Введение. 18 марта 2014 года в состав России вошли два новых субъекта Федерации - Республика Крым и город федерального значения Севастополь. Сложные экономические условия, в которых пребывал новый для РФ регион, явились предпосылкой нового витка в развитии экономики региона и восстановления жизнедеятельности полуострова.
За более чем 20 лет пребывания Крыма и Севастополя в составе Украины, полуостров являлся дотационным, развивался вяло, финансирование из центра было ограниченным и не покрывало основные потребности региона, что конечно не способствовало развитию экономики.
После интеграции Крыма и города Севастополя в Российское правовое и экономическое пространство со стороны РФ были предприняты конкретные меры для развития экономики полуострова, несмотря на сложные экономические условия и ограниченность бюджетных и других финансовых ресурсов в государстве. Были приняты Государственные программы развития Крыма и города Севастополя, которые незамедлительно воплощались, выделено значительное бюджетное финансирование, взят курс на развитие экономики, науки, образования, медицины, туризма, промышленности и сельского хозяйства в регионе. В статье рассматриваются первые итоги восстановления полуострова за прошедшие пять лет и перспективы его дальнейшего экономического развития
Анализ литературы. За прошедший с 2014 года период, Республика Крым и город Севастополь были одними из самых упоминаемых и анализируемых в СМИ регионов, строились предположения и делались экономические прогнозы развития полуострова. Данная статья является синтезом из публикаций в прессе, телевизионных новостных программ и опубликованных работ известных экономистов.
Газета "Коммерсантъ" - регулярные публикации статей об интеграции и развитии Крыма.
А.Р. Мирсияпова рассматривает понятие инновации, анализирует инновационное развитие Крыма и города Севастополя, механизмы и схемы внедрения инноваций в экономику полуострова, как территории с перспективным и уникальным потенциалом.
К. Назарова и О. Агеева Дают характеристику понятия - эффект низкой базы и объясняют высокие темпы роста экономики региона. Анализируются темпы Федерального строительства в Крыму и инвестиции из бюджета РФ.
Журнал "Деловой Крым О. Степанов опубликовал статью о преодолении дотационности и курсе на самообеспечение.
А.О. Знамешиков – о первых итогах реализации Государственных программ в экономической сфере Крыма.
А.А. Остовская и Е.А. Смирнова дают объективную оценку социально- экономического развития Республики Крым на современном этапе и перспективы развития региона.Даётся определение понятию - социально-экономический потенциал.
Рассматривая полуостров Крым с точки зрения его уникальных по своему местоположению данных можно утверждать, что экономика региона имеет огромный потенциал. С одной стороны это морские порты и транспортные магистрали между странами Европы и Азии, с другой стороны - тёплый климат, способствующий развитию земледелия и виноградарства, прекрасная природа и условия для развития туристско-рекреационной деятельности.
Экономика региона диверсифицирована, основная часть ВРП (валовый региональный продукт) приходится на сельское хозяйство, промышленное производство, небольшую нефтедобычу, туризм и сферу услуг.
Имея такие великолепные условия, вполне очевидно, что полуостров имеет реальные перспективы для развития экономики, внедрения инноваций, преодоления дотационности и выхода на самообеспечение [1]. Немаловажную роль в развитии региона играет и привлечение инвесторов, но при имеющихся экономических санкциях, инвестирование значительных средств на нынешнем этапе затруднительно.
Цель исследования: Рассмотреть пути и перспективы экономического развития новых субъектов Российской Федерации – Республики Крым и города федерального значения Севастополя. В статье анализируются экономическое развитие полуострова в период пребывания в составе Украины, процессы интеграции региона в правовое и экономическое пространство РФ, перспективы развития до 2024 года.
Не так давно, а именно в марте 2014 года, Республика Крым и город федерального значения Севастополь вошли в состав Российской Федерации по результатам общенародного референдума.
После пребывания Крыма в составе Украины более 20 лет инфраструктура, наука, экономика и туризм в регионе пребывали в упадке. Для Украины Крымский полуостров был дотационным регионом, который требовал к себе внимания, нуждался в развитии и модернизации, но средства из государственного бюджета выделялись не достаточные для удовлетворения основных потребностей региона. Крым выживал, как получалось, что не могло не сказаться на состоянии региона на момент присоединения к РФ в 2014 году.
Бюджет региона на 2013 г. являлся дефицитным, всего 52% расходов были обеспечены поступлениями из центра. При общем объеме расходов в $493,3 млн. по текущему курсу, $256,3 млн. приходились на дотации и субвенции из Киева. Налоги и сборы, собираемые на территории полуострова, дали только $198,3 млн., однако в эту цифру не вошли таможенные платежи, поступавшие напрямую в бюджет Украины [2].
Продуктами питания Крым обеспечивал себя полностью, за исключением сахара, молока и растительного масла. Серьёзной проблемой для полуострова является нехватка воды. Обеспеченность Крыма водой была в 4,24 раза меньше средних показателей по Украине. Вода в Крым поступала из Днепра через Северо-Крымский канал, который брал своё начало из Каховского водохранилища. После 2014 года силами недружественной Украины дефицит водоснабжения усугубился. Введенная со стороны Украины экономическая блокада надолго осложнила жизнедеятельность полуострова.
Так же остро стоял вопрос с обеспечением полуострова электроэнергией. Своими силами Крым мог обеспечить электроэнергией только 20% своих потребностей, остальные 80% поступали из материковой Украины. Огромной проблемой стало прекращение подачи электроэнергии из Украины 22 ноября 2015 года. Данный акт получил в народе название «Блэк-аут» и парализовал работу предприятий и организаций всего полуострова.
При наличии нефтедобычи в Крыму нет собственных нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), нефтепродукты перевозятся на переработку по морю и ЖД транспортом.
Все мы знаем, что со времен царской России и до распада СССР Крым заслуженно считался знаменитой и всесоюзной здравницей, после 1992 г. вся туристическая отрасль полуострова постепенно умирала, не имея дотаций, ветшали и разрушались санатории и дома отдыха. Доходы от туризма составляли всего 6% поступлений в бюджет - виной тому стала неразвитость туристической индустрии полуострова.
То, что могло бы неплохо поддержать экономику, – это 4 крупных торговых порта в Крыму, однако 87,8% грузооборота приходилось на железнодорожные перевозки.
Такие отрасли, как наука, образование, медицина, не получая должной финансовой поддержки из Киева, фактически деградировали и влачили жалкое существование.
Производственные предприятия на территории полуострова в основном находились под юрисдикцией Украины, после 2014 г. они прекратили своё существование, только незначительное количество из них было национализировано, либо перерегистрировано, либо поменяло собственников.
С момента присоединения Республики Крым и г. Севастополя к Российской Федерации власти России вплотную занялись проблемами региона. Первоочередным шагом явилось Постановление Правительства РФ от 11 августа 2014 г. «Об утверждении федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2022 г.». Целями и задачами программы является интегрирование экономики Республики Крым и г. Севастополя в экономическое пространство России. Данное Постановление Правительства затрагивает абсолютно все актуальные проблемы развития региона в экономике и банковском секторе, науке и образовании, медицине, туризме, развитии энергетической инфраструктуры, водоснабжении, транспортной доступности и сообщения с материковой частью России, создание благоприятного инвестиционного климата, способствующего раскрытию потенциала региона [3].
Развитию экономики региона способствует и Федеральный Закон РФ №377-ФЗ от 29.11.2014 г. «О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополь и свободной экономической зоне на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополь». Фактически действие свободной экономической зоны (СЭЗ) началось с 1 января 2015 г. и протяженностью на 25 лет, с возможностью пролонгации в дальнейшем. СЭЗ – это один из эффективных инструментов для привлечения инвестиций в экономику Крыма и Севастополя.
17 декабря 2018 года Государственный совет Республики Крым утвердил бюджет республики на 2019 год и на плановый период 2020-го и 2021 годов. Основная часть средств, вкладываемых в развитие региона, - дотации из бюджета РФ, в 2019 году они составляли 77%. В планах по бюджету на 2020-й и 2021 годы заложены постепенное снижение объемов безвозмездных поступлений, а также рост собственных налоговых и неналоговых доходов. Власти и эксперты надеются, что Крым сможет стать бездотационным регионом через 8–10 лет [1].
Проблемы с энергообеспечением Крыма и г. Севастополя были решены Российской Федерацией в кратчайшие сроки путём постройки Балаклавской ТЭС (ввод в эксплуатацию 18.03.2019 г.) и Таврической ТЭС (1.10.2018 г.) общей мощностью 2070 МВт и подключения полуострова к энергомосту, соединившему Крым с материковой частью России. Таким образом, был дан старт полноценному развитию региона.
Поистине грандиозным проектом для Крыма, осуществленным РФ, стало строительство Крымского моста, соединившего полуостров с материковой частью России. Это самый большой мост, не имеющий аналогов в России, протяженностью 19 км и утвержденной стоимостью 227,92 млрд. руб. 15 мая 2018 г. президент России В. В. Путин принял участие в открытии автодорожной части моста, а 24 сентября 2019 г. первые пассажиры протестировали железнодорожную его часть. Сейчас осуществляются пассажирские железнодорожные перевозки в Крым и г. Севастополь, после длительного перерыва, наконец, пошли поезда, и заканчиваются работы по запуску железнодорожных грузоперевозок по мосту.
Не менее значима и постройка четырёхполосной автодороги – трассы «Таврида», соединяющей Крымский мост с западной частью полуострова. Общая протяженность трассы составит 250 км, завершение строительства планируется к 2022 году. На сегодняшний день сдана в эксплуатацию 1-я очередь автодороги протяженностью 190 км.
Воздушное сообщение Крыма с материковой частью России никогда не прерывалось: с 2014 г., по сути, оно было единственно возможным до момента сдачи Крымского моста. 16 апреля 2018 г. было закончено строительство и сдан в эксплуатацию новый международный терминал аэропорта «Симферополь».
Рекордно короткие сроки постройки Крымского моста, возобновление пассажиропотока и поддержка туристической отрасли со стороны РФ дают возможность для развития и реконструкции санаториев, домов отдыха, детских лагерей в Крыму, что является немаловажной составляющей в развитии экономики региона.
Крым – третий в России регион по числу здравниц, хотя по этому показателю полуостров заметно отстает от лидеров. В рейтинг топ-100 за 2018 год вошло восемь санаториев, которые заработали 2,36 млрд. руб. выручки. Всего в 2017 году в республике насчитывался 151 санаторий. Турпоток в Крым за прошлый год стал рекордным, увеличившись на 28%, до 6,8 млн. человек. Туризм наряду с транспортом и торговлей формирует треть ВРП республики [4].
11 сентября 2014 года Председателем Совета Министров Крыма С. Аксёновым подписана «Инвестиционная декларация Республики Крым», в которой гарантируются благоприятные условия для инвесторов, желающих работать на территории Крыма, и предоставляется государственная поддержка. На инвестиционном портале Республики Крым и официальном сайте Торгово-Промышленной палаты Крыма содержатся описания проектов в туристическо-рекреационной сфере, предлагаемых к реализации с привлечением инвесторов. Однако в настоящий момент Крымский полуостров и г. Севастополь находятся под давлением международных экономических санкций, что затрудняет привлечение реальных инвесторов. Тем не менее, по результатам анализа, Республика Крым и г. Севастополь на 2019 г. вошли в число лидеров по росту основных секторов экономики. Рост обеспечили крупные инфраструктурные проекты и эффект низкой базы [5].
Высокие темпы роста зафиксированы в строительной отрасли, промышленном секторе и в розничном товарообороте. Рост происходит в основном за счет государственных инвестиций, частные инвестиции - гораздо скромнее. При таких показателях роста экономики вполне естественно, что население Крыма и Севастополя весьма небогато, рабочие места, в основном,- в строительстве и государственном секторе. И пока регион является дотационным, положение вряд ли изменится.
Поддержку государства получают и образовательные учреждения Крыма и Севастополя. Председатель комитета по образованию, науке, молодежной политике Крымского парламента А. Шувалов в ходе пресс-конференции рассказал, что на развитие образования и улучшение условий в учебных заведениях выделено в 2020 г. 26 млрд. рублей, хотя все потребности учебных заведений эта сумма, конечно, не покроет.
В рамках федерального развития региона идёт строительство порядка 20 школ, социальная поддержка преподавательского состава, талантливых учеников и студентов, обновление и модернизация научно-технической базы учебных заведений. На территории Крыма уже функционируют филиалы российских ВУЗов, но правительство Крыма не планирует открытие новых филиалов – напротив, сейчас поддерживаются именно крымские ВУЗы. В тексте распоряжения Правительства РФ прописана программа развития Крымского Федерального университета (КФУ) им. В.И. Вернадского вплоть до 2024 года. На модернизацию и развитие университета будет выделено 6,07 млрд. рублей. Высшие учебные заведения Крыма и Севастополя намерены объединиться для создания Научно-образовательного центра (НОЦ) на территории полуострова.
Традиционно в Крыму всегда было большое количество предприятий, которые создавали и реализовывали инновационные проекты, но за время перестройки и до момента присоединения региона к РФ промышленность была полностью уничтожена, практически все предприятия были закрыты.
К серьёзным проблемам промышленного развития в Республике Крым можно отнести такие факторы, как: большая степень изношенности основных фондов предприятий, поэтому уровень производительности труда низкий; прежние кооперационные цепочки нарушены, и рынок сбыта изменился; стоимость инвестиционных вливаний весьма высока, что ограничивает приток прямых инвестиций; серьёзный дефицит воды.
Основная доля промышленных предприятий расположены в Симферополе, Армянске, Красноперекопске, Евпатории, Феодосии, Керчи, Бахчисарайском и Красногвардейском районах [6].
После интеграции региона в состав РФ инновационные проекты, требующие значительных инвестиций, можно считать долгосрочными. Причиной этого являются в основном экономические санкции и то, что Крым – до сих пор не признанный регион, следовательно, инновационные проекты финансируются в основном государством. Те финансовые вливания, которые мог бы сделать частный капитал, делаются весьма вяло, частный капитал всегда очень чувствителен к различного рода рискам и осторожен. Многие иностранные инвесторы заинтересованы в сотрудничестве в области сельского хозяйства, туризма, IT-технологий, но в данный момент не готовы работать в непризнанном Крыму. На момент 2020 г. инновационная структура в Крыму - слабая, спрос на развитие и реализацию инноваций не слишком высок, наблюдается дефицит квалифицированных специалистов. В основном внедряли инновации предприятия пищевой промышленности, химической промышленности и машиностроения. Но время диктует своё, и потребитель заинтересован в разработке технологических процессов, позволяющих производить товары (продукцию) и оказывать услуги, обладающие современными качествами, конкурентоспособные, востребованные на мировом уровне. А, следовательно, дальнейшее развитие и внедрение инноваций неизбежно [7].
Республика Крым отнесена к группе со средней инновационной активностью, она занимает 30-е место в рейтинге, г. Севастополь — 24-е, что подтверждает тезис о стимулировании предприятий региона и ориентации на производство конкурентоспособной продукции не только в пределах России, но и для экспорта.
Результаты исследования. Изучив специфику, проблемы и перспективы экономического развития Республики Крым и города федерального значения Севастополя, можно с уверенностью сказать, что в качестве нового субъекта федерации и при всесторонней поддержке РФ, полуостров полностью интегрировал в правовое и экономическое пространство России. Экономическое развитие субъекта идёт ускоренными темпами во всех направлениях жизни полуострова, чему способствует и эффект низкой базы, и дотации из центра, и серьёзная работа Правительства Крыма и города Севастополя.
В заключение могу сказать, что к актуальным проблемам экономического развития региона – Республики Крым и города федерального значения Севастополя, - довольно нового для Российской Федерации субъекта, можно отнести и развитие науки и образования, и внедрение инновационных технологий. Регион быстро интегрировал в экономику РФ, запущены и частично осуществлены грандиозные государственные проекты, развернуто масштабное строительство. Повышенное внимание уделяется развитию промышленности, сельского хозяйства, виноградарства, туризма, науки и образования, - основных направлений, которыми отличается Республика Крым. Разработаны государственные инвестиционные программы, способствующие притоку в Крым частного капитала. Всё только начинается, но регион весьма гибок и восприимчив ко всему новому и прогрессивному. При той поддержке, которую оказывает Крыму Российская Федерация, все процессы запущены и ускоряются.