В настоящее время в России большое количество неолимпийских видов спорта в России. Среди них чир спорт (до 2017 года название вида спорта «Черлидинг»), который был признан в качестве официального вида спорта в 2007 году. В связи с большой популярностью среди молодёжи в декабре 2016 года черлидинг получили предварительное признание в качестве олимпийского вида спорта Международным олимпийским комитетом (далее – МОК). Этот вид спорта теперь может подключиться к финансированию МОК и принять участие в ряде программ: включая программы развития спортсменов и программы борьбы с допингом. Он получил номер признанных олимпийских видов спорта – 37. По окончанию трехлетнего периода временного признания, возможно повторно обратиться в международный олимпийский комитет, чтобы стать частью спортивной программы Олимпийских игр.
Чир спорт как вид спорта полностью соответствует целям физической культуры и спорта, способствуют физическому развитию и совершенствованию личности, укреплению здоровья и повышению двигательной активности посредством регулярных тренировок и участия в соревнованиях.
В России чир спортом занимаются люди в возрасте от 4 лет и старше. В рамках официальных соревнований проводятся фестивали для детей от 4 лет до 8 лет, а также соревнования среди родителей, что подтверждает, что возрастных ограничений данный вид спорта не имеет.
В связи с тем, что при формировании команд по данному виду спорта отсутствует строгий отбор, нет утвержденных критериев, в команды попадают дети с разной спортивной подготовкой. Подготовить подобную команду к соревнованиям достаточно проблематично, команда не может показать высокий результат на ответственных стартах. Единственное верное решение сформировать сборную команду спортсменов, предварительно прошедших процедуру отбора.
Целью настоящей публикации является рассмотрение аспектов формирования сборной команды школы (на примере вида спорта чир спорт).
При формировании сборной команды школы по чир спорту были выявлены как положительные, так и отрицательные стороны, которые не все участники тренировочного процесса готовы принять.
Перечислим основные положительные аспекты формирования сборной команды.
Во-первых, дети с высокой спортивной подготовкой могут реализовать себя, показать высокие результаты на соревнованиях различных уровней: от городского до всероссийского. По результатам, показанным на соревнованиях, спортсменам присваиваются соответствующие разряды в соответствии с Единой всероссийской спортивной классификацией, утверждаемой Министерством спорта Российской Федерации.
Во-вторых, повышается мотивация тренироваться и улучшать уровень своей подготовки в целях отбора в сборную команду школы у остальных спортсменов. Уровень ответственности увеличивается, дети подходят более осознанно к тренировочному процессу, добросовестно выполняют все задания, в том числе и домашние, успешно осваивают новые элементы, упражнения, связки.
Во-третьих, главной задачей тренера становится сплочение коллектива спортсменов и родителей, появления у них общей цели. В командном виде спорта единый, дружный коллектив очень важен с точки зрения поддержки как спортсменов, так и тренера. Приглашение на соревнования всех членов семьи, бабушек, дедушек, создание единой кричалки-поддержки команды, приобретение собственного командного флага, единой экипировочной формы позитивно влияет на создание благоприятного микроклимата в коллективе.
В-четвертых, появляется больше возможностей для реализации у тренера команды. Команда является образцом для подражания для всех спортсменов аналогичного возраста. Во главе данного коллектива стоит тренер, инициатор, вдохновитель, образец поведения многих спортсменов.
В-пятых, наличие команд различных уровней: от начинающих до опытных, сборных команд, несомненно, играет положительную роль в развитии, повышении привлекательности школы. Благодаря командам различных уровней происходит верное распределение поступающих детей, планируется и осуществляется их тренировочный процесс.
Однако, наряду с положительными аспектами, существуют и отрицательные аспекты формирования сборной команды.
Во-первых, длительные многочасовые тренировки. Чтобы быть успешным в виде спорта «чир спорт» необходимо владеть основами хореографии, акробатики, гимнастики, танца. Все вышеперечисленное оттачивается на отдельных занятиях по направлениям. Спортсменам наряду с базовыми навыками необходимо оттачивать синхронную работу в команде, перестроения, одинаковость движений, слаженность. Отдельно назначаются тренировки для постановки программ в различных дисциплинах.
Во вторых, большие финансовые затраты для родительского состава. В связи с тем, что чир спорт не является олимпийским видом спорта финансирование от органов местного самоуправления, государственной власти отсутствует. Взносы на соревнования, выезды, от областных и межрегиональных до всероссийских, форма для выступлений, спортивная экипировка приобретается силами родителей.
В третьих, удаленность от мест проведения занятий. В связи с тем, что основной проблемой любого вида спорта является дефицит тренировочной базы, спортивных залов, занятия назначаются в разное время, постоянный график тренировок отсутствует. Тренировки назначаются в разных спортивных залах, удаленных от места проживания спортсменов.
В четвертых, отсутствие выходных, праздничных дней. Тренировочный процесс, цикл продолжается непрерывно не зависит от дня недели, государственных праздников.
В пятых, пропуски в общеобразовательных учреждениях. В связи с частными выездами в соответствии с графиком соревнований дети пропускают занятия в школе, вынуждены осваивать пропущенный материал в домашних условиях.
Подводя итог, хочется отметить, что формирование сборной команды школы является сложным процессом, требующим проведения огромной организаторской, тренерской работы, а также несет в себе как положительные, так отрицательные стороны. Но, несомненно, результаты, показанные сборной командой является высокими.