Железнодорожный транспорт играет важную роль в функционировании и развитии товарного рынка страны, в удовлетворении потребности населения в передвижении. Он составляет основу фундамента транспортного комплекса Российской Федерации и имеет большое экономическое, социальное и политическое значение. Железнодорожные перевозки в значительной мере влияют на состояние российской экономики, развития и на политику страны и ее производителей при внешнеэкономической деятельности.
Практический опыт показывает, что многие отрицательные явления возникли или усилились на железнодорожном транспорте в последнее время не только из-за ухудшения общей экономической ситуации в стране, но и из-за недостаточного уровня эффективности инвестиционной политики, которая предполагает наличие n-го количества проблем.
В связи с этим важную роль в поддержании социально-экономической стабильности в стране и обеспечения роста эффективности экономики играет структурная реформа железнодорожного транспорта, которая может и обязана включать в себя новые инвестиционные проекты, целью которых выступает модернизация железнодорожной отрасли за счет обновления парка, расширения рынка и путей, а также за счет использования новейших технологий при системе управления операционными процессами внутри компании ОАО «РЖД».
При анализе предмета научного исследования, необходимо изначально перечислить основные проблемы, с которыми сталкивается современный железнодорожный комплекс Российской Федерации [1; 2]:
- недостаточность материальных и финансовых ресурсов;
- недостаточный фонд оплаты труда для содержания необходимого количества сотрудников;
- устаревшая нормативная база и правила текущего содержания железнодорожных путей;
- снижение технологического окна для выполнения ремонта и осмотра пути ввиду увеличения грузооборота;
- недостаточный уровень развития системы перевозок пассажиров;
- большие потери рабочего времени на выполнение внеплановых работ;
- железнодорожный транспорт столкнулся с высоким уровнем изношенности парка локомотивов (средний износ составляет 74,9%, а грузовые тепловозы достигли критического уровня 82%);
- недостаточный уровень финансовой прозрачности железнодорожного комплекса России;
- сохранение процесса перекрестного субсидирования, когда прибыльные продукты отрасли компенсируют убытки неэффективных услуг;
- недостаточно эффективная система государственного регулирования железнодорожного комплекса в частности касаемо тарифной политики.
Помимо этого, в современных условиях российской экономики есть общие негативные фундаментальные факторы, которые влияют на эффективность управления комплексом железнодорожного транспорта:
- инфляционное давление;
- девальвационные риски ослабления курса российского рубля;
- высокий уровень процентных ставок на денежно-кредитном рынке;
- низкий рост показателей личных финансов населения страны, что влияет на платежеспособность клиентов пассажирских перевозок;
- переориентация отечественных производителей промышленной продукции ввиду введения экономических санкций со стороны стран-участниц Еврозоны.
Учитывая такое положение дел, правительство России осознает, что текущее состояние железнодорожного транспорта и отрасли страны желает лучшего, что побуждает государственный аппарат управления принять впервые за всю историю стратегический документ под названием «Стратегия развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года».
Так, согласно основным пунктам, общий объем инвестиций в железнодорожный транспорт России до 2030 года составит 13,9 трлн рублей.
Основными источниками финансирования инвестиционных проектов будут [4]:
- федеральный бюджет (21%);
- субъекты РФ (4,4%);
- частные инвесторы (74,6%), в том числе акционеры компании ОАО «РЖД» (42,6%).
Общую инвестиционную политику можно разделить на две части:
- инновационная, которая предполагает реализацию инвестиционных проектов, целью которых выступает модернизация железнодорожного транспорта;
- динамическая, которая предполагает инвестиционные проекты по строительству новых путей длиной 20 550 км, создания новых локомотивов (с ускорением скорости движения и грузоподъемности), а также создание железнодорожного соединения в таких регионах страны, как Горный Алтай, Тува, Магаданская область и Немецкий автономный округ.
Таким образом, с помощью таких инвестиционных проектов, общая плотность железнодорожных дорог России увеличится на 23,8%. Несмотря на столь грандиозные планы правительства страны, существуют отдельные проблемы реализации инвестиционной политики, а именно хроническая недофинансированость. Недоинвестирование российских железных дорог может стать серьезной проблемой при решении задач обновления, развития и повышения эффективности функционирования этого вида транспорта и фактором, ограничивающим рост экономики в целом.
При этом необходимо выделить основные проблемы и финансовые риски при реализации инвестиционных проектов на железнодорожном транспорте России. К ним относятся [3]:
- высокая фондоемкость железнодорожного транспорта, что требует зачастую более высокий объем средств, чем запланировано;
- большой срок окупаемости инвестиций и тем самым подверженнее инвестиционного проекта различным рыночным факторам.
С целью повышения экономической эффективности инвестиционной деятельности предприятий железнодорожного транспорта в России, стоит предложить ряд мероприятий по направлению основной суммы средств при инвестициях, которые могут быть применимы на базе компании ОАО «РЖД»:
- на обновление парка подвижного состава и технических средств за счет поставок техники нового поколения, обеспечивающей улучшение качества транспортного обслуживания, повышения уровня безопасности транспортной деятельности, ослабления негативного влияния на окружающею среду, рост эффективности работы железнодорожного транспорта за счет снижения его ресурсоемкости и повышение ремонтопригодности;
- внедрение комплекса информационных технологий, направленных на совершенствование управления перевозочным процессом и инфраструктурой железнодорожного транспорта;
- модернизацию устройств автоматики, телемеханики и электроснабжения;
- приведение мощности всех хозяйств железнодорожного транспорта в соответствии с объемом выполняемой работы, внедрение ресурсосберегающих технологий.
Таким образом, необходимо обратить внимание на такие фундаментальные факторы, как инфляционное давление, девальвация российского рубля, бюджетный дефицит и ужесточение денежно-кредитной политики Банка России. Все эти факторы имеют прямое и непрямое влияние на эффективность реализации современной инвестиционной политики на железнодорожном транспорте. Если их влияние со временем ослабнет, то программа правительства до 2030 года имеет возможность быть реализованной. Но, за столь большой промежуток времени не стоит исключать наступления экономического и финансового кризиса, что создаст дополнительные инвестиционные риски.