Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

LEGAL REGULATION STRUCTURE OF COSTS OF BUDGETS OF SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Kulbuzheva D.A. 1
1 Ingush State University
the Relevance of this topic lies in the fact that budget expenditures are expenditures that arise in connection with the performance by public authorities of their tasks and functions. The article analyzes the interdependence and interdependence of budget expenditures with the tasks and functions of the state, and considers the legal regulation of the distribution of expenditures between budgets of various levels. The article also analyzes the concept of,, budget expenditures,,. The author formulated the author's definition of budget expenditures, developed features of budget expenditures. The description of expenditure obligations is given, the purpose of their establishment is considered, the mandatory conditions for their establishment, as well as the legal basis for expenditure obligations. Expenditure obligations are considered as the basis for the occurrence of budget obligations and corresponding monetary obligations. In the article, based on the analysis of budget legislation, special modes of spending budget funds are identified.Special attention is also paid to the norms regulating budget expenditures, which are included in the basic community of legal norms – the sub-branch of financial law "state and municipal expenditures", and are also part of the complex sub-branch of financial law "budget law". When improving the rules governing budget expenditures of a subject of the Russian Federation, not only their interrelationships with legal regulations governing other public expenditures are taken into account, but also the rules that make up other institutions of budget law.
system of legal regulation
budget expenditures
budget deficit
expenditure obligations
budget obligations

Расходы бюджета субъекта Российской Федерации в современной России существенно влияют на различные социально-экономические процессы. При совершенствовании правового механизма важно рассматривать региональные бюджетные расходы в составе единой системы государственных и муниципальных расходов. «Эффективное правовое регулирование многообразных финансовых отношений требует от законодателя понимания того, что данные отношения складываются, существуют и развиваются не в отрыве друг от друга, а в тесном взаимодействии и взаимообусловленности».

Расходы бюджета субъекта РФ как правовая категория представляют собой урегулированные нормами права общественные отношения по формированию расходов бюджета субъекта РФ (возникновение расходного обязательства, соответствующего стратегическим направлениям регионального социально-экономического развития, преобразование расходного обязательства в бюджетное путем включения затрат на соответствующие нужды в закон субъекта РФ о бюджете с одновременным утверждением бюджетных ассигнований, утверждение лимитов бюджетных обязательств) и отношения по их осуществлению (принятие и учет бюджетных и денежных обязательств, подтверждение денежных обязательств, санкционирование оплаты денежных обязательств, подтверждение исполнения денежных обязательств).

Конституционные положения о социальном характере Российского государства предопределяют преимущественно социальную направленность государственных и муниципальных централизованных и децентрализованных расходов, что особенно важно в условиях рыночной экономики для предотвращения социальной напряженности в обществе. Вместе с тем, необходимого для построения социального государства уровня расходов ни по качественным, ни по количественным параметрам пока не наблюдается, о чем свидетельствует приведенная в исследовании статистическая информация.

Построению надлежащей системы правового регулирования формирования и осуществления расходов бюджета субъекта Российской Федерации способствует полный и всесторонний анализ их видов, произведенный на основе метода классификации расходов бюджета по разным основаниям, в том числе, по ведомственному признаку, по функциональному признаку, по экономическому содержанию, по степени необходимости, по периодичности.

Для эффективного управления региональными финансами в условиях дефицита бюджетных средств и обеспечения баланса интересов разных ветвей государственной власти субъекта РФ предлагается утверждать направления приоритетных (защищенных) расходов субъекта РФ одним из следующих способов:

- в законе субъекта РФ о бюджете;

- в ходе исполнения бюджета комиссией, включающей на паритетных началах представителей законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, контрольно-счетного органа субъекта РФ. [2]

Закрепленное в ст. 6 БК РФ определение понятия «расходные обязательства» сформулировано как обязанность, т.е. как мера должного поведения – предоставить средства бюджета в случаях, установленных соответствующим нормативным правовым актом, договором или соглашением. Каких-либо взаимосвязанных прав и обязанностей должника и кредитора, характерных для обязательства, конструкция расходного обязательства не предполагает, в связи с чем предлагается в БК РФ вместо понятия «расходное обязательство» употреблять «расходная обязанность», вместо «бюджетное обязательство» - «бюджетная расходная обязанность». [1]

Стоит отметить, что не все нормативные правовые акты обусловливают расходные обязательства. Так, не порождает расходных обязательств Конституция Российской Федерации, конституционные гарантии являются основанием для возникновения расходных обязательств, устанавливаемых нормативными правовыми актами, договорами или соглашениями.

Расходные обязательства субъекта Российской Федерации порождаются только нормативными правовыми актами, принятыми органами государственной власти этого субъекта Российской Федерации или заключенными ими договорами (соглашениями). Следовательно, являются нарушением ст. 85 БК РФ случаи установления расходных обязательств субъектов Российской Федерации федеральными нормативными правовыми актами. В таких актах лишь определяются права и обязанности участников финансовых правоотношений, а также разграничиваются полномочия публичных органов, что, в свою очередь, является правовой основой для принятия субъектами РФ своих расходных обязательств. При этом в ряде случаев федеральный законодатель закрепляет за субъектом РФ дискреционные полномочий, в связи с чем принятие расходных обязательств субъекта РФ будет зависеть от финансовых возможностей его бюджета. [5]

Следовательно, нормы, регулирующие бюджетные расходы, включаются в базовую общность правовых норм – подотрасль финансового права «государственные и муниципальные расходы», а также являются частью комплексной подотрасли финансового права «бюджетное право». При совершенствовании норм, регулирующих расходы бюджета субъекта РФ, учитываются не только их взаимосвязи с правовыми предписаниями, регламентирующими иные публичные расходы, но и нормы, составляющие иные институты бюджетного права.