Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

FEATURES OF MOTIVATION TO LEARN IN FIRST AND GRADUATE COURSES STUDENTS

Shurukhina G.A. 1 Fatykhova R.R. 1
1 Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla
The article is devoted to the description of the study, the purpose of which was to test the hypothesis that there are differences in the manifestation of motivation to study among students of the first and final years of college. The study involved first-year students (30 people) and graduating courses (30 people) of college. The following methods were used in the work: "Methodology for studying the motivation of learning in high school students" M.I. Lukyanova; "Methodology for diagnosing educational motivation of students" A.A. Rean and V.A. Yakunin, modified by N.Ts. Badmaeva; "Focus on the acquisition of knowledge" and "Focus on the mark" E.P. Ilyina and N.A. Kurdyukova. Method of mathematical statistics: nonparametric Mann-Whitney test. According to the results of empirical research, graduate students are more confident that learning is important for their future life, they feel that learning is important for self-improvement and self-development, they like to be praised for their hard work and abilities, they are more educated in order to to be successful in your profession. First-year students are more likely to attend classes for entertainment purposes. The results obtained can be used to correct the educational motivation of college students.
motivational sphere of personality
educational motivation
college students
comparative analysis of motivation

Введение. Мотивация является одним из основных элементов личности, обуславливающим особенности ее поведения и деятельности. Очевидно, что без рассмотрения вопроса влияния мотивации, невозможно в полной мере раскрыть особенности общения, деятельности и поведения человека. Мотивация обеспечивает характер направленности личности, определяя ее и управляя ею.

Развитие учебной мотивации учащихся можно охарактеризовать как одну из существенных проблем современной системы образования. Ее актуальность определена обновлением содержания образовательной программы, приоритетом задачи вырабатывания у учащихся приемов автономного получения знаний и формирования активной жизненной позиции. Несомненная значимость учебной мотивации обусловлена еще и тем, что ее отсутствие или низкий уровень приводит к снижению базовых показателей развития и воспитания выпускников всех учебных заведений.

Поскольку учебная деятельность учащихся имеет для каждого свой смысл, то выявление ее характера и в целом смысла учения в каждом определенном случае играет решающую роль в выборе педагогом мер психологического воздействия. В современном динамичном и быстро трансформирующемся мире появляется необходимость переосмысления целей образования в направлении от парадигмы усвоения ЗУНов к развитию личности учащегося как будущего активного человека. При этом развитие личности заключается в формировании и воспитании ее потребностей и мотивов.

Учебная мотивация была описана в различных теориях. Т.Г. Позднякова отмечает, что под учебной мотивацией понимают систему факторов, которые вызывают активность личности, и которые направлены на овладение навыками, умениями и знаниями[1, с. 9]. Т.В. Кузнецова рассматривала учебную мотивацию студентов вуза через призму их профессионального самоопределения [2, с. 114]. А.И. Гебос, благодаря своим исследованиям, выделил факторы, которые способствуют формированию у учащихся позитивной мотивации обучения: возможность осознать ближайшие и конечные цели обучения, определение значимости усваиваемых знаний, как теоретических так и практических, изложение учебного материала в эмоциональной форме, демонстрация со стороны педагога перспективных линий в развитии научных понятий, профессиональная направленность учебной деятельности, выбор задач, которые создают проблемные ситуации в учебной деятельности, наличие любознательности со стороны учеников, а также сформированность познавательного психологического климата в классе [3, с. 58]. Еще один компонент учебной мотивации, который выделяет Ю.А. Бурыхина, – это интерес к учению, который тесно взаимосвязан с уровнем сформированности учебной деятельности, что позволяет по его проявлению оценивать состояние других элементов мотивационной сферы, в частности целей и мотивов[4, с. 132]. А.В. Ахромешин исследовал технические средства обучения как фактор мотивации студентов к учебному процессу в вузе [5, с. 22].

Цель нашего исследования: изучение особенностей учебной мотивации у студентов первых и выпускных курсов колледжа.

В исследовании принимали участие учащиеся первых курсов (30 человек) из них 14 – девушки, 16 – юноши, и выпускных курсов (30 человек) из которых 12 – девушки и 18 – юноши, студенты Октябрьского коммунально-строительного колледжа, Республика Башкортостан.

Методы и методики исследования: тестирование с использованием следующих методик: «Методика изучения мотивации обучения у старшеклассников» М.И. Лукьяновой; «Методика диагностики учебной мотивации студентов» А.А. Реана и В.А. Якунина, модификация Н.Ц. Бадмаевой; «Направленность на приобретение знаний» и «Направленность на отметку» Е.П. Ильина и Н.А. Курдюковой, метод математической статистики: непараметрический критерий Манна-Уитни.

Результаты исследования и их обсуждение. Средние значения обеих групп испытуемых по методикам отражены в таблице 1.

Таблица 1.

Сравнение средних значений переменных мотивации на обучение у студентов первых(n=30) и выпускных (n=30) курсов

Шкалы

Первый курс, ср.балл

Выпускной курс, ср.балл

U-критерий Манна Уитни

P – уровень стат. значимости

«Методика изучения мотивации обучения у старшеклассников» М.И. Лукьяновой

1

Личностный смысл обучения

19.2

21.6

219

0.02

2

Способность к целеполаганию

21.24

20.28

303.5

0.87

3

Иные мотивы

20.12

18.44

267

0.38

4

Итоговый показатель мотивации

62.92

57.92

259

0.30

5

Позиционный

0.28

0.56

237

0.15

6

Учебный

3.08

2.96

299

0.80

7

Игровой

2

1.6

217.5

0.046

8

Оценочный

0.44

0.56

290.5

0.68

9

Социальный

0.08

0.24

262.5

0.34

10

Внешний

0.12

0.08

300

0.82

«Методика диагностики учебной мотивации студентов» А.А. Реана и В.А. Якунина, модификация Н.Ц. Бадмаевой

11

Коммуникативные мотивы

1.84

1.76

305.5

0.90

12

Мотивы избегания

2.68

2.16

235

0.14

13

Мотивы престижа

1.92

2

305.5

0.90

14

Профессиональные мотивы

1.84

2.76

197

0.03

15

Мотивы творческой самореализации

1.68

1.76

296

0.76

16

Учебно-познавательные мотивы

1.8

1.32

262.5

0.34

17

Социальные мотивы

1.84

2

300.5

0.82

Направленность на приобретение знаний» и «Направленность на отметку»

Е.П. Ильина и Н.А. Курдюковой

18

Направленность на приобретение знаний или отметку

7.24

6.36

248

0.21

Примечание: статистически значимые различия на уровне не ниже p<0,05 выделены жирным шрифтом.

Согласно полученным результатам, выявлены значимые различия у первокурсников и выпускников по следующим шкалам:

- «личностный смысл обучения» (р=0,02), Студенты выпускного курса в большей степени уверены, что обучение важно для их будущей жизни, для самосовершенствования и саморазвития, им нравится, когда их хвалят за трудолюбие и способности, скорее всего это обусловлено завершением обучения и выходом в самостоятельную жизнь;

- «игровой мотив» (р=0,046). Студенты первого курса в большей степени ходят на занятия с целью развлечений, что, скорее всего, связано с неосознанным пониманием  своего нового статуса студента колледжа;

- «профессиональные мотивы» (р=0,03). Студенты выпускного курса в большей степени получают образование для того, чтобы быть успешным в своей профессии, что несомненно влияет на статус и материальный уровень.

Выводы или заключение. Учебная мотивация студентов выпускных курсов имеет личностную и профессиональную направленность. Учебная мотивация первокурсников, в большей степени, имеет игровые моменты, связанные с недостаточно глубоким пониманием нового уровня обучения.

По результатам эмпирического исследования разработана программа тренинга, направленного на развитие учебной мотивации у студентов первых курсов колледжей