Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

INFLUENCE OF TECHNOGENIC DISASTERS ON THE ECONOMY OF THE COUNTRY

Kuznetsova P.D. 1
1 Plekhanov Russian University of Economics (REU them. G.V. Plekhanov)
Every year the number of chemically and radiation-hazardous facilities, as well as hydraulic structures in the world is growing, and every year in the territories there are strange consequences of anthropogenic nature. The economy of the state feels a negative impact on the elimination of the consequences of accidents that occurred on its territory. However, in this case it is not enough. It is very important to pay special attention to this issue, since the prevention of a man-made disaster is always a less costly measure than eliminating the consequences. This article is devoted to the analysis of the impact of man-made disasters on the country's economy, as well as man-made disasters. On the example of Chernobyl, damage from a similar catastrophe was revealed. In the course of work, the emergency situation that occurred in 1986 was examined, and the extent of harm, environmental damage, and financial losses was assessed. Conclusions are drawn on methods of preventing and losing losses in connection with industrial disasters.
technological disasters
economics
economic damage
material damage
emergency situations

Введение

Техногенная катастрофа – это чрезвычайное происшествие, которое характеризуется возникновением и развитием неблагоприятных и неуправляемых процессов в техносфере, и может повлечь за собой крупные человеческие жертвы, нанести серьезный вред здоровью людей и повредить  важные элементы и процессы окружающей среды.

Ежегодно в мире происходят сотни техногенных катастроф. Страны несут как человеческие, так и материальные потери. Некоторые из них могут оказать серьезное негативное влияние на экономику государства.

Цель исследования: проанализировать влияние техногенных катастроф на экономику страны.

Материал исследования: данные о техногенных катастрофах.

Методы исследования: анализ и синтез полученной информации.

Чрезвычайные ситуации всегда приносят немалые потери: прямые или  косвенные, что отрицательно сказывается  на экономике. Для ликвидации последствий от ЧС, возобновления поврежденных основных фондов, строений и другого имущества организации и граждан направляются материальные, трудовые и денежные ресурсы, то есть их нужно забирать из других сфер и областей, которые формируют национальное богатство. А национальное богатство является источником и предпосылкой развития экономики страны.

Экономические потери от ЧС – важнейший показатель в системе экономического анализа, охватывающего такие проблемы, как определение уровня защиты от ЧС объектов народного хозяйства, проведение экономической оценки эффективности производства, использование технических средств системы защиты от ЧС.

Обществу необходимо располагать данными о потерях от ЧС и уметь правильно их определять. Это вызывает перед экономической наукой задачи исследования материально-вещественной и структурной характеристики потерь в народном хозяйстве и методов их измерения. Таким образом, из экономического содержания народнохозяйственных потерь от ЧС можно выделить 4 укрупненных блока экономических потерь: потери стоимости части национального богатства (прямые потери); потери в результате отвлечения ресурсов на компенсацию последствий от ЧС; потери из-за неиспользования возможностей; потери социально-экономические.

Прямой экономический ущерб от техногенных катастроф включает в себя затраты на выполнение аварийно-спасательных и других неотложных работ; единовременные выплаты семьям погибших и пострадавших; расходы по оплате труда спасателей, медицинских работников, пожарных и других участников ликвидации чрезвычайных ситуации, а также затраты на немедленную ликвидацию экологически опасных последствий воздействия поражающих факторов чрезвычайной ситуации.

Одна из крупнейших техногенных катастроф – авария на Чернобыльской АЭС. Точно подсчитать финансовые потери невозможно, так как на тот момент в стране была централизованная экономика, а также в связи с высокой инфляцией и нестабильными курсами валют во время переходного периода, который последовал за распадом Советского Союза в 1991 году. Однако из подсчетов, проведенных правительством после 1990 года, становятся очевидны масштабы последствий: убытки, понесенные в результате аварии за два десятилетия, исчисляются сотнями миллиардов долларов.

Первые официальные оценки ущерба, сделанные в середине 1986 г., говорили о сумме ущерба 3 — 5 млрд. долларов. Через несколько лет рассчитывали, что до 2000 г. придется потратить до 120 млрд. долларов (SECC, 1996). В 1990 г. эта величина определялась уже 358 млрд. долларов [1].

Даже на данный момент ежегодно из бюджета Украины от всего объема государственных расходов отчисляется от 5% до 7% на пособия и программы связанные аварией на Чернобыльской АЭС. Расходы Белоруссии в 1991 году составили 22,3% расходов госбюджета, сумма затрат ежегодно снижалась и в 2002 г. составила уже 6,1%. По некоторым оценкам с 1991 по 2003 гг. республика потратила на Чернобыль более 13 млрд. долларов [2].

Сильнее всех, конечно же, пострадала сельскохозяйственная отрасль. «В трех странах было выведено из обращения 784 320 гектаров сельскохозяйственных угодий, а лесозаготовка была прекращена на 694 200 гектарах леса. Введение радиационного контроля резко сократило рынок сбыта пищевых продуктов и другой продукции из пострадавших районов. Благодаря усилиям по восстановлению многие районы сохранили способность производить безопасные пищевые продукты при условии, тем не менее, повышенных расходов на удобрения, добавки и особые методы обработки почвы» [3, c. 28].

В современных реалиях подобная ситуация маловероятна, но вполне возможна: 29 мая 2020 года в Норильске произошла чрезвычайная ситуация федерального масштаба – утечка дизельного топлива при разгерметизации бака на ТЭЦ-3 в Кайеркане. Это одна из крупнейших утечек нефтепродуктов в арктической зоне в истории, она создаёт угрозу для экосистемы Северного Ледовитого океана. На восстановление экологии в районе аварии уйдет около десяти лет. Однако помимо колоссального вреда экологии важно отметить немалые экономические убытки. В реки попало около 15 тысяч тонн дизельного топлива. Если применять методику Минприроды по оценке экологического вреда водным объектам, ущерб составит более 6 миллиардов рублей [4].

Обе вышеупомянутые аварии нанесли огромный урон экологии и экономике стран. Правительство ежегодно тратит немалые средства на восстановление последствий и предотвращение подобных ситуаций, что, несомненно, достаточно сильно отражается на госбюджете и благосостоянии экономики в целом.

«Говоря, о России необходимо подчеркнуть, что общие тенденции, присущие сегодня развитию мирового сообщества, усугубляются в ней еще и тем, что в условиях имеющего место экономического кризиса в стране отмечается значительное старение основных фондов и падение производственной и технологической дисциплины. В результате в последние годы в России наблюдается постоянный ускоренный рост количества происходящих аварий и катастроф техногенного характера и их масштабности» [5, с. 199].

Важным фактором является реализация кампаний по предупреждению и предотвращению подобных ситуаций. Для этого страны должны инвестировать денежные средства в службы по предупреждению и ликвидации ЧС. Эти меры помогут снизить «потери и ущерб от указанных чрезвычайных ситуаций, которые в России оцениваются в 5% ВВП в среднегодовом выражении» [6, c. 12].

Результаты исследования и их обсуждение

В ходе работы был проведен анализ экономического ущерба от одной из крупнейших техногенных катастроф – аварии на Чернобыльской АЭС. Проведена параллель с ЧС 2020 года в Норильске. Всё это позволяет утверждать, что техногенные катастрофы оказывают негативное влияние на экономику государства.

Заключение

Таким образом, в виду всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что техногенные катастрофы негативно влияют на экономику страны, разрушая ее экологию и вынуждая правительство тратить миллиарды на ее восстановление.