Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN ECONOMY: GOALS, OBJECTIVES, PROSPECTS

Smertina V.A. 1
1 Sevastopol branch of Plekhanov Russian University of Economics
In this article, the author considers the innovative development of the Russian economy. Various points of view of the authors on the definition of the concept of innovation are considered, as well as the author's interpretation of this concept is given. The problems of innovation development are described. The article highlights that one of the main goals today is to develop an innovative policy for economic growth and social security of the population. The author defines the goals and tasks facing the state on the way to transition to innovative development of the economy. In addition, the prospects for the development of the Russian economy are considered. The author notes that the digital future of the Russian economy is connected with the implementation of specific measures to ensure innovative development. For this purpose, the article considers the directions of digitalization of the economy. It is concluded that the digital revolution is changing our lives at a very high speed. This is done by creating new technologies that offer both great opportunities and enormous difficulties. The result of the introduction of the digital economy should be: new production technologies, processing of large amounts of data, quantum communication technologies, virtual and augmented reality technologies, and increased production efficiency.
innovation
development
prospects
goals
tasks

Введение. Инновационная деятельность достаточно актуальна в наше время. Мы замечаем, что постоянно создаются какие-то новые вещи, упрощающие нашу жизнь, а современный человек уже не встречает их со сложностями. В наше время люди уже с самого детства могут пользоваться сложными системами.

 В XXI веке происходят резкие качественные изменения во всех сферах человеческой жизнедеятельности. В связи с научно-технической революцией и повальной компьютеризацией технической деятельности человека резко изменились такие сферы человеческой жизни, как образование, экономика и политика. Появились такое понятия, как «электронное правительство», «цифровой рынок», «электронная демократия» и так далее. На электронную основу перешли системы общения и коммуникации, позволившие нам невероятно легко контактировать с людьми в самых удалённых регионах мира.

Благодаря компьютерной революции, например, упростилась экономическая деятельность людей. Вследствие внедрения качественно новых средств для проведения финансовых операций, расчетов и вычислений многие процессы, происходившие в экономике, ускорились до небывалых темпов. Тому способствовало и появление, например, электронных денег.

Таким образом, научно-техническая революция приблизила глобализацию общества и его информатизацию.

Цель исследования заключается в изучении инновационного развития экономики РФ, ее целей, задач и перспектив.

Материал и методы исследования. Для проведения данного исследования были использованы методы начного познания, сравнения, логического рассуждения.

Результаты исследования и их обсуждение. Различные ученые экономисты по-разному трактуют понятие инновация.

Например, С.Т. Антипов определяет инновацию как объект, внедренный в определенную сферу деятельности и отличающийся от других объектов по ряду признаков [3, с.122].

По нашему мнению, данные определения являются неполными и нуждаются в уточнении.

Считаем, что под инновацией следует понимать нововедение или новшество способное оказать существенное изменение на конечные результаты труда в виде повышения эффективности деятельности.

Слово инновация пришло к нам из латинского языка примерно в XVII века [5, с.22]..

Инновационная деятельность предполагает собой систему связанных видов работ, совокупность которых обеспечивает появление, собственно новых инноваций [1, с.100].

В условиях развертывающегося во втором десятилетии XXI в. научно-технологического переворота стартовые позиции России для осуществления инновационного прорыва являются не вполне благоприятными.

Во-первых, кризисное состояние экономики в 1990-х гг. и стагнация во втором десятилетии нынешнего века негативно отразились на сфере профессионального образования. Из-за хронического недофинансирования и недостаточно эффективного использования бюджетных средств в сфере профессионального образования наблюдается тенденция старения преподавательских кадров, ухудшения материально-технической базы, необходимой для проведения учебного и научно-исследовательского процесса.

Во-вторых, научно-технический и инновационный потенциал страны за годы кризиса сильно подорван, особенно в научно-промышленном комплексе, который в прошлом был главным источником принципиально новых технических идей и технологий. Многие научные и конструкторские школы распались или влачат жалкое существование. Кадровый потенциал науки, конструкторского и инженерного корпуса постарел, талантливая молодежь устремляется в рыночные сферы деятельности или эмигрирует.

В-третьих, практически отсутствует долгосрочная научно-техническая и инновационная политика государства, расплывчато определена и не подкреплена ресурсами система приоритетов, свернута система преференций в сфере науки и инноваций, государство сокращает свое участие в финансировании профессионального образования, не отлажен механизм партнерства государства, науки, образования и бизнеса в целях обеспечения масштабного инновационно-технологического прорыва.

Однако, по нашему мнению, развитие экономики России невозможно без становления на инновационный путь развития.

Одной из важный целей на сегодняшний день является разработка инновационной политики экономического роста и социального обеспечения населения. В рамках поставленной цели можно выделить ряд первостепенных задач. Необходимо пересмотреть ряд ключевых моментов по имущественной поддержке населения, решения проблем безработицы, в том числе среди молодежи, а также страхования граждан. Решение данных проблем инновационного развития невозможно без участия государства.

Считаем, что основными перспективами развития экономики РФ должны стать:

1) увеличение доли России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг до 10 % в 5 - 7 и более секторах экономики к 2025 году;

2) увеличение доли экспорта российских высокотехнологичных товаров в общем мировом объеме экспорта высокотехнологичных товаров с 0,25 %;

3) увеличение валовой добавленной стоимости инновационного сектора в валовом внутреннем продукте с 12,7 %;

4) увеличение доли инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции с 5 % до 35 % к 2025 году;

5) повышение внутренних затрат на исследования и разработки с 1,3 %, из них больше половины - за счет частного сектора.

Также решение данных вопросов невозможно без высококвалифицированных специалистов. Отсюда вытекает необходимость их подготовки и обучения [4, с.11].

По нашему мнению, инновационное развитие экономики РФ не возможно без применения цифровизации.

В последнее время правительство уделяет особое внимание цифровой трансформации как национальному приоритету, чтобы страна смогла совершить скачок и присоединиться к мировым лидерам цифровой экономики, пожиная при этом все экономические и социальные выгоды, которые это подразумевает.

Цифровое будущее российской экономики связано с реализацией конкретных мероприятий по обеспечению инновационного развития:

1) создание необходимых и достаточных условий институционального и инфраструктурного характера, устранение имеющихся препятствий и ограничений для создания и (или) развития высокотехнологических бизнесов и недопущение появления новых препятствий и ограничений как в традиционных отраслях экономики, так и в новых отраслях и высокотехнологичных рынках; 

2) создание экосистемы цифровой экономики, в которой данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности и в которой обеспечено эффективное взаимодействие, включая трансграничное, бизнеса, научно-образовательного сообщества, государства и граждан; 

3) повышение конкурентоспособности на глобальном рынке как отдельных отраслей экономики Российской Федерации, так и экономики в целом;

4) разработка и утверждение нормативно-правовых документов, регулирующих внедрение новых технологий;

5) обеспечение полномасштабной инфраструктуры управления данными с использованием российских технологий;

6) разработка и введение «сквозных» технологий с использованием разработок российских программистов;

7) применение передовых технологических решений в сфере госуправления и оказания органами власти услуг населению.

Результатом внедрения цифровой экономики должны стать: новые производственные технологии, обработка больших объемов данных, квантовые технологии связи, технологии виртуальной и дополненной реальности.

«Уже через два-три года ключевые технологии перевернут существующие уклады и создадут новые рынки. К 2025 году ряд стран выпустят цифровые государственные валюты на базе блокчейна и примут законы о роботах. К этому же времени объем мирового рынка искусственного интеллекта увеличится почти в 30 раз и достигнет 60 млрд долларов. А объем рынка Интернета вещей, одного из самых крупных и перспективных, – 4,3 трлн долларов» - сообщил директор по особым поручениям Ростеха Василия Бровко [4, с.27].

Есть теория, что роботы проникнут практически во все сферы жизни, а рынок робототехники может достичь $1 трлн. Сегодня уже вряд ли кого-то удивят, привычные нам изобретения, даже какой-то самый новый телефон с кучей функций, и именно поэтому стало так сложно завоевать место в какой-либо сфере. Но как только роботы станут широко доступны, случится настоящий прорыв.

Заключение. Подводя итог можно сделать вывод о том, что цифровая революция меняет нашу жизнь с очень большой скоростью. Происходит это путем создания новых технологий, которые дают как большие возможности, так и колоссальные трудности. С новыми технологиями человечество может внести значительный вклад в достижение целей в области устойчивого развития. Чтобы в полной мере раскрыть социально-экономический потенциал цифровых технологий, необходимо как можно скорее укрепить международное сотрудничество.

Цифровая экономика составляет базу развития в целом и оказывает воздействие на разнообразные отрасли. Цифровые технологии преобразуют способы социального взаимодействия. Появляются новые способы кооперации и координации экономических агентов для совместного решения определенных задач.

Считаем, что у российской экономики есть все возможности для того, чтобы выйти на лидирующие позиции в области инновационного развития экономики.