Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важен уровень профессиональной компетентности педагога. Специфика и сложность организации образовательной работы с дошкольниками, необходимость учета индивидуальных особенностей развития в каждый момент пребывания в детском саду, важность налаженного партнерства с родителями воспитанников обуславливает наличие комплекса профессиональных компетенций у педагога дошкольного образования и предполагает совершенствование воспитателем своего профессионального уровня.
Учитывая специфику дошкольного возраста, следует отметить важную роль педагога в развитии базиса личностной культуры ребёнка, обеспечении его эмоционального благополучия, создании психолого-педагогических условий для развития индивидуальных склонностей и способностей детей.
Поэтому очень важно, чтобы на этом возрастном этапе с детьми работали профессионально - компетентные педагоги, в полной мере осознающие самоценность периода дошкольного детства. Следует отметить, что в силу ряда причин (обновление нормативной базы дошкольного образования, увеличение численности детей дошкольного возраста, старение педагогических кадров дошкольных образовательных организаций) проблемы кадрового обеспечения дошкольного образования и профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования становятся ещё более актуальными.
В настоящее время существует много различных определений сущности профессиональной компетентности педагога. Э.Ф. Зеер рассматривает профессиональную компетентность как интегральное качество личности, включающих систему необходимых знаний, умений и навыков, достаточных для выполнения определённого вида профессиональной деятельности [2, с. 23].
В.И. Байденко определяет компетентность специалиста как проявление им стремления и способности на практике реализовать свой потенциал для успешной творческой деятельности в профессиональной и социальной сферах [1, с. 18].
Все чаще в психолого-педагогической литературе высказывается мнение о том, что трудности внедрения новых программ образования в значительной степени зависят от недостаточной подготовки педагогов, сложностью их перестройки на новый уровень преподавания, к педагогическому творчеству. Понятие «готовность» в педагогике и психологии трактуется по-разному. Так различают следующие компоненты:
Профессиональную готовность, т.е. субъективное состояние личности, считающей себя способной к выполнению определенной профессиональной деятельности и стремящейся ее выполнить;
Профессиональная подготовленность – оптимальный результат профессиональной подготовленности и обученности личности;
Готовность к труду - образование, включающее в себя операциональные (система базисных политехнических и профессиональных знаний и умений) и личностные (установка, направленность на труд, особенности мотивов и интересов к труду, система привычек и отношений, эмоциональные и волевые функции человека, профессионально значимые качества личности) компоненты.
П. П. Алексеева, В. В. Сериков и др. полагают, что готовность к профессиональной деятельности включает в себя не только обученность способам осуществления профессиональных функций, но и систему качеств личности, сформированность положительного отношения к труду, проявляющаяся в активно-положительном отношении к профессиональной деятельности.
Компетенция (от англ. competence) — это личная способность специалиста решать определенный класс профессиональных задач. Также под компетенцией понимают формально описанные требования к личностным, профессиональным и т. п. качествам сотрудников компании (или к какой-то группе сотрудников). В данном понимании компетенции используются при оценке персонала.
Профессиональная компетенция педагога в том и состоит, что он, опираясь на возможности ребенка, на понимание механизмов, которые влияют на его самооценку, находит адекватные способы поддержки его стремления успешно выйти из проблемы. Понимая сильные и слабые стороны ребенка, он помогает ему опереться на свои силы и дополняет его там, где дошкольник, как бы ни старался, объективно пока с чем-то справиться не может. Взаимодействие основывается на возможности совместно решить и преодолеть проблему.
Особый интерес представляют собой исследования готовности к профессиональной деятельности (в современной теории педагогики «готовность к профессиональной деятельности» заменена понятием «профессиональная компетентность») М. И. Дьяченко и Л. А. Кандыбович, которые определяют ее как устойчивую характеристику личности (подготовленность или длительная готовность). Она действует постоянно, ее не надо каждый раз формировать.
Компетентность – это предпосылка успешной деятельности. В связи с этим авторы рассматривают готовность к профессиональной деятельности в виде взаимосвязанных компонентов:
- Мотивационно- личностного (положительное отношение к профессии, интерес к ней, потребность успешно выполнять поставленную задачу, стремиться добиться успеха и показать себя с лучшей стороны);
- Ориентационного (знания и представления об особенностях и условиях профессиональной деятельности, ее требованиях к личности);
- Операционального (владение способами и приемами профессиональной деятельности, необходимыми знаниями, навыками, умениями, процессами анализа и синтеза, сравнения, обобщения);
- Волевого (самоконтроль, самобилизация, умение управлять действиями).
- Оценочного (самооценка собственной профессиональной подготовленности и соответствия процесса решения профессиональных задач оптимальным трудовым образцам).
Рассматривая компетенцию как целостное интегративное образование, В.С. Лазарев выделяет в ней четыре компонента: когнитивный, ориентировочный, операциональный и опыт [8, с. 27].
В своём исследовании под профессиональной компетентностью мы понимаем готовность педагога дошкольного образования решать профессиональные задачи, опираясь на имеющиеся у него знания, умения и навыки, а также опыт практической деятельности.
Для получения целостного представления о сущности профессиональной компетентности педагога дошкольной образовательной организации на современном этапе целесообразно обратиться к действующим нормативным документам, регламентирующим его деятельность.
В частности, в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечается, что важнейшей целью дошкольного образования является личностное развитие ребёнка, его позитивная социализация.
Для достижения этой цели педагоги должны владеть компетенциями, необходимыми для создания социальной ситуации развития детей: обеспечения эмоционального благополучия; поддержки индивидуальности и инициативы детей; создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми; построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития ребёнка; взаимодействия с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность.
Таким образом, Федеральный государственный стандарт дошкольного образования предъявляет качественно новые требования к организации образовательного процесса. Готовность педагога к субъект - субъектной модели взаимодействия с ребёнком позволяет предоставить ему возможность занять активную позицию в образовательном процессе, не просто осваивать предлагаемую взрослым информацию, а познавать мир, вступая с ним в активный диалог. Становление субъектной позиции ребёнка в деятельности, общении и познании обеспечивает развитие таких личностных качеств, как активность, самостоятельность, инициативность.
Наши выводы не претендуют на исчерпывающее решение рассматриваемой проблемы, а лишь предполагают некоторые ориентиры для дальнейших исследований изучения профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных организаций.