановку и решение проблемы) на уроках математики в начальной школе.

Игра №1 «Волшебная картинка» (4 класс)

Правила игры: Составь по картинке задачу. Сделай модель к полученной задаче, чтобы тебе было легче её решить. Победу одержит тот ученик, у которого задача получится наиболее сложная.

Описание: img6

Данная игра по классификации Ф. Фребеля относится к умственным играм и направлена на развитие умственных действий ребёнка. При выполнении данного задания ребёнку необходимо внимательно изучить картинку, придумать по ней задачу (у каждого ученика будет свой вариант задачи, так как никакие числовые значения веса животных не даны, а так же вопросов к задаче может быть поставлено несколько). Далее ребёнок составляет модель к задаче и вписывает в неё свои условия, производит решение.

Вывод: В ходе данной дидактической игры происходит формирование знаково-символических действий (моделирование, преобразование модели), общеучебных действий (осознанное и произвольное построение речевого высказывания, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, логических действий (анализ, синтез, построение логической цепочки размышления), а так же постановка и решение проблемы (формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы творческого и поискового характера) [4, с.35].

Игра №2 «Какое число пропущено?» (1-2 класс).

Правила игры: Учитель на доске прикрепляет карточки с цифрами от 0 до 10 (вразброс). Дети внимательно смотрят на цифры. Учитель предлагает детям закрыть глаза, в это время с доски убирается одна цифра, а остальные цифры учитель сдвигает на доске. Детям необходимо найти пропавшую цифру. Когда ученик нашёл цифру - он поднимает руку и зарабатывает 1 балл. Побеждает тот, кто первым наберёт 10 баллов.

Данная игра по классификации Ф. Фребеля относится к сенсорным играм, она направлена на развитие и формирование познавательных УУД посредством внешних органов чувств (в данном случае зрение). Ребёнок формирует общеучебные действия (поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективного способа решения задач), логические действия (анализ, синтез, выбор оснований и критериев для классификации, построение логической цепочки размышлений, доказательство) [6, с.354].

Игра №3 « Посчитай-ка!» (3-4 класс)

Правила игры: У каждого ребёнка на столе лежат карточки с примерами. Детям необходимо решить примеры. Ответ, который ребенок получит, будет служить количеством приседаний [7, с.86].

Данная игра по классификации Ф. Фребеля является моторной. В ходе этой игры дети формируют общеучебные действия (выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий, структурирование знаний), логические действия (анализ, синтез, построение логической цепочки размышлений).

Заключение: таким образом, систематическое применение на уроках математики в начальной школе разнообразных дидактических игр, позволит не только сформировать у учеников познавательные УУД, но и повысить мотивацию к изучению предмета. При правильно подобранных играх, учитывающих возраст детей, уровень их психологического развития, интеллектуальные особенности, станет возможным достижение более высоких результатов обучения младших школьников.