Введение. Мотивация является одним из основных элементов личности, обуславливающим особенности ее поведения и деятельности. Очевидно, что без рассмотрения вопроса влияния мотивации, невозможно в полной мере раскрыть особенности общения, деятельности и поведения человека. Мотивация обеспечивает характер направленности личности, определяя ее и управляя ею.
Развитие учебной мотивации учащихся можно охарактеризовать как одну из существенных проблем современной системы образования. Ее актуальность определена обновлением содержания образовательной программы, приоритетом задачи вырабатывания у учащихся приемов автономного получения знаний и формирования активной жизненной позиции. Несомненная значимость учебной мотивации обусловлена еще и тем, что ее отсутствие или низкий уровень приводит к снижению базовых показателей развития и воспитания выпускников всех учебных заведений.
Поскольку учебная деятельность учащихся имеет для каждого свой смысл, то выявление ее характера и в целом смысла учения в каждом определенном случае играет решающую роль в выборе педагогом мер психологического воздействия. В современном динамичном и быстро трансформирующемся мире появляется необходимость переосмысления целей образования в направлении от парадигмы усвоения ЗУНов к развитию личности учащегося как будущего активного человека. При этом развитие личности заключается в формировании и воспитании ее потребностей и мотивов.
Учебная мотивация была описана в различных теориях. Т.Г. Позднякова отмечает, что под учебной мотивацией понимают систему факторов, которые вызывают активность личности, и которые направлены на овладение навыками, умениями и знаниями[1, с. 9]. Т.В. Кузнецова рассматривала учебную мотивацию студентов вуза через призму их профессионального самоопределения [2, с. 114]. А.И. Гебос, благодаря своим исследованиям, выделил факторы, которые способствуют формированию у учащихся позитивной мотивации обучения: возможность осознать ближайшие и конечные цели обучения, определение значимости усваиваемых знаний, как теоретических так и практических, изложение учебного материала в эмоциональной форме, демонстрация со стороны педагога перспективных линий в развитии научных понятий, профессиональная направленность учебной деятельности, выбор задач, которые создают проблемные ситуации в учебной деятельности, наличие любознательности со стороны учеников, а также сформированность познавательного психологического климата в классе [3, с. 58]. Еще один компонент учебной мотивации, который выделяет Ю.А. Бурыхина, – это интерес к учению, который тесно взаимосвязан с уровнем сформированности учебной деятельности, что позволяет по его проявлению оценивать состояние других элементов мотивационной сферы, в частности целей и мотивов[4, с. 132]. А.В. Ахромешин исследовал технические средства обучения как фактор мотивации студентов к учебному процессу в вузе [5, с. 22].
Цель нашего исследования: изучение особенностей учебной мотивации у студентов первых и выпускных курсов колледжа.
В исследовании принимали участие учащиеся первых курсов (30 человек) из них 14 – девушки, 16 – юноши, и выпускных курсов (30 человек) из которых 12 – девушки и 18 – юноши, студенты Октябрьского коммунально-строительного колледжа, Республика Башкортостан.
Методы и методики исследования: тестирование с использованием следующих методик: «Методика изучения мотивации обучения у старшеклассников» М.И. Лукьяновой; «Методика диагностики учебной мотивации студентов» А.А. Реана и В.А. Якунина, модификация Н.Ц. Бадмаевой; «Направленность на приобретение знаний» и «Направленность на отметку» Е.П. Ильина и Н.А. Курдюковой, метод математической статистики: непараметрический критерий Манна-Уитни.
Результаты исследования и их обсуждение. Средние значения обеих групп испытуемых по методикам отражены в таблице 1.
Таблица 1.
Сравнение средних значений переменных мотивации на обучение у студентов первых(n=30) и выпускных (n=30) курсов
№ |
Шкалы |
Первый курс, ср.балл |
Выпускной курс, ср.балл |
U-критерий Манна Уитни |
P – уровень стат. значимости |
«Методика изучения мотивации обучения у старшеклассников» М.И. Лукьяновой |
|||||
1 |
Личностный смысл обучения |
19.2 |
21.6 |
219 |
0.02 |
2 |
Способность к целеполаганию |
21.24 |
20.28 |
303.5 |
0.87 |
3 |
Иные мотивы |
20.12 |
18.44 |
267 |
0.38 |
4 |
Итоговый показатель мотивации |
62.92 |
57.92 |
259 |
0.30 |
5 |
Позиционный |
0.28 |
0.56 |
237 |
0.15 |
6 |
Учебный |
3.08 |
2.96 |
299 |
0.80 |
7 |
Игровой |
2 |
1.6 |
217.5 |
0.046 |
8 |
Оценочный |
0.44 |
0.56 |
290.5 |
0.68 |
9 |
Социальный |
0.08 |
0.24 |
262.5 |
0.34 |
10 |
Внешний |
0.12 |
0.08 |
300 |
0.82 |
«Методика диагностики учебной мотивации студентов» А.А. Реана и В.А. Якунина, модификация Н.Ц. Бадмаевой |
|||||
11 |
Коммуникативные мотивы |
1.84 |
1.76 |
305.5 |
0.90 |
12 |
Мотивы избегания |
2.68 |
2.16 |
235 |
0.14 |
13 |
Мотивы престижа |
1.92 |
2 |
305.5 |
0.90 |
14 |
Профессиональные мотивы |
1.84 |
2.76 |
197 |
0.03 |
15 |
Мотивы творческой самореализации |
1.68 |
1.76 |
296 |
0.76 |
16 |
Учебно-познавательные мотивы |
1.8 |
1.32 |
262.5 |
0.34 |
17 |
Социальные мотивы |
1.84 |
2 |
300.5 |
0.82 |
Направленность на приобретение знаний» и «Направленность на отметку» Е.П. Ильина и Н.А. Курдюковой |
|||||
18 |
Направленность на приобретение знаний или отметку |
7.24 |
6.36 |
248 |
0.21 |
Примечание: статистически значимые различия на уровне не ниже p<0,05 выделены жирным шрифтом.
Согласно полученным результатам, выявлены значимые различия у первокурсников и выпускников по следующим шкалам:
- «личностный смысл обучения» (р=0,02), Студенты выпускного курса в большей степени уверены, что обучение важно для их будущей жизни, для самосовершенствования и саморазвития, им нравится, когда их хвалят за трудолюбие и способности, скорее всего это обусловлено завершением обучения и выходом в самостоятельную жизнь;
- «игровой мотив» (р=0,046). Студенты первого курса в большей степени ходят на занятия с целью развлечений, что, скорее всего, связано с неосознанным пониманием своего нового статуса студента колледжа;
- «профессиональные мотивы» (р=0,03). Студенты выпускного курса в большей степени получают образование для того, чтобы быть успешным в своей профессии, что несомненно влияет на статус и материальный уровень.
Выводы или заключение. Учебная мотивация студентов выпускных курсов имеет личностную и профессиональную направленность. Учебная мотивация первокурсников, в большей степени, имеет игровые моменты, связанные с недостаточно глубоким пониманием нового уровня обучения.
По результатам эмпирического исследования разработана программа тренинга, направленного на развитие учебной мотивации у студентов первых курсов колледжей