Введение. Несмотря на то, что развод в современном мире достаточно распространенное явление, для каждого человека он сопровождается рядом не только экономических и бытовых проблем, но и громадными эмоциональными потерями. Особенно сильно эмоциональные последствия расставания проявляются в первый год.
После развода молодые супруги обычно находятся на распутье. Именно из-за этого некоторые психотерапевты называют данное время после развода «вторым подростковым детством». Можно заметить, что, как и в период подросткового возраста, бывшие супруги испытывают острейшую необходимость найти свое место в жизни (включая профессиональный план), и чаще всего вынуждены пересмотреть, проанализировать и тщательно переосмысливать систему ценностей своей прошлой семейной жизни[1, с. 106].
Развод всегда является источником больших потрясений в жизни человека и стресса. В данный период времени довольно трудно сохранять устойчивость и спокойствие, и сложным становится скрывать боль от окружающих и особенно от детей. Но все равно уйти от переживаний сложно, так как развод сильно изменяет всю дальнейшую жизнь бывших супругов.
Цель исследования:описать психологические особенности переживаний женщины в первый год после развода.
Материал и методы исследования. Использовались различные методы теоретического анализа литературы: обобщение, анализ, классификация и т.п.
Результаты исследования и их обсуждение. Многими исследователями выделяются различные проблемы семей, которые так или иначе приводят к нарушению взаимоотношений и возможно к разводу. Согласно мнению Ю.Е. Алешиной наиболее частыми трудностями, с которыми сталкиваются супруги, являются: конфликты, недовольство супругом, взаимные придирки, проблемы в сексуальных отношениях, тяжелое заболевание одного из супругов, распределение ролей в семье и др.[2, с. 84].
М. Стуколова придерживается другого мнения и выделяет следующие проблемы: алкогольная и наркотическая зависимость одного из супругов, невозможность самовыражения, склонность одного из супругов к авторитарному стилю общения, проблемы материального характера, рассогласованность в сексуальных отношениях. Основная часть этих проблем носит психологический характер[3, с. 24].
Исследуя особенности адаптационного периода совместного проживания супругов, В.П. Меньшутин указывает на тот факт, что данный этап усложняется тем, что каждый из супругов привносит в новую семью стереотипы и установки, усвоенные в родительской семье. Другими словами, согласно автору, происходит столкновение психологии семьи жены и психологии семьи мужа. Острым вопросом во взаимоотношениях супругов также становится отношение к построению карьеры женщиной [4, с. 96].
В психологии есть такой термин, как «постразводный синдром». Причем возникает он не только у тех пар, которые расходились с криками, скандалами и битьем посуды. Когда супруги расстаются по обоюдному согласию, «постразводный» период также неизбежен. И даже женщины, страдающие в браке и мечтающие избавиться от мучительных отношений, еще какое-то время не могут прийти в себя, так как безболезненно пережить развод с мужем им тоже не удается [5, с. 23].
Психологи объясняют это особой связью между супругами. Муж и жена – не кровные родственники, но и не чужие друг другу люди. Даже при отсутствии детей и каких-либо имущественных проблем, женщина чувствует себя плохо, так как пережить развод с мужем спокойно мешает именно эта связь. Нередко бывшая супруга зацикливается на мысли о потерянной молодости, о собственной никчемности и ненужности. Ее начинают одолевать вопросы, что со мной не так, почему бросил муж, как жить дальше.
Также на эмоциональном состоянии женщины после развода отражаются и эмоции детей. Родители должны признать, что не соглашаться друг с другом и спорить, – совершенно нормально. А вот вовлекать в эти конфликты детей – нет. Так развод или решение родителей жить раздельно обычно считаются травмой для ребёнка (что не всегда так). На деле гораздо более травмирующими оказываются ссоры и скандалы, которые происходят в семье до развода или в его процессе. Последствия такого поведения родителей – беспокойный сон ребёнка, нарушения развития у детей дошкольного возраста, тревожность и дефицит внимания у младших школьников, депрессия и проблемы с успеваемостью у подростков. Все это добавляет женщине эмоциональных переживаний, помимо тех, что связаны с процессом развода.
Выводы или заключение.Подводя итоги небольшому теоретическому анализу, отметим, что проблема эмоциональных переживаний женщины весьма актуальна и мало разработана. Важно исследовать все специфические особенности переживания развода женщиной с целью оказания своевременной и адекватной ситуации психологической помощи, что позволит сохранять психическое здоровье женщины.